Выразительное чтение. С. Баруздин "Салют"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цыбулина Елена Леонидовна

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsybulinoy_e._l.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Урок  литературного чтения. 2-й класс

Учитель: 

Цыбулина Елена Леонидовна, учитель начальных классов, Бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования Динской район  «Средняя  общеобразовательная   школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»  .

 Программа: «Начальная школа XXI века»

Тема: «Выразительное чтение. С. Баруздин «Салют».

Вид урока: изучение нового.
Тип урока: комбинированный.


Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1. Познакомить обучающихся с творчеством С. Баруздина (на материале произведения «Салют»)

2. Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Развивать осмысленность и выразительность чтения.                                
Включать обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым стихотворением.
Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.

3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

  • Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
  • Карточки для  рефлексии.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Карточки для работы в группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент.

 Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

 Тихо девочки за парты сели,

 Тихо мальчики за парты сели,

 На меня все посмотрели.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Готовность класса к уроку.

2.Целепола

гание.

-Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке? (Слайд №1)

        http://festival.1september.ru/articles/612314/img1.gif

- Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?  

- Внимательно рассмотрите табло с нашими желаниями. О чем вам подсказывает треугольник, его цвет? Сформулируйте тему урока

- Внимательно послушайте стихотворение.

По всей стране, в кругу друзей
Гремит торжественная дата –
Великий славный юбилей
Побед советского солдата.
Проходят дни, идут года,
И сыновья отцов сменяют.
Но над тобою никогда
Салют победы не смолкает
.

-Подумайте,  почему этими словами я продолжила урок.

- Многие писатели и поэты посвятили свои произведения героям войны. Люди нелегких мужественных биографий отстаивали в сражениях  счастье людей.

Обучающие выбирают из предложенных учителем карточки с названием действий, которые хотели бы совершать на уроке.

-Не можем, потому что не знаем тему урока.

Дети догадываются что,  треугольник  – это «заместитель» жанра стихотворения, а желтый цвет- это «заместитель» темы  «О детях и для детей» .

 Самостоятельно формулируют тему урока.

-Мы продолжаем работать с произведениями о детях и для детей.

-Мы живем в преддверии великого праздника, 9 мая– День Победы в Великой Отечественной войне.

Активность познавательной деятельности учащихся на следующих этапах.

Правильная постановка цели урока.

3.Проверка домашнего задания .

-Ребята каждой группы к этому уроку подготовили рассказ о прадедушках и прабабушках, участниках ВОВ.

Рассказы детей и выставка фотографий «Спасибо за победу».

4.Открытие нового знания.

5.Первичное чтение стихотворения.

6.Проверка первичного чтения.

7.Вторичное чтение произведения.

8.Анализ прочитанного произведения

Физминутка.

9.Работа  в группах.

(Слайд 2-3)

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что сам боролся и отважно сражался. Это Сергей Алексеевич Баруздин – известный писатель, автор многих книг для детей и юношества. Когда началась война, Сергею Алексеевичу Баруздину было всего 15 лет –на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно было не только на фронте. Он оставил школу, пошел работать рабочим на типографию. После смены вместе со взрослыми копал траншеи. В 17 лет его все-таки взяли в армию – рядовым артиллерийской разведки.

Сергей Алексеевич оборонял Москву, брал Берлин,освобождал Прагу. Вернулся в Москву бывалым воином. (Слайд 4)

- Откройте учебники на стр.94. Прочитайте как называется следующее произведение в разделе «О детях и для детей».

-Кто знает, что такое салют?

-Найдите значение этого слова в толковом словаре.

(Слайд 5-9 )

Салют- массированный фейерверк с нескольких площадок.

-Кто знает, что такое фейерверк?

-Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Фейерверк – это яркие и красивые цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании пороховых составов во время торжеств, праздников

Чтение стихотворения учителем.

-Обменяйтесь первыми впечатлениями. Какие чувства у вас возникли? 

-Прочитайте это стихотворение в парах.

-Почему 9 мая всегда бывает салют? В честь какого праздника был дан салют? Найди ответ в тексте.

-Как вы понимаете выражение « пушки радостно грохочут»?

-Как надо читать это произведение - торжественно, радостно, весело?

-Игра на внимание. (Встать. Слово «залп»- потопать ногами, слово «салют» - поднять руки вверх и похлопать в ладоши.)

-Каждая группа получит отрывок  стихотворения, поработает над его партитурой (постановит паузы и логические  ударения). По окончании работы зачитает  отрывок  вслух.

-А сейчас соберите  пословицу о защитниках Родины. Как вы их понимаете?

-Стихотворение С. Баруздина «Салют»

Дети работают с толковым словарем.

Дети слушают учителя.

Дети обмениваются впечатлениями.

Дети читают в парах.

Дети отвечают, работают с текстом.

Дети выполняют движения.

Каждая группа получает отрывок  стихотворения, работает над его партитурой (постановка пауз и логических ударений). По окончании работы зачитывание отрывков вслух. (На доске вывешиваются листы с отрывками произведения.) По окончании работы один из учащихся читает стихотворение целиком.

Ребята в группах собирают пословицы:

 -Береги землю любимую, как мать родимую.

-Тот герой, кто за родину горой.

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

-Нет земли краше, чем родина наша.

Таблицы с пословицами размещают на доске и объясняют их значения.

Выполнение плана действий. 

Самостоятельный поиск информации.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста.

Сотрудничество в решение проблем
творческого и поискового характера.

10.Итог урока.

-О чем вы думали, размышляли, читая стихотворение?

-О ком стоит помнить каждому гражданину страны?

-Какие люди достойны уважения?

-Что вам этот урок дал для жизни?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Дети высказывают свои мнения.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой, точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.

11.Рефлексия.

-А теперь  из цветных полосок бумаги создадим свой салют .

Красная полоска - я доволен своей работой на уроке.

Зеленый цвет - я хорошо работал, но умею еще лучше.

Синий цвет- работа не получилась, не доволен собой.

 Каждая группа прикрепляет на доске свой « фейерверк».

Оценка своей деятельности, правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...

Выразительное чтение как прием повышения качества чтения и речи учащихся

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первы...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Выразительное чтение вслух подготовленного текста. Приближение весны"

В презентацию включены репродукции картин о весне, несколько тренировочный упражнений на развитие техники чтения, словесное рисование на тему "Наступление весны"....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.

Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения;  учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....