Литературное чтение 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Харчева Вера Викторовна

Урок по литературному чтению в 1 классе (обучение грамоте)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: повторение правил обозначения буквами гласных звуков после

твердых и мягких согласных.

Тип урока: урок закрепления.

 

Цель: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование урока:

- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, карточки-звуковые модели, репродукция картины про осень, музыкальная запись пения птиц: рябчика, дрозда, журавля; героиня «Осень», кроссворд, звуковые схемы, яблочки для поощрения, задание для дополнительного чтения, задание для парной работы

Ход урока:

  1. Организация класса.

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Приветствие гостей (дети здороваются кивая головой)

Подарите улыбку гостям, улыбнитесь друг другу.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Мы учились очень мало

И поэтому сейчас не судите строго нас.

2.Постановка проблемы.

Актуализация знаний учащихся.

-Королева Грамота привела к нам сегодня на урок лучшую подругу.

Отгадайте кто это?

Пришла без красок и без кисти.

А перекрасила все  листья.

-Кто это?  (осень)

Какой  вы ее представляете?

-А теперь посмотрите на нее  (демонстрируется героиня «Осень») 

Она пришла к нам не с пустыми руками. Приготовила Осень для вас задания-испытания.

Выполняя задания, мы с вами соберем урожай яблок, в этом году их уродилось на славу.

-Как вы думаете, справимся мы с вами? Сможем  ли ответить на все вопросы?

  Задавать вопросы она будет с помощью волшебной  корзиночки  и яблока.

Задание №1.

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего она состоит? (из предложений)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- Из чего состоят слова? (из звуков)

- Какие бывают звуки? (неречевые и речевые)

- Какие бывают речевые звуки? ( звуки, которые издает голос человека)

- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Какие звуки мы с вами изучили? (гласные)

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет,

Звук получается.. (гласный)

-Вспомним стихотворение о гласных звуках.

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- Назовем гласные парами по ленте букв.

- Прочитаем буквы которые командуют твердо. (мальчики)

- Прочитаем буквы которые командуют мягко. (девочки)

-Молодцы! Вы справились с задание №1. Осень дарит вам яблоко за правильные ответы.

3. Целеполагание.

Формирование умений ставить цель урока.

- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (будем повторять гласные звуки и буквы)

- Что мы можем повторить о гласных звуках? (что они обозначают мягкость и твердость согласных звуков)

- Какую цель мы сегодня поставим? (мы будем повторять правило какой   буквой  мы будем обозначать гласный звук  после твердого и мягкого согласного звука)

- Как вы думаете, а зачем нам надо это знать? (чтобы правильно читать и правильно писать писать)

4. Чтение текста учителем.

Задание №2.

Осень приглашает вас в лес. Вы должны внимательно прослушать текст и назвать, какие неречевые и речевые   звуки встретились в рассказе.

И. Соколов- Микитов «…Особенно красив и печален русский лес осенью..»

- Вспомним,  как нужно слушать текст?

- О чем рассказывает писатель в своем произведении? (о лесе)

- Какие неречевые звуки  вы  услышали в тексте? (шорох листьев, свист рябчика, крик журавля, треск дрозда)

- Найдите лист березы из всех осенних листьев  (прикрепить на доску)

-Как называется явление природы, когда листья падают с деревьев? (листопад)

Минифизкультминутка (покружитесь, как падают осенние листочки)

Ветер дует озорной, поиграть решил со мной.

Листик, листик, листопад, листья желтые летят.

Кружат в танце надо мной, увлекая за собой.

- А какие речевые звуки вы  услышали в осеннем  лесу?

-Ау! (составляют звуковую схему)

-Эхо!

-Какие звуки слышите в этом слове? (составляют звуковую схему)

-А к не речевым звукам можем ли мы составить схему?

-Чем отличаются речевые звуки от неречевых звуков? ( к речевым можно составить схему, а к неречевым нельзя)

Чтение карточки читающим ребенком.

Лес

В лесу растут деревья и грибы.

В лесу живут птицы и звери.

Красив русский лес.

Вывешивается картина осеннего леса.

- О каких птицах шла речь в тексте? (рябчик , журавль, дрозд)

- Давайте посмотрим, как они выглядят и послушаем как они поют.

- Молодцы вы справились с заданием №2. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

5. Структурный анализ гласных звуков. Работа в паре.

Задание №3.

-Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока  (мы будем повторять  правило какой   буквой  мы будем обозначать гласный звук  после твердого и мягкого согласного звука)

- Ваша задача вписать гласную букву в слово.

- Кто уверен в себе, можете записать все слова.

- Кому трудно сделать все 4 слова. Выполните только первое и последнее слово.

                         Кл-в, кл-н, инд-к, л-к;

- Давайте прочитаем, какие слова у вас получились? Выб

- Проверяем по интерактивной доске.

- Какую гласную букву вставили? Почему?

- Кому было легко выполнять задание, а кому было трудно? (показывают)

-Молодцы вы справились с заданием №3. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

Физкультминутка

-В нашем осеннем лесу можно и встретить животных. Смотрите, кто это сидит под кустом?

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо лапочки размять.

Кто - то зайку  испугал-зайка-скок и убежал.

6. Работа с кроссвордом.

Выявить особенность букв Е, Е, Я, Ю.

Задание №4. Кроссворд.

  1. Спит под елкой колобок,

Колобок-колючий бок.  (еж)

  1. Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

Лишь потом отправит в рот,

А чистюля тот – (енот)

  1. Она как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Один отпадает,

Другой вырастает (ящерица)

4. Все птицы на зиму улетают на … (юг)

-Что мы знаем про буквы Е, Е, Ю, Я когда она стоят в начале слова? (они дают два звука)

-Что еще мы знаем об этих буквах? (они дают мягкость)

-А какую еще мы с вами забыли букву,  которая дает мягкость? (буква И)

- Составь предложение с любым  словом-отгадкой.

-Молодцы вы справились с заданием №4. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

7. Работа по учебнику.

Вспомнить правило обозначения гласных звуков буквами.

Задание №5.

Букварь, с.58. (по закладке)

Классификация гласных букв. Замена гласных букв в словах. Лексическое значение непонятных слов. (Работа в паре)

Вывод: Если согласный звук  звучит  твердо, то после него всегда стоит гласный звук, который дает твердость согласному звуку.

Если согласный звук  звучит  мягко, то после него всегда стоит гласный звук, который дает мягкость согласному звуку.

-Молодцы вы справились с заданием №6. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

8.Соотнесение схем со словом.

Задание №6.

-Сегодня в знак благодарности за работу Осень вас одаривала яблоками.

- А кто из вас сможет найти схему к этому слову? (работа с интерактивной  доской схемы слов: еж, яблоко, енот, осень)

-Молодцы вы справились с заданием №6. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

Учитель переворачивает жетоны-яблоки обратной стороной. Дети читают слово: СПАСИБО.

-Благодарит Осень вас и настоящими дарами. Это самые настоящие яблоки!

10. Итог урока.

-Что повторяли сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Что было для вас сложно?

-Вы хорошо поработали, поэтому осень еще раз пригласила вас в осенний лес. Полюбуйтесь его красотой!. (демонстрируется видеозапись)

Фото на память с осенью.

Работа в тетради.

-Нарисуйте осенний лес.

Окончен наш урок, и мы достигли цели.

Все старались, как могли-вместе все сумели!

Человеку одному долго нужно мучиться.

Ну, а если дружно, вместе-все у нас получится!

  Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли. Нет-нет затрещит в лесу дрозд. В лесу можно услышать, как грибники кричат ау. И от этих звуков далеко раздается эхо. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу.

Неречевые звуки- это шумовые (скрип, гудки, звон, треск, гудение и пр. ) и музыкальные звуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...