Сказка «Два Мороза» (тип урока: урок открытия нового знания)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Автором предложена практическая реализация урока литературного чтения для начальных классов (тип урока: урок открытия нового знания).

Целью урока являлись: способствование развитию навыков чтения, формирование умения выделять главное в прочитанном тексте, характеризовать героев прочитанного произведения.

В предлагаемый материал включены : конспект по уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Сказка «Два Мороза»

 Подготовила

  Крошухина Елена Ивановна

учитель начальных классов

 МБОУ школа №7г.Феодосии Республики Крым

2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России».

 Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза».

  Тип урока: урок открытия нового знания.

  Цель урока: способствовать развитию навыков чтения, развивать умения выделять главное в прочитанном тексте; учить характеризовать героев сказки.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;
  • научатся осознанно читать сказку;
  • понимать особенности сказочного текста,
  •  сравнивать и характеризовать героев произведений на основе их поступков,
  •  использовать слова-антонимы;
  •  находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
  • развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник;
  • мультимедийная презентация;
  • карточки для групповой работы;
  • шапочки для инсценировки;
  • смайлики для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Мотивация  к учебной деятельности

Прозвенел  уже звонок,

Начинаем наш урок.

– Сегодня на уроке чтения нам предстоит очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе

II. Актуализация знаний

         Проверка дом. задания

-Напомните ,пожалуйста, что было задано  домой?

1.Найти интересные факты про берёзу -д/з исследовательского характера 

           Например :

 Продолжительность жизни берёзы 100-150 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и      более.

С давних лет берёза была образом России, так как является самым распространённым деревом на территории Росси.

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу.

Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Тяжёлая плотная берёзовая древесина используется для изготовления лыж, высококачественной фанеры, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

Берёзовый дёготь .изготовленный из бересты(верхний слой коры), применяется как противовоспалительное средство в медицине и парфюмерии. В старину им смазывали колёса телег для уменьшения трения.

Издавна берёста применялась для изготовления корзинок, коробок, ковшей, туесков, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).

Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ – чумов.

Множество древнерусских и  древних китайских  рукописей начертаны на  берёсте.

Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока.

Береза является одним из 22 деревьев, входящих в кельтский гороскоп друидов.

!!!  За каждое сообщение ребёнок берёт со стола смайлик.

Оговариваем условия получения оценки -количество набранных смайликов.

        2.Выучить наизусть стихотворение С.Есенина "Белая берёза" 

Напоминаем правила чтения наизусть ( автор, название , выразительно, знаки препинания, передать мелодику,  логическое ударение, темп  - передаёт характер стихотворения)

Чтение наизусть

III. Постановка учебной задачи

              ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ТЕМЫ УРОКА

         -Чем вам это стихотворение напоминает сказку?

(берёза  словно живая  - сонная, принакрылась снегом,  заря - лениво ходит, обсыпает)

Учитель:

-Правильно, в сказках оживают самые неожиданные предметы и сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой.  А как она называется вы узнаете, когда разгадаете загадки: 

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...  (Прикрепляю картинку )

 Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.(Прикрепляю картинку)

  Сколько загадок вы разгадали?(две)

  -Так как называется произведение  ,  с которым мы будем сегодня знакомиться?("Два Мороза")

-А к какому жанру относится  это произведение?

Откройте учебники на стр. 198

 - Мы с вами правильно определили тему нашего урока?

УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ:
Русская народная сказка "Два Мороза"

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Учитель:

-Предлагаю сформулировать цели на урок.

-Что мы будем учиться делать на  этом уроке?

 (выразительно читать сказку , пересказывать , отвечать на вопросы, инсценировать, характеризовать героев, рассуждать, излагать свои мысли)

-Что мы узнаем ? (Чему учит сказка)

-Правильно , ведь не зря говорят :    Сказка - ложь, да в ней намёк -

                                                                    добрым молодцам урок.

IV. Работа по теме урока

Словарная работа с использованием межпредметных связей (русский язык)

 Крестьянин - бедный человек, проживающий в деревне и занимающийся обработкой земли.  (слайд)

 Купец -богатый человек , живущий в городе, владеющий торговой лавкой .(слайд)

  - Назовите слова -антонимы , употреблённые в объяснении этих слов? (богатый - бедный )

 Дровосек -  человек, рубящий дрова. (слайд)  

 Из каких слов образовалось это слово?(ДРОВА , СЕЧЬ)

Какой синоним можно подобрать  к этому слову? (ЛЕСОРУБ -ЛЕС РУБИТЬ)

 Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании. (слайд)

Какая орфограмма есть в этом слове? (ЧН пишется без мягкого знака)

 Ёжится -  смотри  стр.216  учебника - жмётся от холода

Какое слово спряталось? (ЁЖ) А почему так говорят?(Ёж при опасности сжимается )

ФИЗМИНУТКА  ПОД  МУЗЫКУ

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ (диафильм на кадрах презентации №6-32 )

Чтение цепочкой

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (после 32слайда)

Цифровой диктант.   (один ученик возле доски)

- Два Мороза были родными братьями. 1

- Синий нос – это старший брат. 1

- Младший  брат – Красный нос – погнался за купцом 0

- Купец не замёрз, его спасла шуба. 0

- Дровосек бежал за санями, чтобы согреться. 1

- Красный нос заморозил дровосека. 0

Взаимопроверка (слайд)

V. Закрепление знаний и способов действий

Вопросы к тексту:

-Как зовут главных героев сказки?

 (На доску  прикрепляю эти имена - они понадобятся при характеристике  героев_)

-Почему  эти слова написаны с большой буквы?(Имена героев сказки и басни пиши с большой буквы)

Выборочное чтение:

-Какую забаву придумали Морозы ? Прочитайте этот отрывок с учебника по ролям(использую шапочки)

-Кто выиграл спор?

Прочитайте.

Выборочный пересказ:

 -А почему Мороз - Красный нос не смог заморозить дровосека?

Расскажите.

РАБОТА В ПАРАХ (9 пар-18 человек в классе)

Задание 1-4

Найдите слова , с помощью которых можно описать героев:

Мороз - Красный нос

Мороз - Синий нос

Купец

Дровосек

(Слова на карточках у всех четырёх групп одинаковые : младший, глупый, весёлый, старший, мудрый, находчивый, богатый, ленивый, тепло одет, бедный , трудолюбивый )

-Ребята, вы согласны с товарищами ?

-Назовите слова-антонимы.  Для чего их употребляют в речи? (Чтобы сравнить и противопоставить характеры героев)

Задание 5-9

Собери пословицу  и соотнеси её со смыслом сказки (дети получают конверт со словами пословиц:

ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ

МОРОЗ НЕ ВЕЛИК , ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ
У РАБОТАЮЩЕГО В РУКАХ ДЕЛО ОГНЁМ ГОРИТ

БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ

ГДЕ ТЕПЛО , ТАМ И ДОБРО

Дети  зачитывают составленные пословицы и объясняют их смысл, отмечая соотносится она с текстом сказки или нет.

ПРОВЕРКА( слайд)


-Какая пословица встретилась в сказке?

-Кто её произнёс?( Старший мудрый Мороз)

-Так чему учит нас сказка "Два Мороза"? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

-В каких словах скрыта главная мысль сказки?

VI.  Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

-Докажите, что это сказка.

-Есть зачин.

-Присутствуют типичные выражения для русских народных сказок:

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

-Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

-Кто автор сказки?

-Как называются сказки, у которых есть автор?

-К какому виду сказок относится эта сказка? Докажите.

- На месте какого героя вы бы хотели оказаться?

– Актуальна ли тема сказки в наши дни?

Оценка ответов учащихся. (Подсчёт смайликов)  

VII.    Домашнее задание.

1.Читать сказку по ролям, отвечать на вопросы с.202.

2.Творческое задание :

Описывать устно картинки к сказке из учебника.

3.Исследование:

 Обратить внимание на цвет (масть) лошадок. Подготовить сообщение о том , какие ещё бывают масти лошадей.

РЕФЛЕКСИЯ:

Вспомните , мы с вами выполнили всё , что запланировали ?

Читали, пересказывали . читали по ролям ,характеризовали героев ,подбирали пословицы, определили главную мысль сказки.

КАКУЮ ПОСЛОВИЦУ МЫ  ПОДТВЕРДИЛИ ?(Сказка - ложь,  да в ней намёк -

                                                                                   добрым молодцам урок)

-Мы достигли поставленных целей?

- Выбери и продолжи любое предложение..

- На сегодняшнем уроке я узнал…….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- После урока мне захотелось……

- Сегодня я сумел…………

-Урок понравился?

- С каким настроением вы идёте на перемену?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.Задачи: 1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке...

Урок математики в 4-ом классе по учебнику Л.Г.Петерсон Тема: Площадь прямоугольного треугольника (урок № 32, открытие новых знаний).

познакомить с понятиями «катет», «гипотенуза»;вывести формулу площади прямоугольного треугольника;уметь находить площадь прямоугольного треугольника;закрепить вычислитель...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...