Звуки х и х Буква Хх
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Билецкая Галина Дмитриевна

Конспект урока по обучению грамоте.Знаомство с новым звуком и буквой. УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bukva_h.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте на тему

«Знакомство с буквами Х,х и звуками [х]  и  [х']».

Цель: Познакомить учащихся с буквами Х,х и звуками [х]  и  [х'].

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности ,аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения объяснять значение слова;  Составлять слова из изученных букв; читать слова; объяснять значение слова; Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Различать звонкие и глухие согласные звуки. Воспринимать на слух литературное произведение.

Осознавать смысл текста при его прослушивании.

 4. Коммуникативные УУД

 Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, в парах при решении учебных задач.

Оборудование:

 - Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы Л.Е.Журова,  А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2011г.

- дидактический материал к уроку: разрезные буквы  (у каждого ученика), , сигнальные карточки синие и зелёные (у каждого ученика),  классная лента букв, карточки для групповой работы.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Ведь человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать свои чувства, несёт доброту и нежность людям.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Чтобы у нас всё получилось, приготовим ушки, глазки, руки, ноги к работе.
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
2. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.

Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться.

- Познакомится тот, чьё имя начинается с гласного звука.

   (Меня зовут Аня, Алёша, Альмир, Алла). Моё имя начинается с гласного звука (а)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного твёрдого звонкого звука.(Меня зовут Марк, Настя, Валера, Дарина, Данил, Владислав). Моё имя начинается с твёрдого согласного звука

- Познакомится тот, чьё имя начинается с согласного мягкого глухого  звука.  (Моё имя Кирилл) Моё начинается с мягкого согласного глухого звука)

- Познакомятся те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого  звонкого  звука.

(Меня зовут Никита,  Зейдулах, Лёня, Динар, Лена.)Моё имя начинается с мягкого согласного звука)

-        Молодцы! Все познакомились с гостями.

Продолжим  наш урок. Прочитайте высказывание: Слайд2.

   « Учитесь … открывать!»  

- Что заметили?

-  Одно слово в нашем высказывании пропало. Мы должны его восстановить.

                                                        (работа в парах)  

-  Какое слово у вас получилось?

- «Учитесь тайны открывать!».  щелчок

-Как вы понимаете значение слова «тайна»  щелчок

Тайна – 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное.

               2. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.

Как вы думаете, почему именно  эти слова я взяла на урок?

- Какое значение слова нам нужно для урока?

-Какую учебную задачу поставим на уроке?

( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с этой буквой)

-  Я желаю вам успеха на уроке в разгадывании тайны.

3.Физминутка.

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали  дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Активным на уроке будь,

И легче станет школьный путь!

4.Открытие нового знания, формулировка темы урока.

- Внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

Хмурый, хилый хнычет Хорь –

На Хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

-Вы знакомились со звуком х и х?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Слайд 3.

«Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает»              

Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока: Слайд 4.

Познакомиться с …буквами Х,х и  звуком[ х ], [х,],

Учиться отличать … звуки [ х ] и [х,] от других звуков;

Учиться читать… слова с новой буквой.

Мы познакомимся сегодня с важной буквой, а вот почему она такая важная вы узнаете на уроке.

5.  Звукобуквенный  анализ слов хурма  и орехи.

Посмотрите на слайд 5.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  (фишками на парте в паре). Два ученика у доски.

Проверка. Слайд 6.  (Оцените свою работу по « шкале правильности»)

-Кто справился без ошибок?

- Оцените работу ребят.

- А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд - 1-я группа, 2-ой ряд - 2-я группа, 3-й ряд - 3-я группа).

- Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам. Давайте познакомимся с ними. (Дети хором читают правила работы в группе):

Слайд 7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен - предлагай!

Слайд 8.

- На слайде картинки: халва, хлопушка, петухи. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: халва, хитрец, хлопушка, химия. Сделайте вывод: звук [х] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: : халва, хлопушка, петухи.

Сделайте вывод: звук [х] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: : халва,  хлопушка, петухи.

Сделайте вывод: звук [х] в словах бывает твёрдый или мягкий?

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы).

Дайте характеристику звуку[х]-согласный, твердый, глухой

                                                  [х']- согласный, мягкий, глухой

Вывод: Данные звуки согласные, глухие, мягкие и твёрдые

Игра «Твёрдый - мягкий». Поднимайте синюю карточку, если звук  [Х ] твёрдый, а зелёную – если согласный мягкий.

  • Халат, холод, хитрец, хомяк, хоккей, хижина, химик, хлопушка, петухи, холодильник, черепахи, подсолнухи.

6. Знакомство с буквой «Хх»

- Давайте вспомним,  какую учебнуюзадачу мы поставили перед собой на уроке?

-Мы  выполнили её?

- Ребята! Твёрдый и мягкий  согласные звуки [х] и [х']обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы).  Её называют буквой «ха».

А какая бывает буква х?

-Для чего нужна большая? А маленькая?

-  Давайте пофантазируем,  на что похожа буква « х»? Слайд  9.

Щелчок.

     Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Щелчок.

X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

Хочешь — шьешь,

    Хочешь — сам себя стрижешь.

- Встаньте и изобразите букву Х

Слайд10.– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает глухие звуки)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.  

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

-Подчеркни букву «х» на карточке.

КХАЗХУКАИКАХЛЕБКВАРШУХУКВЫХ

– Сколько раз вы подчеркнули букву «х»?

Проверьте друг у друга. ( Взаимопроверка)  Щелчок 12

Слайд 11

-Какое слова спрятались в этой строчке?  Щелчок 13

Слайд 14. -Я неслучайно сказала, что X — это очень важная буква. С нее начинается важное слово, которое обозначает очень важный продукт питания — хлеб. Он сопровождает нас от первых шагов и до последних дней жизни. Хлеб всегда на нашем столе

Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Хлеб в старину называли жито”, от слова жить. 

- Не раз хлеб спасал людей в тяжёлые времена. В годы Великой Отечественной войны хлеб был основной пищей в блокадном Ленинграде. 900 дней и ночей длилась блокада. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. В самые суровые дни блокады ленинградцы получали по 125 г. хлеба в сутки. Слайд 15. За время блокады умерли от голода около 700 тысяч человек.

Для детей блокадного Ленинграда  хлеб означал – жизнь, так как они умирали от голода.

- Подберите слова, называющие людей или предметы, которые имеют отношение к хлебу. (Если дети затрудняются, нужно задать наводящие вопросы.)

Слайд 16. 1) Чтение слов.

Хлеб             хлебный        хлеборобы     пахучий

Хлебушек    хлебница      хлеборезка      хлебозавод

2) Чтение хором

- Какие слова вам непонятны?

2)        Словарная работа.

—Объясните значения слова хлеборобы( крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец) щелчок.   Хлеборобом можно назвать профессии людей,  которые выращивают хлеб. щелчок

Какое слово лишнее? Почему?

- Прочитайте слова в которых 3 слога;

- Прочитайте слова в которых 4 слога;

- Прочитайте слова в которых 1 слог;

- Найдите слово которое соответствует схеме.   Щелчок    (хлеб)

Слайд 17.- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята?

-Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.

- Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?  

Слайд 18.  - Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы). А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.    С элеватора зерно идёт на мельницу, Здесь зерно превращают в муку.

 120 профессий трудиться, чтобы на нашем столе  был всегда хлеб.

- Как мы должны относиться к хлебу?   (бережно…..)  –А как это бережно?

Слайд 19.

-Не надо покупать много хлеба.

-Если хлеб стал чёрствым, можно сделать сухарики.

-Где можно использовать сухарики? (супы, салаты…..)

-Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

Слайд 20. Берегите хлеб!

-  В народе всегда бережно относились к хлебу. Хлебу люди посвящают стихи, сказки, фильмы, песни, загадки, пословицы.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Слайд 21.

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Работа в группах

1группа -  Подбери подходящие по смыслу слова к слову хлеб

Вкусный            

Душистый                

Ароматный        

Противный        

Лохматый

Золотистый

Свежий

Чёрствый

Белый

2 группа – Найди начало и конец  пословицы.

Хлеб - …                        (всему голова)                

Плох обед, …                (когда хлеба нет)

У голодного …              (хлеб на уме)

3группа –Составить рассказ « Как хлеб пришёл на наш стол»

       Нужно вспахать землю, посеять зерно. Осенью нужно убрать урожай. Потом зерно перемолоть. Только после этого можно испечь хлеб.

Итог урока.

Слайд 22. -Вернёмся к высказыванию.

- Какие тайны разгадали  на уроке.

-Как называется буква, которые изучили?

-Какие звуки она обозначает?

-Кому было трудно?

-Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

    Слайд 23. Есть такая традиция  хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.

                  -Добро пожаловать, гости дорогие, хлеб вам да соль.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...