"Медведко" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корнеева Марина Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedko.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»)

Цели:

 • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Оргмомент.

Ι. Актуализация знаний.

-Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно! Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно!

Пятиминутное чтение.

 1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

 Работа над скороговоркой

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

1.Прочитайте про себя одними глазками.

2.Читаем медленно, шепотом, чётко проговаривая все звуки.

3.Прочитайте скороговорку с

-испугом        

-восторгом

-сочувствием

-Из какой сказки эти строчки и кто автор: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».  Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» .

-Как вы их понимаете?

- Они и  станут эпиграфом нашего урока.

- Как называется раздел, который  мы  начали изучать.  (Животные в нашем доме)

- Как называют этих  животных? (домашние)

- Можно ли назвать домашних животных нашими друзьями?

- Чем жизнь диких животных отличается от домашних?

-Что объединяет писателей:

  Игра «Фотоглаз»

В. Бианки

Д. Мамин – Сибиряк.

В. Берестов

- Как вы думаете с произведением какого писателя мы сегодня познакомимся?

Показываю портрет

Биографию Д. Мамина –Сибиряка  рассказывает Самаркина В.

Рассмотрите выставку книг.

- Какие книги вы видите на выставке?

- О  ком писал Д. Мамин –Сибиряк? (о животных)

-Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы написать такие интересные книги? (добрым, внимательным, любить природу)

- О ком  будем читать  сегодня, мы узнаем вместе.

 Работа в группах

Какое слово получилось у 1 группы? ( медведь)

Какие однокоренные слова подобрали? ( медведица, медвежонок)

Какие сказки вспомнили про медведей? («Маша и Медведь», «Медведь  Волк и Лиса». «Три медведя» и т. д.)

Как люди называют медведей в сказках? ( Михайло Потапыч, Михаил Иванович)

- Расшифруйте шифрограмму и узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  4  2  2  4 

1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

1. Работа с текстом до чтения.

Работа с заглавием и иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок)

Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)

- Что произошло с медвежонком в рассказе и почему это произведение оказалось в разделе « Животные в нашем доме» нам предстоит узнать, прочитав рассказ.

Словарная работа

Барин-. богатый, знатный человек

Кучер- тот, кто правит лошадьми в экипаже.

Таращил глазёнки – удивленно смотрел.

Комическая важность – смешная, неуклюжая.

Уездный город – обозначающее провинциальный, захолустный город.

Гимназисты – ученик гимназии

Увалень – неуклюжий и неповоротливый человек.

2. Работа с текстом во время чтения.

1 ч. Прослушивание в записи, половина текста читаю сама.

-Как медвежонок оказался в доме писателя?

-Как выглядел медвежонок?

 -С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка (живая рукавица, замурлыкал как котенок, как маленький ребёнок)

-Как вёл себя зверь в новом месте?

-Как автор относится к малышу?

-Как отнеслись к нему гимназисты?

-Почему автор решился оставить медвежонка у себя?

-Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш.

Прогнозирование сюжета.

- Как вы считаете, что дальше произойдет с медвежонком?

Часть 2 дети читают вслух.

Чем занялся медведко в столовой? ( залез в буфет, стал греметь тарелками)

- Понравилось ли медвежонку, что ему мешали? ( нет, он начал сердиться и кусаться)

Обратит внимание, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

А  когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать».

– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

– А Медведко приживётся в доме?

Слованая работа.

Ларь – большой деревянный ящик для муки.

Квартирант - временный житель.

Кухарка-прислуга на кухне, готовящая пищу

Физкультминутка

Часть 3 могут (чтение за диктором, половина самостоятельно)

-Удалось ли выспаться рассказчику?  ( нет, т.к. он устраивал везде шум)

- С кем подрался медвежонок в гостиной? ( собакой)

- Как назвал его кучер? ( зверина)

- Куда перенесли медвежонка потом? (к гимназистам)

- Чем занимался медведко?( стащил клеёнку со стола)

- Как назвали его теперь? (разбойник)

- Куда поместили медвежонка на 2 ночь? (чулан)

- Как назвала кухарка медвежонка? ( поганый зверь)

- Почему?

- Что чувствовал рассказчик? Радуется он медвежонку или негодует?

- Он возмущен поведением медвежонка.

– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Словарная работа.

Накуролесил – натворил дел, нахулиганил.

Экипаж – лёгкая повозка, коляска.

Бросилась стремглав – побежала быстро.

Отказался наотрез – категорично.

Взмолился – просил о пощаде.

Часть 4 читает учитель (комментированное чтение).

4

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.

– Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады.

Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.

(Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)

– Да, милый... – соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть… набезобразничал. Интересно, что же он натворил? Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?)

– Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

-Кому пытались отдать медвежонка? ( знакомому)

- Сколько времени он прожил на новом месте? ( 1 день)

- Почему?

- Кому в конце концов отдали медвежонка? (охотнику)

- Почему медвежонок не смог жить у барина и почему у охотника ему будет лучше?

 ( лесные звери должны жить в лесу)

3. Обобщающая беседа.

в) – В чём  раскаивается рассказчик?

Работа в группе.

  1. Какое предположение лучше всего помогает понять главную мысль текста?
  • Медвежонок не прижился дома потому, что мешал хозяевам отдыхать.
  • Медвежонка отдали потому, что он много «куролесил».
  • Медведей нельзя держать дома, потому что они – дикие животные.
  • Медведь – не домашнее животное. Каждому – своё место в природе.

г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает запись на доске.)

У каждого – своё место в природе.

-Вы согласны?

- А Д. Мамин –Сибиряк?

-Какие животные уживаются рядом с человеком?

-Каких  животных нельзя никогда держать дома?

- Были случаи, когда заводили совершенно необдуманно в квартирах львов, тигров. Животные набрасывались на людей, происходили трагедии.

-Но, в противовес, хочу вспомнить и о добрых людях, которые подбирают бездомных животных, кормят их, заботятся о них.

-  Я хочу, чтобы вы поняли, что животные дома - это не только радость, украшение, но и огромная ответственность и много знаний. И самое главное,  не сделать животному больно. Мне хотелось, что бы вы, мои ученики, необдуманно не брали в дом животных. Я буду очень рада, если в сердце у вас после нашего урока, остался уголок, в котором уместились бы чувства глубокого отношения к животным. Так давайте будем добры и милосердны и к животным, и друг к другу.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Цифровой диктант:

  • Рассказчик был очень рад, когда знакомый забрал медвежонка (1)
  • Знакомый возвратил медвежонка на тритий день (0)
  • Медвежонок забрался в экипаж, заложенный старой лошадью (0)
  • Лошадь бросилась стремглав и сломала экипаж (1)
  • Что же мы будем с ним делать? –взмолился рассказчик, обращаясь к гимназистам (0)
  • Нашёлся охотник, который взял его с удовольствием (1)

Прочитаем полученное число: 100 101

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

ΙV. Домашнее задание.

Рефлексия.

1. Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов). или написать отзыв о том, как вы относитесь к поступку барина, т.е. вспомните, для чего барин взял медвежонка и к чему это привело. И пофантазируйте, что дальше произойдет с этим медвежонком.

Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу  работу сегодня:

Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.

Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....

"Д. Мамин-Сибиряк. Медведко"

Урок литературного чтения.  Образовательная система "Школа 2100". 3 класс...

Урок литературного чтения по Д.Мамину-Сибиряку "Медведко" 3 класс.

3 класс, урок литературного чтения по Д Мамину-Сибиряку "Медведко"....

Урок по литературному чтению в 3 классе. У каждого свое место в природе. (Д.Мамин-Сибиряк "Медведко")

Презентация к урокам 2-3 из раздела "Животные в нашем доме" (Д.Мамин-Сибиряк "Медведко")...