Конспект урока литературное чтение во 2-м классе по учебнику О.В.Кубасовой ( УМК «Гармония»)План и пересказ. В. Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Обратенко Татьяна Вениаминовна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_liter._chteniya.docx183.67 КБ

Предварительный просмотр:

       МБОУ»Гимназия№36»

город Иваново

План и пересказ.

В. Сухомлинский «Вьюга»,

     Ю.Ермолаев «Проговорился»

урок литературного чтения

2 класс

(учебник О.В.Кубасова)

УМК «Гармония»

                                                            Учитель начальных классов

Обратенко Татьяна Вениаминовна

                                                           

2017 год

Тема: План и пересказ.

В.Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».

Цель:  формирование:

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Задачи: 

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

 2. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

3. Совершенствование техники чтения, развитие речи, мышления, памяти учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

4. Формирование привычки к рефлексии.

5. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

6. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.

7. Деление текста на части.

8. Воспроизведение текста с опорой на план.

Оборудование:

- учебник литературного чтение для 2 класса авт. О.В. Кубасова,

-тетрадь к учебнику литературное чтения для 2 класса авт. О.В. Кубасовой

презентация «ПРОГОВОРИЛСЯ»,

-фонограммы «Вьюга»,

-мелодия песенки «По секрету всему свету» (для проведения физминутки),

-фотография В.А. Сухомлинского,

-словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Оргмомент. (1 мин.)

-Ребята, у нас сегодня на уроке чтения  много интересной работы. Вы познакомитесь с двумя рассказами.

2. Начнем урок с игры “Привет, сосед!”.

- Итак, повернитесь друг к другу и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

3. Проверка домашнего задания. Русская народная сказка «Мена». (5 мин.)

1. –Что учили дома? (читали по ролям русскую народную сказку «Мена»).

-О чём сказка? (о доброте, любви к ближнему).

-Сейчас надо прочитать диалог старика и старухи при встрече после их недолгой разлуки.  

- Каким надо сыграть старика? (Старика нужно сыграть доверчивым, добрым, вежливым, доброжелательным)

- А старуху? (Старуху – доброй, приветливой, заботливой).

(Дети разыгрывают сценку по русской народной сказке «Мена». )

Ролевая игра.  Действующие лица:

                                         старик

                                        старуха

– Что говорит о доброте этих персонажей? (разговаривают друг с другом по-доброму).

– Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы?(да, соскучились друг по другу и рады встрече).

– Почему они счастливы? (Они любят друг друга, добрые, не жадные, заботятся  друг о друге/старик подарочек нёс - иглу/,хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.)

- Какова главная мысль сказки? (Счастье не в богатстве. «НЕ НУЖЕН КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД».)

- Прочитайте как об этом в сказке говорится. (с.22.-последнее предложение).

- Да. Это говорит о том, что мы правильно определили главную мысль сказки.

-Чему учит эта сказка? (быть счастливыми).

 (Оценка домашнего чтения - поставить отметки.)

4. Гимнастика для глаз. (1 мин.)

5. ЗНАКОМСТВО с материалом урока.

В.А.Сухомлинский «Вьюга».

1).Знакомство с автором.(1 мин.)

  - Сегодня вы познакомитесь с произведением Василия Александровича Сухомлинского.  СЛАЙД 2 (портрет).

ВАСИЛИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ

1918–1970

Родился в семье деревенского плотника. Окончил медицинский техникум, а потом Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах.

Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из  госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы.

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Его жизнь — воспитание детей, личности.

2).  Знакомство с текстом проводится в форме чтения про себя(2 мин.)

 – Один из рассказов Василия Александровича Сухомлинского будем сегодня читать. Это рассказ «Вьюга». В учебнике с.23. Знакомиться с текстом будете самостоятельно.

Долгожданная радостная весна бурно ворвалась в нашу жизнь. А совсем недавно лежали сугробы, мели метели, выл ветер.  СЛАЙД 3 (вьюга)

(Звучит запись фонограммы «вьюга».)

- Читайте (Читают).

3). Обсуждение прочитанного.(1 мин.)

– Понравился рассказ?

- Какие впечатления, мысли у вас возникли?(мальчикам было страшно, но когда встретились, вдвоём стало не страшно).

4). Повторное чтение и работа с текстом.(3 мин.)

– Как автор описывает вьюгу? (Грозно шумели деревья, вьюга  выла, свистела.)

-Как бы вы повели себя во время сильной вьюги?

– Что чувствовали Толя и Саша до тех пор, пока не увидели друг друга? (Они боялись идти в школу из-за вьюги.)

– Почему исчез их испуг? (Они встретились, взялись за руки, и им стало не страшно.)

-Что помогло мальчикам победить страх перед вьюгой? (Ответы детей) СЛАЙД 4 (Люди в метель)

-Подходит ли к рассказу пословица “Робкого и тень страшит”. (Нет, вьюга очень опасна)  СЛАЙД 5(Робкого и тень страшит)

-А эта пословица? СЛАЙД 6 (ТЫ, ВЬЮГА, ЗЛИСЬ, А МЫ ДРУГ ДРУГА ДЕРЖИСЬ)

- ТЫ, ВЬЮГА, ЗЛИСЬ, А МЫ ДРУГ ДРУГА ДЕРЖИСЬ.(Ответы детей)

– Какова главная мысль рассказа? (Когда люди вместе – им  не страшны непогода, трудности.)

5). Работа по заданиям учебника. Составление плана.

(Она направлена на обучение выборочному чтению, а также на формирование умения делить текст на части и озаглавливать его. Это основные действия при составлении плана прочитанного. Выполняя первое задание, учащиеся читают два последних абзаца.)

-Что вы видите на рисунке на с.24?(мальчики идут, взявшись за руки).

-Найдите ту часть рассказа, которая относится к этому рисунку, и прочитайте.(с.24 – 2 абзаца).

- О чём эта часть рассказа? Дайте ей такое название, чтобы было ясно, о чём она? («Вместе – не страшно», «Нам не страшна вьюга».)

( Записываю заголовок на доске:

Нам не страшна вьюга.

- Перескажите начало произведения.

-Озаглавьте первую часть рассказа.  (заголовки «Мальчики испуганы вьюгой», «Толя и Саша боятся вьюги».)

- Где лучше его расположить – сверху или снизу от предыдущего. (Сверху, поскольку он относится к началу текста.)

Записываю  на доске:

Мальчики испуганы вьюгой.

– Если мы с вами пронумеруем эти два заголовка, что у нас получится? (План прочитанного произведения.)

- Что называется планом? СЛАЙД 7(План-это самое краткое изложение текста).

Пишу выше:  План.

Ещё выше:  Вьюга.

Ещё выше:  В.А.Сухомлинский.

На доске получилось:

В.А.Сухомлинский.

Вьюга.

План.

1. Мальчики испуганы вьюгой.

2. Нам не страшна вьюга.

- Так нужно оформлять план.

Вспомните, как вы составляли план? (делили текст на части, а потом их озаглавливали).

- Для чего нужно научиться составлять план? (чтобы научиться пересказывать).

6) Пересказ.

- Прочитайте 1 часть и постарайтесь запомнить её. (вслух)

-Прочитайте 2 часть и постарайтесь запомнить её. (вслух)

-Кто сможет рассказать? (пересказывает 1 ученик).

- Какой пересказ получился: подробный, дословный или краткий?(повторить: подробный – близкий к тексту, дословный – словами текста, краткий – коротко о главном).

- Чему вы научились, прочитав этот рассказ?(вместе -  не страшно).

6. ФИЗМИНУТКА.  Музыка: По секрету всему свету…

7.Знакомство с произведением Ю.И.Ермолаева «Проговорился».

1).Биография Ю.И. Ермолаева. СЛАЙД 8(портрет)
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1996) - детский писатель, драматург, актер. Окончил театральное училище им. Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась “Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и “106 пропавших часов”, и “Дом отважных трусишек”, и “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он назвал “ Грустными шутками”, забавность которых таит в себе много важного и поучительного.

 2). Речевая разминка (с.25 учеб.)

3). Словарная работа.

-Как вы понимаете смысл слов «проговорился», «тренировка», «дрессировщица», «способная», «предчувствуя восторженные похвалы»?

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И.ОЖЕГОВА

Дрессировка- дрессировать-приучать( животных) к выполнению каких-либо действий, вырабатывать нужные человеку навыки.

-Как нужно воспитывать зверей? (Лаской, терпеливо)

  Восторг- необычайно радостное состояние, чувство восхищения.

4). Новая тема.                                                                                                                                

-Сегодня я хочу познакомить вас с девочкой, которая тоже занималась дрессировкой. Она дрессировала птицу с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность у звукоподражанию.                                                              

-Вы догадались о какой птице идёт речь СЛАЙД 9 (попугаи)                    

-Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.  

                   

К чему привела дрессировка попугая ,вы узнаете из рассказа Юрия Ивановича Ермолаева. Ю. Ермолаев пишет о весёлых детских историях.

Его произведения заставляют похохотать и глубоко призадуматься. Ведь юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением.

Короткий рассказ – (юмореска) «Проговорился» это не просто забавный случай, но ещё и поучительный.                                                                                  

-с.26. (Чтение произведения учеником.)

-Выскажите свои мнения, впечатления о девочке.

Вопросы  после  чтения.                                                                                                                                   

1)Что вы можете сказать об Ирочке?                                                                                                      2)Смогла ли Ира показать ребятам какая она способная дрессировщица?

3)Почему не удалось? (попугай не слушался)                                                                                                      

Чтение по цепочке.                                                                                                                3)Чему учила Ирочка попугая? (с.26,  2 абзац - вычитать из учебника)                                                                        

 4)С каким настроением Ирочка шла в школу? (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников)                                                                                                                                       5) - Автор включил описание погоды, чтобы помочь нам представить настоение Ирочки. Найдите описание погоды.(с.26 – последний абзац).

Выборочное чтение.

6)Как менялось её настроение? (смутилась, чуть не плакала)                                                                                              7)Как вёл себя попугай? (взъерошился, покосился, отвернулся)                                                                                   8)Что узнали товарищи об Ирочке? (не слушает бабушку, грубит).

9)  Найдите ответы Иры бабушке, покажите интонацией, как Ирочка отвечала бабушке.                                                    

9)Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

Обучение выразительности чтения. (СЛАЙДЫ10,11)

-Будете читать по роля. Кто действующие лица?

—        Спроси-ка его о чём-нибудь! Пусть ответит.

—        Сейчас спрошу. Только вы не шумите. Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами.

—        Отстань!

—        А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико.

—        Вот ещё!

—        А как собачка лает? Полай собачкой, Чико!

—        Очень нужно!

—        Какой ты противный, Чико!  Ничего говорить не хочешь.

—        Как не хочет? Он нам многое сказал. Молодец, Чико!

 -Что хотел сказать нам Ю. Ермолаев этим произведением? (Если учишь хорошему,  то и сам будь хорошим.)                                    

-Прочитайте пословицы. Подходят ли они к теме урока? СЛАЙД 12 

Сделав худо, не жди добра.                                                                                                            

Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

-Хочу верить в то,  что произведения, которые мы читаем, подскажут вам как правильно поступать в какой – либо момент жизни.                                              

8.Итог.

-Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?

9. Домашнее задание: по выбору с. 23-24 пересказ, близкий к тексту ИЛИ с. 27-28- пересказ отрывка «Ирочка в школе».

Желающие могут сделать рисунок «Вьюга».

10.Оценивание работы на уроке, выставление отметок.

11. Оценка всего урока. СЛАЙД 13 (смайлик).

Задачи личностного развития, решаемые на уроке:

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных и социальных ценностей.

5.  Формирование привычки к  рефлексии.

6. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

7. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

8 Развитие мышления, внимания, памяти.

              9.  Развитие и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...