Главные вкладки

    Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний
    план-конспект урока по русскому языку

    Будрикене Ирина Леонидовна

    Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

    Задачи:

    1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

    2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

     3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc84.5 КБ
    Файл prilozhenie_1_kartochki.docx12.16 КБ
    Файл prilozhenie_2.docx10.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок проведен в  технологии деятельностного метода

    Тип урока: ОНЗ

    Открытие новых знаний

    Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

    Задачи:

    1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

    2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

     3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

           Оборудование:

    1. Презентация Power Point “Части речи”
    2. Компьютер, проектор.
    3. Песня “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”
    4. Раздаточные листы для обучающихся.
    5. Цветные карандаши.
    6. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть

    ХОД УРОКА

    1.Самоопределение к учебной деятельности.

    «Где есть желание, найдётся путь!»

    Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

    - Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

    - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

    - Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 2).                                            

    - Вы готовы к работе? Тогда в путь!

    - Пожелайте друг - другу удачи! 

    (Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)

    - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: 

    (Слайд 3).                                            

     1 шаг                         2 шаг  

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

    - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

    - Повторять будем всё подряд?

    - Нет, только то, что будем делать.

    Слайд 4

    большой – маленький

    сухой – ?

    глубокий – ?

    старый – ?

    гладить – ?

    твердый - ?

    - Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

    - Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд 4). (Проверка по щелчку).

    Минутка чистописания.

    - Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

    -Какой звук слышится ?

    -Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд 5).

    -Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

    Таблица  с буквой. (Слайд 6).

    -Запишите М м всю строчку.

    - Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. (Слайд 7).

    - Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом.

    - Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

    -Прочитайте слова. (Слайд 8).

     Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный.

    -Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

    -Как проверить парную согласную? Докажите.

    -Запишите слова.

    -Что общего в этих словах? (корень)  

    -Выделите его.

    Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

    -Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)

    -Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)

    - Путь свободен, снова в путь!

    Словарная работа (Слайд 9).

    - Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

    А

    М

    Н

    О

    Р

    К

    В

    У

    2

    С

    Г

    Д

    Я

    Л

    Ч

    Ц

    Т

    и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1

    - Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

    - Какое слово зашифровано?

    - Зашифровано слово солома.

    - Что такое солома?

     Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений. (Слайд 10).

    - Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?

    (Солома получается после обмолота зерен.)

    -Что же такое солома? Скажите полностью.

    - Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

    - Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?

    - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь.)

    Семеро одну соломину поднимают. (Слайд 11.)

    Не подкладывай к огню солому.
    Соломиной не подопрешь хоромины.

    - Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?

    - Пословицы.

    - Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)

    Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)

    - Из пословицы. Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.

    - В пословице. Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит.

    - Из пословицы. Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная.

    Беседа о многообразии слов. (Слайд 12).

    - Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

    - Наша речь состоит из слов.

    - Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

    - А во всех языках вместе взятых?

    - Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо. Будет ли порядок?

    - Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

    - Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

    /Затруднение!!! Проблема!!!/

    3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

    - Обратите внимание, что вы здесь видите?

    - Предложение.

    Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы. ( Слайд 13).  

    Мы сможем продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

    Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

    - А давайте проверим.

    - Какое слово в предложении осталось не названым?

    - Не названо слово к.

    - Что вы о нем можете сказать?

    - К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

    - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

    - Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

    4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

    -  Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд 14).  

    (Научиться определять части речи)

    - Сформулируйте тему урока.

    (Части речи в русском языке).

    5.Проектирование и фиксация нового знания.

    - Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

     (Слайд 15).

    Вариант схемы.

    http://festival.1september.ru/articles/538236/img1.gif

    Составление алгоритма. (Слайд 16).

    1.Задать вопрос к слову.

    (появляется табличка)

    2.Определить, что обозначает это слово.

    (табличка)

    3.Название части речи.

    Работа в группах.  Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

    1 группа- имя существительное.

    2 группа- имя прилагательное.

    3 группа- глагол.

    4 группа- предлог.

    Дети крепят свои правила к доске.

     Проверим наши правила.

    Самопроверка.

    -Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).

    - Мы много трудились, пора и отдохнуть.

    6.Физкультминутка. ( Физкультминутка для глаз «Лови Снежинку»). (Слайд 17).

    7.Первичное закрепление с проговариванием.  (Слайд 18).

    Используя упр. 208 составляем из рассыпанных слов предложения первых два, используя разные части речи (составляем устно в парах, записываем 2  предложения и определяем все части речи в первом 1-ый вариант, во втором 2-ой вариант.)

    Рассвет наступает медленно. Листья на деревьях не шелестят. Птицы еще не поют. Прозрачные капли росы сверкают на траве. Алое солнце покажется скоро из-за леса. (Озаглавить)

    - Проверяем.

    Предлагаю продолжить экскурсию.

    8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

    Самостоятельная работа.

     Упражнение в определении частей речи. (Слайд 19).

    – Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

    • красным – слова, обозначающие предмет;
    • зеленым – слова, обозначающие действия;
    • синим – слова, обозначающие признак;
    • желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

    Свет

    у

    лисица

    бежать

    за

    учить

    рыжий

    На

    медведь

    жарит

    вкусные

    синее

    пишет

    От

    нежный

    красивый

    до

    домик

    огород

    смотрит

    - Проверьте свою работу. (Проверка по эталону.)

    9.Включение в систему знаний и повторения.

    Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд 20).

    С помощью одних существительных можно написать текст.

    -Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.  

    На слайде иллюстрация на тему «Зима»  (Ответы детей)

            Снег. Луна. Тишина.

            Месяц. Звёзды и мороз.

            Скрип колёс.

    - Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

    10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 21). 

    -  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

    - Вспомните, с каких слов мы начали урок?

    - Чему научились?

    - Довольны ли вы своей работой?

    - Вспоминаем тему урока: «Части речи»

    Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

    Опираясь на таблицу, закончи предложения.      

    Сегодня я убедился в том, что все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

    Теперь я умею определятьчасти речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

    Я знаю, что в русском языкеесть самостоятельные и служебные части речи.

     - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

    ( Слайд 22).

    11. Домашнее задание. (Слайд 23). 

    Упр. 1, стр. 17

    - Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 24). 

    Литература:

    1.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2009.

    2.        Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2009.

    3.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.



    Предварительный просмотр:

    Свет

    у

    лисица

    бежать

    за

    учить

    рыжий

    На

    медведь

    жарит

    вкусные

    синее

    пишет

    От

    нежный

    красивый

    до

    домик

    огород

    смотрит

    Свет

    у

    лисица

    бежать

    за

    учить

    рыжий

    На

    медведь

    жарит

    вкусные

    синее

    пишет

    От

    нежный

    красивый

    до

    домик

    огород

    смотрит



    Предварительный просмотр:

    «Где есть желание, найдётся путь!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

    ·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

    Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

    Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

    Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

    Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

    Тема урока:«Раннецветущие растения. Первоцветы» Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива») Класс:2. Тип урока:урок открытия нового знания

    .Цель:  достижение образовательных результатов  посредством технологии  развития критического мышления....

    Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

    Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...