Литературное чтение 3 класс «Честное слово» Леонид Пантелеев ("Перспективная начальная школа")
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Гиматова Варвара Маратовна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: «Честное слово» Леонид Пантелеев.

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль Планируемые результаты:

Предметные:

— определять содержание книги по её названию и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебные задания, используя алгоритм или план;

— оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога.

Личностные:

-проявление познавательных интересов и активности на уроке;                                                                       

-оценка поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: толковый словарь русского языка, презентация, выставка книг писателя, учебнику «Литературное чтение» 3 класс «ПНШ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 41 группы

Гиматова Варвара

Проверил: Сафина О.В.

Отметка:____________________

Дата: 20.02.2017

Челябинск, 2017

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: «Честное слово» Леонид Пантелеев.

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль Планируемые результаты:

Предметные:

— определять содержание книги по её названию и обосновывать своё мнение.

— выполнять учебные задания, используя алгоритм или план;

— оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога.

Личностные:

-проявление познавательных интересов и активности на уроке;                                                                        

-оценка поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: толковый словарь русского языка, презентация, выставка книг писателя, учебнику «Литературное чтение» 3 класс «ПНШ».

Этап урока

Методы, приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: ответы на вопросы

Мотивационный

Практический: речевая разминка

7 мин

Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Победит тот, кто не дрогнет.

Пример героя зовет на подвиг.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. (1 слайд)

Прочитайте про себя. Подготовьтесь прочитать вслух. Кто прочтет вслух?

О ком эти поговорки? (2 слайд)

Сообщать о готовности к уроку.

Выполнять речевую зарядку.

Отвечать на вопросы учителя.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка и решение учебной задачи

Словесный: Рассказ учителя, ответы на вопросы

Наглядный: презентация, выставка книг

5мин

Что вы знаете о сказочных героев? А о героях рассказов? Чем они схожи? А чем различаются?

Как вы думаете, о чем и о ком будем говорить и читать на нашем уроке?

Сегодня мы прочитаем рассказ «Честное слово». Его написал Леонид Пантелеев. (3 слайд)

 Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. (Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве.)

- Как думаете, о чем или о ком будет его произведение «Честное слово»? (4 слайд)

Вы высказали в основном правильные предположения. Рассказ будет о мальчике. Но коком мальчике? У кого какие предположения?

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать.

Анализировать.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро-ят реч. высказывания.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.

Решение учебных задач

Словесный: анализируют, формулируют мысли, отвечают на вопросы

Практический: чтение по цепочке

Физминутка.

Словесный: анализируют, формулируют мысли, отвечают на вопросы

Практический: заполнение таблицы.

10 мин

1 мин

12 мин

Какие слова непонятны? (5 слайд))

Прочитаем объяснение новых для нас слов (читают по одному)

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.

- какое звание выше майор или сержант?

-Знакомить с рассказом начну вас я. Приготовьтесь ответить на вопрос

- может мальчик, о котором пойдет речь, стать героем?

Чтение учителем 1 части 

- так выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей)

(Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово).

От чьего имени идёт повествование? (от рассказчика)

- Где происходили действия? (в городском саду)

- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)

- В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него)

- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

        

Ребята давайте немного отдохнём. Не устали еще? Может встать и представить как стоял мальчик, как к нему подошел взрослый. Или сделать гимнастику для глаз по схеме над доской чтобы лучше прочитать 2 часть?

Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки)

- почему мальчик не ушел с поста,  когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом)

- выберите черты, характеризующие его, как человека (смарт - благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный) (слайд 6)

- как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…)

- прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?)

Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего).

Чтение 3 части

Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом  слова, характеризующие мальчика.

- какие слова отметили?

- почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? (не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост).

Вернемся к началу работы, когда мы определяли, о ком будет рассказ.

(смарт- о шутнике, о лгунишке, о настоящем человеке)(остается один ответ).

- Кто вам понравилось в этом рассказе?

- Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

- Как мальчик понимал, что такое «честное слово»?

- Как рассказчик отнесся к «честному слову» мальчика?

- Как майор отнесся к «честному слову» мальчика?

- Кому приходилось когда-нибудь давать «честное слово»?

- А как его выполняли?

- Тяжело ли держать «честное слово»?

- Захотелось ли вам продолжить чтение?

Выдвигают предположения о теме урока. Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Читать текста.

Выполнять упражнения.

На доску: ДОРОЖИЛ СВОИМ ЧЕСТНЫМ СЛОВОМ, НЕ ХОТЕЛ ПОДВОДИТЬ

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Перечитать рассказ.

Самостоятельное чтение.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Рефлексивный

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

3 мин

Выберите и продолжите любое предложение (слайд7)

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел…

С произведением какого писателя знакомились на уроке?

Участвуют в беседе по обсуждению итогов.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Домашнее задание

2 мин

Откройте дневники и запишите дом. задания прочитать рассказ «Честное слово», 127 - 135., подумай над вопросами «выскажи свое мнение» и первым трудным заданием

Записать задание.

ДОРОЖИЛ СВОИМ ЧЕСТНЫМ СЛОВОМ

НЕ ХОТЕЛ ПОДВОДИТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Победит тот, кто не дрогнет. Пример героя зовет на подвиг. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Слайд 2

Победит тот, кто не дрогнет. Пример героя зовет на подвиг. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. ГЕРОИ

Слайд 3

Леонид Пантелеев Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.)

Слайд 4

«Честное слово»

Слайд 5

СТОРОЖКА – БЕЗУТЕШНО – ЧАСОВОЙ – КАРАУЛ – ПРОТИСКИВАТЬСЯ – КРАСНОАРМЕЕЦ – МАРШАЛ – МАЙОР – СЕРЖАНТ – помещение для сторожа. не находя утешения. военнослужащий, стоящий на посту, на часах. воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо. кое - как пробраться. боец Красной Армии. самое высокое воинское звание. офицерское звание. звание младшего начальствующего состава в Армии.

Слайд 6

Благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный.

Слайд 7

На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за … После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… С произведением какого писателя знакомились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Н. А. Чураковой. Перспективная начальная школа. 3 класс.

Предлагаемое пособие представляет собой подробные по­урочные разработки по курсу «Литературное чтение» для 3 класса четырехлетней начальной школы. Пособие разработано в соот­ветствии с программой «Лит...

Конспект урока по литературному чтению «Скинуло кафтан зелёный лето...» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно чит...

Конспект урока литературного чтения «Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворением Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…», а также с творчеством Ю. Мориц, формирование представления о способе...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...

Технологическая карта урока литературного чтения "Е. Чарушин. Томка испугался" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с биографией Е. Чарушина и его рассказом «Томка испугался»; совершенствование уме...