Конспект урока литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Фофанова Елена Николаевна

Конспект урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Мальчики" для  4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chehov_malchiki.rar377.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 4 – м классе по программе «Школа России»

                                                                                                          Составила: учитель начальных классов

Фофанова Е.Н

Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

Тема урока. Тип урока.

А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.
  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.
  3. Защитить творческие проекты.
  4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности,

схемы, компьютер,проектор, мультимедийная презентация, карта России.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг  - другу! Сегодня на уроке помощь друга будет вам необходима. Прочтите девиз урока: « Дорогу осилит идущий». 

-Как понимаете эти слова? Почему именно они начинают наш урок?

-Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке?

- Предложите тему урока.

Для чего нужно проанализировать прочитанный текст?

На доске картинка мальчика в костюме индейца:

- Вы читали Майна Рида?

«Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а  в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут. А так же индейцы нападают на поезда, но хуже всего это москиты и термиты. Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются! А знаете, кто это?

Это Монтигомо Ястребиный Коготь – вождь непобедимых.

(А.П. Чехов «Мальчики»).

-Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

(Стремиться вперёд, не отступать, не бояться трудностей)

 

( Анализ содержания рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Понять , что хотел сказать автор, для чего был написан рассказ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД:

(общеучебные универсальные действия)

- поиск и выделение необходимой информации,

-выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

Логические УУД:

- анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Работа в группах.

- Распределимся по группам и каждая группа будет защищать свой творческий проект. Задание вы получите, если верно ответите на вопросы теста.

(Слайд №1)

            Тест.

  1. Имя одного из главных героев:

А) Чичиков; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неторопливые  люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

(слайд №2)

-Подтвердите ответы на вопросы №4,8,9 – словами текста.

Выборочное чтение.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

Этап урока

    +

   _

+/-

1Тест

2работа над проектом

3защита проекта

4рефлексия

-Мы  помним цель нашего урока?

-Для реализации цели необходимо составить план нашей работы на уроке.

(слайд №3)

-Что нужно знать для анализа текста?

-Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста?

-Для решения этой задачи выполним следующее задание.

- Переверните карточку. Прочтите задание к следующему этапу работы.

Работа в группах.

I группа.

Восстановить порядок следования плана; прочесть и сравнить первый и второй приезд Володи.

1.Приезд Володи и Чечевицына.

2.Семья Королевых

3.Монтигомо- Ястребиный коготь.

4.План побега.

5. Побег.

6.Возвращение.

       

II группа.

-Определить маршрут путешествия по карте флажками; подтвердить свои действия словами текста.                

ПЕРМЬ

         ТЮМЕНЬ

   ТОМСК

КАМЧАТКА

     

( На лодках

Через Берингов пролив - )

     АМЕРИКА

- Оцените свою работу в оценочных листах (+ - +/-).

Дети отвечают на вопросы теста на карточках.

Дети оценивают свою работу в группе.

-Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить.

-Содержание .

Последовательность событий в рассказе.

Дети расставляют карточки плана текста на доске в нужном порядке.

Находят в тексте соответствующие заданию отрывки и выбирают чтецов.

-

Дети работают с картой у доски, отмечая флажками маршрут путешествия мальчиков, опираясь на слова текста произведения.

Дети делают пометки во второй графе оценочного листа.


4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации,  структурирование знаний,  

Выявления общих сходств и различий.

Логические УУД:

Анализ объектов, синтез – составление целого из частей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД:

Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог,

Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте.

I группа. Характеристика Володи.

(Левая часть доски)

Добрый ранимый, злой, худой, смуглый, гордый

II группа. Характеристика Чечевицина

(Параллельно на правой части доски)

Злой, врун, хвастун, пухлый, добрый, упрямый

               

                                                                   

                                                             

Защита проектов.

- Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение);  словесными зарисовками (выборочный пересказ).

- Что объединяет этих двух таких разных мальчиков?

(Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели).

- Как объяснить выражения : «слабый духом – сильный духом»?

- Попробуйте сформулировать  мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»?

- Оцените своё участие в проектной работе в третьей графе оценочных листов.

Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера)

- Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста.

- Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. Как автор говорит об этом? Кто по вашему откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему?

 Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков?

-  Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно  запомнилось ? Какой момент понравился особенно? Перечитай.

- В чём главная мысль автора? Что он хотел донести своим рассказом. Почему рассказ назван «Мальчики».

Дети составляют  схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев.

Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие.

-Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.

Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Личностные УУД:

- нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные:

-саморегуляция, оценка.

-Вернёмся к девизу урока «Дорогу осилит идущий». Как вы считаете, ребята, удалось ли нам осилить сегодняшний путь?

Стал рассказ А.П.Чехова вам более понятным ? Что для себя вы взяли, прочитав рассказ « Мальчики».

- Книги какого автора вам бы хотелось прочитать?

-Оцените свою деятельность  на уроке, посчитайте общее количество значков в оценочном листе (+,-,+/_), поставь себе отметку.

- Выбери смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке, прикрепите его к оценочному листу.

      C:\Users\user\Desktop\см1.jpgC:\Users\user\Desktop\см3.jpg         C:\Users\user\Desktop\см2.jpg

Я очень доволен своей работой.

Мне надо разобраться в некоторых вопросах.

У меня много ошибок.

- Домашнее задание будет  творческим: найти информацию об индейцах, сделать рисунок и краткую презентацию.

-Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль.

- Хотелось прочитать книги А. Майна Рида. Узнать о жизни индейцев.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...