Мастер- класс "Моделирование на уроках литературного слушания в 1 классе" Учитель МБОУ СОШ с. михайловка Калининского района Саратовской области Орищенко М. В.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Орищенко Марина Васильевна

«Я  хочу поделиться опытом работы по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» . Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Проводятся они один раз в неделю в течение всего учебного года. На этих уроках учитель учит детей «искусству слушать» сказку, рассказ, стихотворение. Научить ребенка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать свое «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер- класс26.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Я  хочу поделиться опытом работы по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» . Начиная с первого класса, в данном курсе вводятся уроки литературного слушания. Проводятся они один раз в неделю в течение всего учебного года. На этих уроках учитель учит детей «искусству слушать» сказку, рассказ, стихотворение. Научить ребенка слушать художественное произведение – значит дать ему возможность почувствовать произведение, сделать свое «открытие», которое заставит задуматься о нравственных категориях: добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти.

Уроки литературного слушания являются благодатной почвой для формирования специальных читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения. Для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс уже с первого класса я использую метод моделирования – введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление модели обложки, схематичных планов произведений».

Фрагмент урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"

Учебные задачи:

1) Формировать умение слышать художественное слово и чувствовать красоту родной природы.

2) Учить сравнивать стихотворения по темпу, настроению и интонационному рисунку (А. Блок "Зайчик"; Е. Трутнева "Когда это бывает?").

3) Обогащать читательский опыт первоклассников.

4) Развивать умение выявлять авторскую позицию (отношение).

Учебные умения:

1) Высказывать своё отношение к произведению и описанию картин родной природы.

2) Выделять слова, выражающие отношение и чувства поэта.

3) Правильно называть произведение, определять жанр и тему.

Учебный материал для детей: “Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений”- М., Вентана-Граф,2013 год; рабочая тетрадь; листочки-модели; цветные карандаши, магнитные доски, разноуровневые карточки.

Учебный материал для учителя: методическое пособие; цветные мелки; пьеса П.И.Чайковского “Времена года”; стихотворение Е. Трутневой “Когда это бывает?” и модель обложки.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

На урок вас приглашаю,

И удачи пожелаю.

Чтобы новое узнать,

Будем книгу мы читать.

Очень рада видеть вас,

За работу!  В добрый час!

           Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. (Слайд 1с  вопросом “Когда это бывает?”). Перед вами – карточки с заданиями. Все вы делитесь на группы Вот вам магнитные доски и карточки.  Карточки трёх цветов: красные-  сложное  ,синие- средний уровень, оранжевые-   лёгкий уровень. Ответы маркером запишем на магнитной доске.

           Проверка загадок .  (На доске открываются слова (“лето”, “зима”, “весна”,“осень”,“ ).(Слайды 2,3,4,5) оценивание.

-Что объединяет эти слова? Как можно назвать одним словом? (Слайд 6  “Времена года”).

2.Повторение. Ребята, на уроках чтения, литературного слушания мы знакомились со многими стихотворениями разных авторов, которые писали о временах года, описывали красоту родной природы. Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру “Вспомни - назови”.

“Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть”.
                              (Блок. “Зайчик”)  

Я часто думаю о нём.

И он, поди, грустит.

В большую перемену, днём,

Я знаю, прилетит.

                        (Я.Аким. "Мой верный чиж")

- Что я вам прочитала? (стихи)

- Кто вспомнит автора и заголовок?

Самопроверка и оценивание на солнышке с лучиками. (Слайд 7)

3.Физминутка:  музыкальная

4.Работа со стихотворением Е. Трутневой “Когда это бывает?”

а) слушание нового произведения (учитель читает );

-Дети, слушайте!

-Попробуем почувствовать настроение автора.

б) выявление первичного восприятия произведения (беседа):

- Понравилось ли вам то, что вы услышали?

- Что именно вам понравилось?

-Ребята, каким настроением вы прониклись? (загадочным, радостное, тихое, прекрасное).

- Какие слова запомнили?

- Какие вы молодцы! Умеете слушать!

в) моделирование обложки Самостоятельная работа на отдельных листах.

- Дети, подумайте, что вы слушали?  Определите жанр (стихотворение)

-Как определить? (Есть рифма)

-Что такое рифма? (созвучные слова)

- О чём это стихотворение?

Стихотворение, какой геометрической фигурой мы обозначаем? ( http://festival.1september.ru/articles/500313/full.h1.jpg)

На какой части листа располагаем треугольник? (по середине)

- А кто написал это стихотворение о природе?

- Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

- Кто правильно назовёт, что мы слушали?

г) сравнение с образцом учителя (образец крепится на доске)

- Сравните свои работы с образцом. Дети работают на листках, а учитель на доске «с ошибками».

Проверка. Учитель:

- Какие ошибки Вы заметили? Исправьте. (это стих-е о природе , а не детях) Слайд 8

Самооценивание. Прикрепите лучик к солнышку, если не допустили ошибки в составлении модели .

Физкультминутка:  

Утром солнышко проснулось,…

Улыбнулось .Потянулось.

И откинув одеяло,

На зарядку побежало.

5. Повторное слушание произведения (учитель читает по учебнику стр.74-75) 

- Мы познакомились со стихотворением Трутневой “Когда это бывает?” Евгения Фёдоровна  родилась 4 декабря 1884года в г. Перми. Написала для детей много хороших стихов, поэм, сказок .

Хотите ещё послушать? - работа в парах(читаем по 1строфе по очереди) 

-Какие слова из стихотворения вы не поняли? (нивы, ситец, кружева)

- Как называется книга, в которой можно узнать значение слова? (словарь)

Слайд 9, 10

6.Работа  тетрадью. (стр.26-27)

1. Чтение названия произведения и фамилии автора (пальчиком все показывают).

2. Рассматривание иллюстраций в тетради.

(Дети рассматривают иллюстрации в тетради и соединяют рисунок из левого столбика со словами из стихотворения  Е.Трутневой правого столбика

)

-Какое время года изображено на 1,2,3,4 рисунке?

- С какими словами соединим этот рисунок?

- Раскрасьте ту картиночку, которая Вам больше понравилась. (Звучит пьеса П. И. Чайковского “Времена года”.)

8. Обобщение

Учитель складывает работы детей, помещает их в обложку и вместе с детьми заполняет первую страницу обложки, указывая жанр и тему, записывая фамилию автора и заглавие.

- Дети, я вас поздравляю с выходом ещё одной книги-самоделки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п.Заволжский" Пугачевского района Саратовской области

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника (Агачкиной Н.А.) для аттестации на I квлификационную категорию по должности "учитель"....

Портфолио профессиональной деятельности Агачкиной Надежды Александровны, учителя начальных классов МОУ "СОШ п. Заволжский" Пугачевского района Саратовской области

Предоставлены материалы и документы для оценки результатов профессиональной деятельности Агачкиной Н.А, для аттестации на I квалификационную категорию по должности "учитель"....

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ- СОШ с.Каменка, Марксовского района, Саратовской области за 2011-12 уч. год

Цели: Активизация познавательной деятельности через формирование мотивации школьников и развитие коммуникативных навыков;Формирование общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы в соответств...

ЭССЕ учителя начальных классов МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СТАРАЯ ПОРУБЁЖКА ПУГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И.ЛОБОДИНА» Фирсовой А.С.

Чем  больше я работаю, тем больше люблю свою профессию. Но постоянно  спрашиваю себя: «Как любить ребёнка?» [Познала ли я себя, воспитала ли я себя, чтобы взять  ответственность воспита...

Отчет о работе класса кадетско – казачьей направленности в МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» в 2016 – 2017 учебном году.

            В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностн...