Урок литературного чтения "По страницам былин - в глубь времён" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока- путешествия посвящён былинам об Илье Муромце. К уроку подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3_a_klas1.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

               День методической учёбы в рамках стажировочной площадки

              «Система работы учителя в рамках интегративного подхода».

                       

              Открытый урок литературного чтения

             «По страницам былин – в глубь веков»

                                                           Учитель начальных классов

                                                       МБОУ«Кингисеппская гимназия»

                                                       Писмарева Наталья Васильевна.

                                                       Высшая категория.

                                                           

             Класс: 3а

           

Тема.

По страницам былин – в глубь времён.

Богатырские секреты Ильи Муромца.

Цель:

Воспитание нравственных качеств и патриотических чувств на основе изучения былин Киевского цикла. ( На примере героического образа Ильи Муромца.)

Задачи:

  • обобщить знания детей о подвигах Ильи Муромца, о былине, как жанре фольклора, и её особенностях (плавность, напевность стиха).
  • Формировать УУД :

личностные: 

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 -чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ,                                            историю;

-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

регулятивные:

-принятие и сохранение  учебной задачи;

познавательные:

-смысловое чтение художественного текста, выделение существенной информации из текста;

-речевое высказывание в устной форме.

  • Формировать первичные навыки работы с информацией , представленной в разных формах(текст, картина, иллюстрация, мульфильм, музыка)

Планируемые достижения учащихся на уроке: 

  • знать названия и основные события былин об Илье Муромце;
  • читать выразительно эпизоды из былин (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
  • уметь соотносить текст былины с картиной художника;
  • уметь характеризовать персонаж по его поступкам, определять главную мысль прочитанного.

Оборудование: 

  • компьютер, презентация урока;
  • выставка книг;
  • выставка рисунков, поделок учеников;
  • «волшебные» предметы: яблоко на серебряном блюдечке;
  • гусли

Зрительный ряд:

  • мультипликационный фильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
  • исполнение былины об Илье Муромце в сопровождении гуслей ансамблем Купина.
  • Картины В. Васнецова, рисунки художников-иллюстраторов к былинам (в презентации).

Звуковой ряд: 

  • Былинные наигрыши. Д. Локшин (гусли)

                                                    Ход урока.

Этапы урока

          Содержание урока

Примеча-ние                                              

I Встреча.

Организа-ция класса.

II 

Мотив, имя, цели.

Приглашение в путешест-вие.

Приветствие гостей.

Ребята, я надеюсь, что настроение у вас отличное! Вы готовы к новым открытиям?

На выставке, ребята,  знакомые вам книги:

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих…

-Кто герои этих книг? (богатыри)

- Вы знаете, ребята, когда я готовилась к уроку и рассматривала ваши книги, я сделала удивительное открытие!

-Больше всего былин народ сложил…    Как вы думаете, о ком?

-Об Илье Муромце!

-Поневоле задумаешься, почему Илья Муромец –самый любимый народный богатырь? Какие богатырские секреты есть у Ильи Муромца?

- Давайте вместе с вами

    Я предлагаю вам отправиться(или: а вы готовы отправиться в путешествие, чтобы…) в путешествие , чтобы исследовать жизненный путь И.М. и найти, понять его богатырские секреты..

-Попасть в Русь былинную нам поможет наливное яблочко с волшебной  яблони. Давайте вместе произнесём волшебные слова. Повторяйте за сказочницей:   (ученица в русском народном костюме)

Катись, катись, яблочко наливное,

По серебряному блюдечку,

Покажи нам леса и моря,

Покажи нам гор высоту и небес красоту,

Всю родимую Русь-матушку.

Учитель:

Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному. И вот мы уже в древней былинной Руси.

Урок –путешествие проводится в сказочной гостиной гимназии

I и II этапы урока проводятся до входа в сказочную гостиную.

Выставка книг.

III

Актуализация

Ученики в русских рубашках:

            Уж вы гой еси, люди добрые.

            Старина новизне низко кланяется.

           Собирайтесь- ка вы, люди добрые,

          Не в дорожку - путинку ближнюю,

          А в далёкое да путешествие,

          Необычное да непривычное…

          Ох не за 100 вёрст, не за 1000 вёрст,
          А за 1000 лет против времени…

Учитель:

Красуется  здесь  славный стольный Киев-град , где правит князь Владимир стольно-киевский.

Много врагов было у Киевской Руси. Главными защитниками матушки Святой Руси стали русские

 богатыри.

- Вот они перед вами на картине знаменитого русского художника В. Васнецова. Вглядитесь внимательно.

На солнце светятся, как золото, щиты.

Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:

Илья – крестьянский сын, Алеша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы

Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.

Богатыри стоят у Киевской заставы.

                       (В.М.Василенко)

- Ребята, попробуйте узнать, кто из богатырей Илья Муромец? Почему вы так решили?

Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжелую палицу. Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем вороном коне, копье наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается, - не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

- А ведь не случайно В. Васнецов изобразил Илью Муромца в самом центре картины! Это  значит, что художник тоже считает Илью Муромца самым главным богатырём.

-Сейчас картина оживёт, и богатырь появится перед нами.

Физминутка      Встаньте, други мои, потянитеся,

                                    Во все стороны поклонитеся.

                                     Киньте палицу да за облачко.

                                     На коне лихом прокатитеся.

Слайд2

Слайд3-4

 (1898. Холст, масло.295,3 x 446. Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Былины об Илье Муромце складывались в период с XI по XIV век, в эпоху борьбы русского народа с половцами, совершавшими набеги на Русь, а затем с татаро-монголами, под игом которых Русь находилась более двухсот лет.

IV Организа-ция понима-ния

             

1

2

3

4

5

V Закрепле-ние понима-ния

«упражне-ние в своём понима-нии»

V I   Итог. «Своё прочтение имени»

- А теперь будьте внимательны! Не пропустите первый богатырский секрет Ильи Муромца.

- Вы уже не ученики, вы –сказители былины «Как Илья богатырём стал».

Озвучивание кадров диафильма.

Итог чтения.  Вопрос Ильи Муромца:

-какой наказ дали Илье Муромцу калики перехожие?

Молодцы, вы правильно нашли первый богатырский секрет.

Просмотр фрагмента мультфильма «Илья Муромец и Соловей –разбойник».

Вопрос перед просмотром: будьте внимательны. Не пропустите второй секрет Ильи Муромца:

- Что предложили богатырю жители города , и почему он отказался от этого предложения?

Итог просмотра. Вопрос Ильи Муромца:

- Почему Илья Муромец отказался быть воеводой Чернигова? Это и есть второй богатырский секрет.

Физминутка    

Дружно встали – раз, два, три .Мы теперь- богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Для разгадки третьего богатырского секрета вам понадобится вспомнить, с кем пришлось сражаться Илье Муромцу.                                                                            А) Сидит разбойник на 12 дубах. Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному. (Соловей-Разбойник)

Б)Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень. Сидит в княжеских палатах, угощается, на князя с княгиней покрикивает. (Идолище поганое)

В) Подошёл к стольному городу Киеву собака-царь, привёл полчища несметные. Грозится Русь разорить, огнём покатить, всех киевлян в полон полонить. (Калин-царь)

Итог.

-Всех врагов смог одолеть Илья Муромец. О каком качестве характера это говорит?

Это и есть третий секрет Ильи Муромца.

а/Видеофрагмент. Выступление ансамбля гусляров «Купина» .  Былина об Илье Муромце.

- Мы читаем былины в книгах, а ведь былина – это героическая  песня. Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает…

Вот как на картине В. Васнецова «Гусляры».

Сейчас эта картина тоже оживёт, и  мы увидим и услышим былину об Илье Муромце в исполнении гусляров.

Итог: чтение слов , которыми гусляры закончили былину:

Не за  славу мы бились, сражалися,

А за веру свою православную,

За Святую Русь нашу матушку!

Чтоб жила наша Русь , не старилась,

И на всей земле она славилась!

б/Как современники чтят память Ильи Муромца.

-Молодцы, ребята. Благодаря вашим исследованиям, стало понятно, почему прославился в памяти народной Илья Муромец. Народ ценил богатырскую силу, отвагу, честь, щедрость души.

Илья Муромец был известен и за пределами Руси. В германских сказаниях XIII века «Ортнит» помощником главного героя является «Илья Русский». В норвежских сагах XII–XIII веков также действует отважный воин по имени Илья, сводный брат «короля Руси».

Имя Ильи Муромца живёт в веках:

 -русской православной церковью он причислен к лику святых;

- в 1999 году в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу (скульптор В.М. Клыков);

-один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец;

-В районе Киева на реке Днепре находится Остров

Муромец – парк и любимое место отдыха горожан;

- Имя богатыря в разные годы давали различной русской технике: фрегату Российского импера -торского флота, самолёту –бомбардировщику, бронеавтомобилю. бронепоезду, круизному теплоходу, ледоколу…

-Илья Муромец живёт на картинах знаменитых художников, в музыке (оперы, симфонии, песни), в театральных спектаклях, фильмах, и даже в компьютерных играх.

Коллективный портрет Ильи Муромца.

-Каков он, Илья Муромец?

Дети передают друг другу волшебное яблочко и называют качества характера богатыря/

Слайды 5-15

Раздаю листы с текстами

Слайд 19

Слайд 20-23

Слайд 24-26

Слайд 27-31

Слайд 32

Возвращение из путешествия.

Уж вы гой еси, люди добрые.

            Старина новизне низко кланяется.

           Собирайтесь- ка вы, люди добрые,

         в дорожку - путинку обратную

Рассказали мы про дела старые,

Что про старые, про бывалые.

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава Русская!

Вернуться из путешествия по былинам нам снова поможет наливное яблочко. Давайте вместе произнесём волшебные слова. Повторяйте за сказочницей:  

Катись, катись, яблочко наливное,

По серебряному блюдечку,

Верни нас, яблочко,

В 21 век.

Учитель: катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному. И вот мы снова в сказочной гостиной

Слайд 33

Организация домашней самостоятельной работы.

Мотив "на завтра". Проща-ние

- Ребята, вам было интересно читать о подвигах Ильи Муромца?

-А вы хотите узнать о жизни других русских богатырей? Тогда постарайтесь к следующему уроку прочитать новые былины и рассказать в классе, о ком вы узнали.

- Спасибо всем за урок! Мне было очень интересно путешествовать с вами. Благодарю вас, ребята, за увлечённую творческую работу на уроке.

Приложение: тексты для чтения каждому ученику.

Как Илья богатырём стал.

 Кадр1        А во славноем  во русскоем  царстве,
                  А во той ли деревне Карачарове,
                  У честных у славных родителей
                  Был рождён тут сын Илья Иванович,
                  А по прозванью был славный Муромец.

Кадр2           Тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит.      И ростом он богатырь, и умом светел, и глазом зорок, только ноги его не носят - словно брёвна лежат, не шевелятся.

Кадр3          А на землю Русскую враги нападают, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают никому ни проходу, ни проезду. 

Кадр 4         Слышит об этом Илья и на судьбу свою жалуется: «Был бы я здоров – не дал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!»

Кадр 5           Пришли раз к Илье три странника, налили ему чудесной воды в ковшичек: « Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки».    Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. Говорят ему странники: «Будешь ты, Илья, велик богатырь. Бейся с врагами земли родной, с разбойниками да чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек». Поклонился Илья странникам.

Кадр 6           Снарядился он в доспехи богатырские и просит благословения у родителей: «Отпустите меня , батюшка с матушкой, в Киев-град. Буду служить Руси родной верой-правдою, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Кадр 7.            То не белая заря занималася,  не красное солнышко выкаталося. Выезжал из ворот Илья Муромец на своём коне богатырском.

Кадр 8.       Скачет конь богатырский выше лесу стоячего, чуть пониже облака ходячего, с горы на  гору перескакивает, реченьки, озёра перепрыгивает.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе " По страницам былин - в глубь времён"

Презентация подготовлена к уроку-путешествию по былинам об Илье Муромце. Материал может быть использован в 3-4 классах на уроках литературного чтения....

Конспект урока по теме: ««Страницы истории XIX века»» (4 класс). УМК Школа России

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...