Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс программа 2100
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Дуброва Инна Анатольевна

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс программа 2100 Тема:"Спасительная сила грозы(глава "Стрелка барометра"из повести А.Н. Толстого "Детство Никиты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта25.92 КБ

Предварительный просмотр:

          Ф.И.О. Дуброва Инна Анатольевна ГБОУ лицей №179 г. Санкт-Петербург

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс В

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Спасительная сила летней грозы (Глава «Стрелка барометра» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)

Цели

Образовательные: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 развитие умений по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

-  Регулятивные УУД: 

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

- Познавательные УУД: 

Планируемый результат

Предметные:

Знать

Уметь

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия

барометр

Межпредметные связи

С окр.миром

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа,работа в группах

Технология прове классдения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Примечания учителя

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

Приготовить рабочее место, настроиться на рабочий лад

Организует внимание ребят на учебную деятельность

(вспоминаем то, что важно для урока).

 

Уточняет тематические рамки.

).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

Ребята пробуют назвать цели урока, тему урока

Учитель подводит к теме и цели урока

 

III.

 (10 мин) Ι. Актуализация знаний.

Дети выразительно читают главу « В купальне»

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение главы «В купальне».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

.

IV.  (25 мин)

 Развитие умений.

I. Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

 – Прочитайте название главы. В каком произведении мы недавно встречались с этим предметом – барометром? (Рассказ К. Паустовского «Жильцы старого дома», там сломанный барометр всегда показывал «великую сушь».)

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 96). Что можно предположить о содержании главы?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (читают дети вслух). По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии, вместе с детьми ведёт диалог с автором.

СТРЕЛКА БАРОМЕТРА

1

Василий Никитьевич вот уже несколько дней стучал ногтями по барометру и шёпотом чертыхался (Для чего стучал по стеклу барометра? Почему чертыхался? Вопросы задаются, но ответа они не требуют.) стрелка стояла на «сухо, очень сухо». (Поняли почему?) За две недели не упало ни капли дождя, а хлебам было время зреть. Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, похожая на пыль от стада. Погорели луга, потускнели, стали свёртываться листья на деревьях, и сколько Василий Никитьевич ни стучал в стекло барометра – стрелка упорно показывала: «сухо, очень сухо». (Была сильная засуха, а барометр не предсказывал изменения погоды.) Собираясь за столом, домашние не шутили, как прежде, лица у отца и матушки были озабоченные (Вы, конечно, понимаете почему?): Аркадий Иванович тоже молчал, глядя в тарелку, и время от времени поправлял очки, стараясь скрыть этим сдержанный вздох. Но у него была своя причина(Интересно какая?): Васса Ниловна, городская учительница, обещавшая приехать погостить в Сосновку, написала, что «прикована к постели больной матери» и надеется повидаться с Аркадием Ивановичем только осенью в Самаре. (Вот и ответ. Вам понятно, что значит «прикована к постели больной матери»?)

Никита так и представлял эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина в серой кофточке, со шнурком от часов, и одна нога её прикована цепью к ножке кровати. (Художник нарисовал то, что представлял Никита. Почему мальчик именно так себе представлял подругу Аркадия Ивановича? Он буквально понял это выражение.) В особенности в эти тусклые от сухой мглы, душные дни тоскливо было представлять себе городскую учительницу, сидящую у голой стены, у железной кровати. (А это ещё один ответ на наш вопрос.)

За обедом Василий Никитьевич, выбивая пальцами полечку по краю тарелки, сказал:

– Если завтра не будет дождя – урожай погиб.

Матушка сейчас же опустила голову. (Вам понятно, почему герои так ведут себя: Василий Никитьевич нервно выстукивает пальцами мелодию, матушка опустила голову?) Слышно было, как, точно в бреду, звенела муха в огромном окне, в том месте, где наверху полукруглые двойные стёкла, никогда не протиравшиеся, были затянуты паутиной.

Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтоб из сада не несло жаром.

– Неужели опять голодный год, – проговорила матушка. – Боже, как ужасно! (Значит, уже был голодный год, и все понимают, как это ужасно.)

– Да, вот так: сиди и жди казни (О какой казни говорит отец?), – отец подошёл к окну и глядел на небо, засунув руки в карманы чесучовых панталон (Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.), – ещё один день этого окаянного пекла, и – вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети... Непостижимо. (Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель. Вот о какой казни говорит отец: если не пойдёт дождь, сгорят все посевы, будет голодная зима, болезни, смерть.)

2

Обед кончился в молчании. (Почему?) Отец ушёл спать. Матушку позвали на кухню – считать бельё. Аркадий Иванович, чтобы уж совсем стало скверно на душе, отправился один гулять в раскалённую степь.

В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи, все вещи были словно подёрнуты пылью. Никита не знал, куда приткнуться. Пошёл на крыльцо. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло. От тишины, от зноя звенело в голове.

Никита пошёл в сад, но и там не было жизни. Прожужжала сонная пчела. Не шевелясь, висели пыльные листья, как жестяные. (Ужасная картина, правда? Нигде нет жизни.)

Никита побрёл домой и прилёг на пахнущий мышами диванчик. Посредине зала стоял оголённый от скатерти со множеством противных тонких ножек обеденный стол. Ничего на свете не было скучнее этого стола. (Вы почувствовали состояние Никиты?)

Но вот в полураскрытом окне, на подоконнике, появился Желтухин (Это ручной скворец.), клюв у него был раскрыт, – до того жарко. Подышав, он пролетел над столом и сел Никите на плечо. Повертел головой, заглянул в глаза и клюнул в висок, в то место, где у Никиты была чёрненькая родинка, как зёрнышко, – ущипнул и опять заглянул в глаза. (Обратите внимание: Желтухин как будто принёс с собой жизнь: он живой, активный, постоянно двигается…)

– Отстань, пожалуйста, убирайся, – сказал ему Никита и лениво поднялся, налил скворцу водицы в блюдечко. (Никита пока не понимает, почему

Желтухин так себя ведёт.)

Желтухин напился, прыгнул в блюдечко, выкупался, расплескал всю воду, повеселел и полетел искать места, где бы отряхнуться, почиститься, и сел на карнизик деревянного футляра барометра. (Смотрите: Желтухин стал ещё живее. Интересно почему? Этот вопрос не требует ответа.)

– Фюить, – нежным голосом сказал Желтухин, – фюить, бурря.

– Что ты говоришь? – спросил Никита и подошёл к барометру.

Желтухин кланялся, сидя на карнизике, опускал крылья, бормотал что-то по-птичьи и по-русски. И в эту минуту Никита увидел, что синяя стрелка на циферблате, далеко отделившись от золотой стрелки, дрожит между «переменчиво» и «бурей». (Вы поняли, что это значит?)

3

Первый и второй абзацы читает учитель. С третьего абзаца читают дети.

Никита забарабанил пальцами в стекло (Для чего?) – стрелка ещё передвинулась на деление к «буре». (Вот и ответ: ему не показалось, действительно барометр показывал бурю.) Никита побежал в библиотеку, где спал отец. Постучал. Сонный, измятый голос отца спросил поспешно (Поспешно – это как?):

– А, что? Что такое?

– Папа, поди – посмотри барометр...

– Не мешай, Никита, я сплю. (Посмотрите: отец, с одной стороны, ждёт известия, а с другой – не хочет верить…)

– Посмотри, что с барометром делается, папа...

В библиотеке было тихо – очевидно, отец никак не мог проснуться.

Наконец зашлёпали его босые ноги, повернулся ключ, и в приоткрытую дверь просунулась всклокоченная борода:

– Зачем меня разбудил?.. Что случилось?.. – Барометр показывает бурю.

– Врёшь, – испуганным шёпотом проговорил отец и побежал в залу и сейчас же оттуда закричал на весь дом: – Саша, Саша, буря!.. Спасены!

Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. (То есть совсем уснули, не двигались.) К вечеру низкое солнце скрылось в раскалённой мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно – ни одной звезды. Стрелка барометра твёрдо указывала – «буря». Все домашние собрались и сидели у круглого сороконожечного стола. Говорили шёпотом, оглядывались на раскрытые в невидимый сад балконные двери. (Все вместе, и все напряжённо ждут, говорят шёпотом, будто боятся спугнуть стрелку барометра…)

Часть 4

Читает учитель (без комментариев).

2. Выявление первичного восприятия.

– Что вы чувствовали, когда читали эту главу? Менялось ли ваше настроение?

3. Выборочное чтение, наблюдение за языком автора.

– Обратите внимание, с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду и т.д. – см. слова, которые подчёркнуты в тексте.)

– Но вот появляется Желтухин – и… (текст как бы оживает: появился, раскрыт, пролетел, повертел, заглянул, клюнул … – см. подчёркнутые слова).

– Посмотрите в части 3, как меняется поведение отца Никиты, как автор передаёт его состояние. Найдите и прочитайте. (См. подчёркнутые слова.)

4. Обобщающая беседа.

а) Какие эпизоды главы проиллюстрировал художник (с. 92, 95, 96)?

б) Как вы думаете, почему автор именно так назвал эту главу (не «Барометр

в) Как бы вы сформулировали тему урока? О чём самом важном мы говорили и читали? (О спасительной силе летней грозы.)

Учитель открывает запись темы на доске.

г) Так в чём же спасительная сила летней грозы?

д) Каким вы увидели лето, летнюю природу в главах из повести «Детство Никиты»? (Очень разные картины...)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Физкультминутка

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

V.  (2 мин)

 Итог.

- проверить умение

.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

.  Ответы детей, оценка своей деятельности

. - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что сегодня получалось?

- Над чем предстоит работать?

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС школа 2100 ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения  2 класс   ОС школа 2100 . Тема урока: корейская  сказка "Честный мальчик"...

Технологическая карта урока математики 3 класс программа 2100

Технологическая карта урока математики 3 класс Программа 2100 Тема:" Арифметические действия над числами"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100")

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Замечательные собаки" (ОС "Школа 2100") с использованием аудиозаписи...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...