Тема урока план-конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

План-конспект урока по чтению в 4 классе на тему: "Жалейкин и пруд". Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_plan-konspekt_uroka_po_chteniyu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока: Н.Сладков «Жалейкин и пруд»

  Цели и задачи: 1)познакомить с рассказом Н.Сладкова «Жалейкин и

                                 пруд;

                                          2) расширить кругозор детей; обогащение      

                                          словарного запаса  детей новыми словами;

                                          3) продолжать учить понимать содержание  

                                          текста;  

 

                                          4) воспитывать любовь и бережное отношение к

                                          природе ; учить различать хорошее и плохое;

                                           учить обдумывать свои поступки;

                                           5) развивать устную речь учащихся.

                                       

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карточки, плакаты с

                            пословицами, компьютер, слайды.                                

                                                   Ход урока.      

  1. Организационная часть.

  - Учебник на столе у вас?

 А ручки и тетрадки?

 Тогда урок начнём сейчас,

 Раз всё у вас в порядке.

 Будьте внимательны,

 Послушны, наблюдательны.

 Чтобы тайны познавать,

 Надо всё серьёзно изучать.

- Пусть каждый день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом, ну а пока вспомним ранее изученные произведения. А для этого приведём наш речевой аппарат в готовность.

  1. Артикуляционная зарядка.

А) Чтение слоговой цепочки.

- Ребята, давайте вместе прочитаем слоговые цепочки:

               Ки-ке-ка-ко-ку-кы,

               Ик-эк-ак-ок-ук-ык

- Давайте прочитаем по очереди, а теперь ещё раз вместе другие слоговые цепочки:

                Ди-дэ-да-до-ду-ды

                Ид-эд-ад-од-уд-ыд

Б) Молодцы. А теперь поиграем в игру. Она называется «Эхо». Что такое эхо? Где бывает эхо? Что делает эхо?

- Я буду громко говорить слова, а вы будете эхо, то есть будете отвечать- повторять.

                    Экран- кран, кран, кран.

                    Смех- мех, мех, мех. 

                    Дрожь- рожь, рожь, рожь.

  В) Замечательно. А теперь поработаем со скороговоркой.

- Посмотрите на доску и прочитайте её про себя. Теперь прочитаем все вместе.

                           Купила бабуся бусы Марусе.     

- Читаем по- очереди.

- Теперь прочитаем вместе. Ещё раз прочитаем чуть быстрее. Как нужно читать скороговорку? Прочитаем ещё быстрей. Молодцы.

 2. Проверка домашнего задания.

- Домашнюю работу будем проверять необычным способом. Я буду читать строки из какого- нибудь рассказа, который мы изучали. А вы говорите, как называется этот рассказ. Внимательно слушаем, поднимаем руки.

- Однажды учительница сказала:

- Я вижу, что тебе все мешают и у них это здорово получается. («Никто не мешает»)

-А почему у тебя ушки красные?- спрашивает мама. («Сказка про честные ушки»)

  Вкусное было яблоко. Сладкое, сочное. Одного на всех хватило. («Яблоко»)

  Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из его рук и вкатилось обратно в альбом. («Хитрое яблоко»)

- Папа, съешь, пожалуйста, сам это яблоко, оно внутри гнилое!

 («Как Маша яблоко ела»)

- Брысь!- сердито сказала мама. («Брысь, шапочка!»)

  Ежели вы вежливы и к совести не глухи, вы место без протеста

уступите старухе.  («Песенка о вежливости»)

- Молодцы. Я рада, что вы не забыли прочитанное, справились с заданием.

  1. Изучение новой темы.

- Мы немного повторили, вспомнили ранее изученный материал. Молодцы. Ну а сегодня у нас новая тема. Название нашей темы прочитаем на доске.

Как называется наша тема?

- Правильно, сегодня мы будем читать рассказ Н.Сладкова «Жалейкин и пруд». Но сначала немного поговорим о… О чём же? Смотрим на экран.

                     1 слайд-  Охрана окружающей среды.

- Да, мы сегодня поговорим об охране окружающей среды. Что же это значит?  (Ответы детей)

                    2 слайд- Посмотри, как прекрасна Земля!

- Посмотри, как прекрасна Земля! Природа создала такое чудо, в котором человеку тепло, уютно, комфортно, радостно. Какие краски она использовала для этого. Неужели ты хочешь лишиться этого?

   Посмотрите, какая красота! А ведь при неправильном отношении к этой красоте мы можем лишиться всего этого!

                    3 слайд- То, что создаёт человек, часто вредит природе.

Заводы, которые помогают человеку в производстве разных вещей, продуктов, отравляют воздух, которым дышит всё живое на земле.

- Ребята, вы, наверное, и сами видели заводские трубы, из которых валит черный дым.

                    4 слайд- Машина- удобное средство передвижения.

Но их очень много. Часто они неисправны, поэтому выхлопные газы засоряют воздух, оседают вокруг.

- А вы видели, как из труб проезжающей машины выходит дым. Этот дым очень вредный. Поэтому вдоль дорог нельзя собирать ягоды и грибы, они становятся ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться и умереть.

                     5слайд- Главная беда- невоспитанность людей.

Воспитанный человек никогда не будет мусорить, а посмотри на эту свалку. Это отходы целого завода, бедная земля! На ней ещё долго ничего не вырастет после такого.

- Почему так происходит? (Ответы детей)

                    6 слайд- Свалка у воды.

Загрязняют не только сушу, но и воду. Посмотри на эту реку! Здесь нельзя купаться, нельзя употреблять эту воду в пищу, здесь, наверное, даже нет обитателей. Они просто погибли от этой грязи. Кто же в этом виноват?

- Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)

                    7 слайд- Кто же ты, человек?

 Ты умный, бережный хозяин на земле или безжалостный и бездушный убийца природы?

- Подумайте и вы, ребята.

                    8 слайд- Земля- это не мусорное ведро.

Мусора и грязи так много, что наша планета начинает просто болеть. Земля не простит обидчиков, надо помнить об этом.

- Сейчас тает снег. Что выходит из- под снега? Откуда появился этот мусор?

 (Ответы детей).

                    9 слайд- Люби природу.

И природа Земли вознаградит тебя за это. Ты откроешь для себя всю её красоту, она поделится с тобой своими богатствами.

- Подумайте, как Земля может вознаградить тебя? (Ответы детей)

- Какими богатствами она может поделиться с тобой? (Ответы детей)

                   10 слайд- Сохраним жизнь на Земле.

Ведь только на нашей планете в Солнечной системе есть жизнь. Не дай исчезнуть и разрушить самое прекрасное, что создал Бог. Всё в твоих руках, человек!

- Как прекрасен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса, моря, реки, озера. Какие удивительные растения и животные вокруг нас. Давайте отправимся на прогулку. Встали все, проведём физкультминутку.

                                      Физкультминутка.

   По дорожке, по дорожке

  Скачем мы на правой ножке.

  И по этой же дорожке

 Скачем мы на левой ножке.

  По тропинке побежим,

  До лужайки добежим.

  На лужайке, на лужайке

  Мы попрыгаем, как зайки.

  Стоп! Немного отдохнём.

  Сядем и читать начнём.

- Садитесь. Продолжим урок. Вы наверное, уже догадались, о чём будет наш рассказ. Открыли учебники. Нашли рассказ. Послушайте рассказ, за мной следите пальчиками. (Чтение рассказа учителем)

- Вот прослушали рассказ. Скажите, какие непонятные слова встретились?

       (На доске вывешены слова склянки, хлам, ржавчина)

        Словарная работа.

- Ребята, кто понимает значение слова хлам? (Ответы детей – мусор)

- Склянки- банки железные, стеклянные.

- Ржавчина- бывает на железных предметах, налёт.

- Послушайте ещё раз и приготовьтесь отвечать на вопросы. (Повторное чтение рассказа учителем)

- Что однажды увидел Жалейкин на пруду? (Ответы детей)

- Как Жалейкин решил навести порядок?

- Что он сделал с мусором?

- Что случилось с купальщиками? Прочитайте это место.

- Помог ли Жалейкин рыболовам? Прочитайте это место.

- Почему рыбы в пруду начали задыхаться и болеть? Найдите и прочитайте это место.

- Как бы ты поступил на месте Жалейкина? Правильно ли поступил он?

- Посмотрите на доску и прочитайте выражение – Всякое дело с умом делать надо. Как вы его понимаете?

- Жалейкин хотел сделать лучше, но он не подумал о последствиях. Он убрал бережок, но навредил пруду, купальщикам, рыболовам, рыбе. Вот что может случиться от необдуманных поступков.

                               Работа с карточками.

                Снова стал бережок чистым и красивым.

                Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.

                Хотел Жалейкин лучше, а вышло- хуже.

- Сейчас я раздам вам карточки. Вы должны разложить эти предложения по порядку- что было сначала, что было потом. (Работа детей)

- Света, прочитай как должно быть, а остальные проверьте, всё ли у вас так, если нет- исправьте. Молодцы, уберите карточки. Вы хорошо справились с заданием.

               Чтение рассказа по цепочке.

  1. Объяснение домашнего задания.

- Домашнее задание- научиться читать выразительно и без ошибок, научиться пересказывать прочитанное.

    5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- О чём говорили сегодня на уроке?

- Как надо относиться к природе?

- Что может случиться, если мы не будем беречь природу?

- Напоследок Света хочет рассказать стихотворение. Давайте её послушаем.

                                 Берегите природу,

                                 Храните природу,

                                 Не рвите цветы,

                                 Не ломайте кусты.

                                 Не бросайте на землю

                                 Всякую гадость

                                 И даст вам земля

                                 Здоровье и радость.

                 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову.

План-конспект урока по чтению в 3 классе коррекционной школы на тему: "Внезапное открытие". По А. Баркову. Прилагается презентация....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...