Урок литературного чтения "В.Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зверева Светлана Николаевна

Урок литературного чтения. УМК "Школа России". Тип урока:закрепление знаний и способов действий. Цель: продолжить знакомство с творчеством В.Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

В. ОСЕЕВА «ПОЧЕМУ?»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗВЕРЕВА С.Н.

г.Губкин

2017 год

Урок литературного чтения 2В класс

УМК: «Школа России»

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Тема урока: « В. Осеева «Почему?» (2-й урок)

Учитель: Зверева С.Н.

Тема. В. Осеева «Почему?»

Цели урока:

 Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.

  Задачи:

-  Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование: 

портрет В.А. Осеевой, карточки с планом текста, презентация.

   Универсальные учебные действия.

1. Личностные

 -Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.                                            

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ход урока

1 слайд.

І. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее впечатление. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.

-Я желаю вам сегодня добра,

А если вам будет трудно,

Я вам помогу.

2 слайд.

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

«Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: «Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

3 слайд.

 «Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

4 слайд.

- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).

« Мозговая атака»

 - Дайте, объяснение значения слова совесть.

- Что такое совесть?

- Нужна ли совесть человеку?

- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).

- Когда совесть чиста?

-  Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

5 слайд.

Совесть - способность человека к различению добра и зла,

      сознание добра и зла.

- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.

- Кто автор этого произведения?

- Как называется произведение? 6 слайд.

 -  Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)

-  Верно,  при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

7 слайд.

Рубрика «В гостях у автора» (карточка)

                        Дорогие ребята!i_kale10-apr07_3

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 - Понравился тебе рассказ?

   Я ответила:

 - Не знаю. Я о нем не думала.

                  Мама огорчилась.

 - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

         С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а  иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

8 слайд.

Гимнастика для глаз.

ІV. Проверка домашнего задания.

- А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» я сейчас узнаю. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе. Работа в парах.

План неправильный.

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке.
  11.  Бум один на крыльце.

План правильный.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это … Бум!
  4. Он будет жить в будке.
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце.
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10.  Все дома!
  11.  У каждого своё «Почему?».

9 слайд.

Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

V. Осознание изученного материала.

  1. Пересказ первого пункта.

- Что однажды случилось с мальчиком? (стр. 96-97)

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

          Читают по ролям (стр.97)

  1. - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
  2. - Почему мальчик не признался маме сразу?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. Выборочное чтение.

Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…» (стр.98)

  1. – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)

-  Как об этом пишет автор, прочитайте абзац, начало « Время шло..» (стр.99)

(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)

  1. - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу,  начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 10 слайд.

  1. - В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.

11 слайд. Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера  (стр.100-101) 

12 слайд.

10. - Подведем итог.

- Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

13 слайд.   Физминутка

VI. Работа в группах.

Деформированный текст. Прочитайте отрывок из рассказа на карточке, сравните его с текстом в учебнике. Что я изменила или пропустила? (Первый текст: тихонько сполз – встал, второй текст: пропустила слова колени у меня задрожали, язык заплетался, третий текст: не поставила многоточие в предложении «Это…это…Бум!»

(Тексты прочитывают, называют разницу, показывают)

Вывод: важность каждого слова или знака в рассказе для понимания качеств личности героя, его состояния.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.

VII.Творческая работа.

Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.

                        Начало рассказа                        Конец рассказа ПАЛИТРАПАЛИТРАБезимени-4

        

        

Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.

 VIII.  Итог урока.

       - Что живёт в душе мальчика? ( совесть)

Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

Выставка книг. – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.

14 слайд.  

 IX.  Рефлексия.

- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

- Чему я научился на этом уроке?

- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?

- Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.

X. Домашнее задание.

- Попробуйте дать ответ Буму.

Ответ Буму:

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

Ответ маме:

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Ответ сыну:

Я очень обрадовалась тому, что…

15 слайд.  



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2В класс Учитель: Зверева С.Н.

Слайд 3

ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА: - РАЗУМ ВОЛЯ СОВЕСТЬ

Слайд 4

«Самое главное украшение – чистая совесть» Цицерон

Слайд 5

Словарная работа Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла. Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль

Слайд 6

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА «Почему ?»

Слайд 7

Рубрика «В гостях у автора» ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА

Слайд 9

План к тексту: Мальчик с собакой. Чашка разбилась. Это… Бум! Он будет жить в будке. Бум наказан. Бум один на крыльце. Ночью. Расстроенный лай. Сын признался. Все дома! У каждого свое «Почему ?»

Слайд 10

ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Слайд 13

Физминутка

Слайд 14

Рефлексия - Чему я научился на этом уроке? - Какой урок вынес мальчик из этого случая? - А вы ? Домашнее задание : дать ответ от имени… (карточки)

Слайд 15

Б лагодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...