Календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Усачёва Ольга Валериевна
Материал включает в себя КТП литературное чтение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._ktp_literaturnoe_chtenie.docx71.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования  № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета МБОУ «Центр образования № 4»

Протокол педагогического совета МБОУ «ЦО № 4» №___  от «___» _________  2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Центр оразования№4»

_____________________________  О.А.Зуева

«_____» ________________  2015 г.

Приказ № ___  по МБОУ «ЦО № 4»

от  «___»_________________ 2015 года

Рабочая учебная программа

по литературному чтению

для обучающихся 1-4 классов

Составлена на основе: Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., М.: Просвещение, 2011 год

                                                                               Составитель Усачёва О. В.

                                                                                                                     учитель  начальных классов

г. Донской

2015 год

Информационный лист

Класс

Число часов в неделю

Число часов в год

Проекты

Тесты

Учебник, авторы, название, издательство, год издания

1

4

132

2

1

Литературное чтение 1 класс под редакцией Л. Ф. Климановой,

В. Г. Горецкого.

М.: Просвещение, 2013г.

2

4

136

4

4

Литературное чтение 2 класс под редакцией Л. Ф. Климановой,

В. Г. Горецкого.

М.: Просвещение, 2013г.

3

3

102

6

4

Литературное чтение 3 класс под редакцией Л. Ф. Климановой,

В. Г. Горецкого.

М.: Просвещение, 2013г.

4

2

68

8

4

Литературное чтение 4 класс под редакцией Л. Ф. Климановой,

В. Г. Горецкого.

М.: Просвещение, 2013г.

Всего

438

20

13

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Федеральный государственный образовательный  стандарт общего начального образования.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Планируемые результаты основного общего образования.

5.Примерная программа основного общего образования по литературному чтению  в 1 – 4 классах.

6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. М.: Просвещение, 2011 г.

8.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки  России от 04.10.2010 г. №986 г.Москва)

9.СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189)

10.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ЦО №4» город Донской Тульской области.

                            Общая характеристика курса


Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.

Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

     Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

    Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и  духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения  в начальной школе предусматривается  438 ч. Из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели),  136 ч во 2 классе (4 часа в неделю, 34 учебные недели), 102 ч в 3 классе (3 часа в неделю, 34 учебных недели), 68 ч в  4 классе (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Цели и задачи курса

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Таблица тематического распределения часов

Разделы

Количество часов по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Обучение грамоте

92

1

Мир общения

2

2

Слово в общении

2

3

Помощники слова в общении. Слова и предметы.

4

4

Рисунки и предметы в общении.

3

5

Гласные и согласные звуки.

4

6

Звучание и значение слова.

1

7

Слова и слоги. Ударение в слове.

1

8

Слово и предложение.

2

9

Гласные буквы и звуки.

14

10

Согласные звуки и буквы.

35

11

Буквы е, ё, ю, я.

6

12

Буквы ь и ъ знаки

5

13

Старинные азбуки и буквари.

5

14

Про всё на свете

8

Литературное чтение

40

15

Книги – мои друзья.

4

16

Радуга – дуга.

4

17

Здравствуй, сказка!

5

18

Люблю всё живое.

6

19

Хорошие соседи, счастливые друзья.

7

20

Край родной, навек любимый.

9

21

Резервные уроки.

5

22

Любите книгу.

10

23

Краски осени.

13

24

Мир народной сказки.

16

25

Весёлый хоровод.

10

26

Мы – друзья.

10

27

Здравствуй, матушка, зима!

11

28

Чудеса случаются.

16

29

Весна, весна! И всё ей радо!

11

30

Мои самые близкие и дорогие.

8

31

Люблю всё живое.

16

32

Жизнь дана на добрые дела.

15

39

Книги  - мои друзья.

4

40

Жизнь дана на добрые дела.

13

41

Волшебные сказки.

12

42

Люби всё живое.

14

43

Картины русской природы.

10

44

Великие русские писатели.

23

45

Литературная сказка.

13

46

Картины родной природы.

13

47

Книга в мировой культуре.

5

48

Истоки литературного творчества.

 

 

 

10

49

О Родине, о подвигах, о славе.

8

50

Жить по совести, любя друг друга

8

51

Литературная сказка.

13

52

Великие русские писатели.

18

53

Литература как искусство слова.

6

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному,  научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст.

Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли, структуры текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок  в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения (с помощью учителя)   с использование художественно-выразительных средств данного текста.  Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев; понимание главной мысли произведения. 

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (обор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.  Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению (учебному, научно-познавательному, художественному) с опорой на текст и личный опыт.  

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Работа со   словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу сначала, что скажу затем и чем закончу своё высказывание); отбор и использование выразительных речевых средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные,фантастические, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре и зле, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где приводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, сказочные герои, выразительные средства, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; драматизация; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Результаты освоения предмета

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть  положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:      беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.
Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:
1.    Правильная постановка логического ударения
2.    Соблюдение пауз
3.    Правильный выбор темпа
4.    Соблюдение нужной интонации
5.    Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1.    Своевременно начинать читать свои слова
2.   Подбирать правильную интонацию
3.    Читать безошибочно
4.    Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
       
Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
     

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.Программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. М.: Просвещение, 2011 г.

2. Учебники Литературное чтение 1-4 классы под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого. М.: Просвещение

3. Рабочие тетради Литературное чтение 1-4 классы Л. Ф. Климановой, Т. Ю. Коти. М.: Просвещение

4. Методические пособия к учебнику Литературное чтение Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. М.: Просвещение, 2014ЯЧФ г.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Классная доска, магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Экран.

CD диски.


Календарно – тематическое планирование по литературному чтению.


п./п.

Наименование разделов и

тем программы.

Всего часов

Организация урока

Дата проведения

Характеристика деятельности

Обучающихся на уроке по

формированию УУД

Характеристика  деятельности обучающихся на уроке по формированию предметных умений и навыков

Новые

понятия

и термины,

которые

будут введены

(или закреплены)

в ходе урока

Что подлежит

контролю

и виды контроля

усвоения учебного

материала в ходе

данного  урока.

Плани

руемая

Фактическая

1 Книга в мировой культуре  5 часов

1.1

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывание известных людей о книге.

1

 Находят в учебнике нужную информацию и работают с ней;

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация.

библиотека, каталог, аннотация.

Работа в группе.

1.2

Из Повести временных лет. О книгах.

Летописец Нестор.

М. Горький. О книгах.  

Рассказ о своей домашней библиотеке

1

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать

разнообразные по форме ответы

Группируют книги по разным основаниям;

Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам.

Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей.

Летописец

Энциклопедия

Определение ключевых слов в тексте учебника.

Выразительное чтение.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

1.3

Удивительная находка.

Пересказ текста.

1

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Работа с текстом, пересказ.

Умение подробно передавать текст в устной форме.

 

 

1.4

Экскурсия в библиотеку.

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

2

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Участвовать в работе группы  отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений.

Умение работать в группе.

1.5

Обобщающий урок по теме.

Комплексные контрольные работы.

2

Умения применять свои знания на практике.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Комплексная контрольная работа.

2Истоки литературного творчества (10ч)

2.1

Виды устного народного творчества

Пословицы разных народов. Сочинение на любую  тему.

1

Участвуют  в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц.  

притчи,

былины,

мифы.

Сочинение на тему.

2.2

2.3

Библия - главная священная книга  христиан.

Из книги Притчей Соломоновых) Притча о сеятеле

Милосердный самарянин

2

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Сравнение, сборник.

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

2.4

Былины. Особенности былинных текстов. Исцеление Ильи Муромца.

Былина

1

Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине.

Былина

Работа в паре: составление сочинения по картине.

2.5

Былина. Ильины три поездочки.

Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

Сравнение былины со сказочным текстом.

1

Коллективно обсуждают прочитанное;

Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты,  которые используются в былине.

Сравнение поэтического и прозаического текстов

Умение сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

2.6

2.7

Славянский миф.

Особенности мифа.

Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

 Мифологический словарь

Е. Мелетинского

1

Определение основной и второстепенной информации;

Выявлять особенности  мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше.

миф

Пересказывать текст подробно

  2.8

Сказки о животных

Тайская народная сказка.

Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка.

Три бабочки.

1

Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте.

Сюжет

Выразительное чтение по ролям.

2.9

Притча. Царь и кузнец.

Шрамы на сердце. Притча.

Подготовка к спектаклю.

1

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы.

Сказочные выражения.

Рассказ о выбранной в библиотеке книге.

2.10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Самостоятельно определяют мотивы действий героев

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария.

Инсценировка.

Подумать, чему учит сказка

Создание иллюстраций

3 . О Родине, о подвигах, о славе (8ч)

3.1

 Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг.

Объяснять смысл пословиц.

Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

поступок, подвиг

Родина

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

3.2

Н. Языков.Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь.

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.

Сравнивать произведения литературы и живописи.

 Читать вслух и про себя.

Умение работать с текстом

3.3

3.4

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском.  

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

2

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения..

3.5

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

1

Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом

Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица.

Дать название выставке книг

Выразительное чтение стихотворения.

3.6

3.7

3.8

А. Приставкин. Портрет отца.

В. Костецкий. Возвращение.

Е. Благтнина. Папе на фронт.

В. Лактионов. Письмо с фронта.

Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

Самостоятельное чтение.

 С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

Ф. Семяновский. Фронтовое детство.

Фотография- источник получения информации.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

Творческий проект на тему

« Нам не нужна война»

3

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом)

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для заучивания наизусть.

Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; проектная работа

4. Жить по совести, любя друг друга (11ч).

4.1

4.2

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

2

Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   нравственный смысл  понятий: ответственность, совесть.

Ответственность, совесть

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию,

4.3

И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему..

1

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Объяснять смысл их поступков. Сравнивать  поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным

Выразительное чтение

Составлять текст по аналогии с данным

4.4

4.5

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

2

Учатся видеть средства художественной выразительности.

Учатся сочинять загадки.

Сравнение стихотворений. Знакомство с произведениями о зиме поэтов.

Работа в паре: составление загадки о зиме.

4.6

М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.

Уметь работать с информацией самостоятельно,

4.7

4.8

И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…

Соотнесение содержания текста с пословицей.

Н.Носов. Дневник  Коли Синицына.

2

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы.

4.9

4.10

Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям».

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста.

Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа.

2

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.  Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

4.11

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование..

1

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Анализ представленных книг.

 Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки»

5. Литературная сказка (15ч)

  5.1

5.2

5.3

   

  5.4

5.5

5.6

Собиратели русских народных сказок.

Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов

Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик.

Особенности зарубежного сюжета.

6

Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

План действий, сюжет.

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Чтение присказки, особенности присказки.

Чтение сказки.

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

Шарль Перро. Спящая красавица.

Представление книги.

Сказки Г.- Х. Андерсена Пятеро из одного стручка.

Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди.

Г.- Х. Андерсен. Чайник.

Смысл сказки.

Создание сказки по аналогии.

5

Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки.

5.12

5.13

5.14

5.15

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек.

Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог.  Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

4

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей

6. Великие русские писатели (18ч)

6.1

Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника.

Средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

6.2

6.3

6.4

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина.

 Подготовка сообщения на основе статьи.

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.  Сравнение с народной сказкой

Герои сказки.А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

3

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять   конкретный смысл  понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения.

Читать вслух и про себя.

средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл текста.

6.5

6.6

А.С.Пушкин. Осень.

Е. Волков. Октябрь.

А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами…

Ф.И. Тютчев.Ещё земли печален вид…

И.Козлов. Вечерний звон.

И. Левитан. Вечерний звон.

2

Учатся выразительно читать, выделят главную мысль.

Сравнивать произведения  живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Иллюстрирование созданного произведения.

6.7

6.8

6.9

6.10

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова.

М.Ю. Лермонтов. Тифлис.

Дары Терека. Сравнение произведений.

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс.

М.Ю. Лермонтов. Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова.

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

4

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.

Нарисовать иллюстрацию к произведению» Отец и сыновья»

6.11

6.12

Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.

Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»).

Л. Н. Толстой. Ивины.

 Герои рассказа.

2

Рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко.

Пересказ текстов подробный и краткий.

6.13

6.14

Средства художественной выразительности для создания картины

И.Никитин. Когда закат прощальными лучами…

 И.Никитин. Гаснет  вечер, даль синеет…

2

Выясняют авторское отношение к изображаемому.

Дополняют содержание текста. Оценивают поступки героев.

Чтение литературных произведений.

Сочувствие, сопереживание

Стихотворение наизусть

6.15

6.16

И. Бунин. Ещё холодно и сыро…

Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом

2

Построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Пересказ по плану

6.17

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой.

Был русский князь Олег.

Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов . специфические особенности басни как жанра.

1

Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом

Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ.

Совесть, поступок

 Пересказ текстов подробно и кратко.

6.18

Маленькие и большие секреты страны  Литературии. Наш театр. И.А.Крылов «Ворона и лисица» инсценирование.

1

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

7.1

Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых книг». Обобщение по курсу литературное чтение.

1

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно — тематическое планирование по Литературному чтению 2 класс УМК «Перспектива»

Календарно — тематическое планирование по Литературному чтению 2 класс УМК «Перспектива» 2012-2013 уч.год...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"

Календарно - тематическое планирование с УУД 2класс УМК "Перспектива"...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.

Рабочая программа по литературному чтению  1 класс УМК "Перспектива" содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспектива"...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс УМК «Перспектива»

Календарно - тематическое планированиепо литературному чтению 1 класс УМК «Перспектива»...