Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях «Мир книг».
материал по чтению (2 класс) на тему

Епихина Елена Николаевна

На занятии коллеги знакомятся с некоторыми видами работы над выразительным чтением в начальных классах на внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях  «Мир книг».

Епихина Елена Николаевна

учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 3» имени Д. Ф. Лавриненко.

Цель: познакомить присутствующих с методами обучения выразительному чтению, показать практическую значимость использования данных приёмов для формирования техники чтения.

Задачи:

 создание условий для профессионального общения;
повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
распространение педагогического опыта при проведении внеурочных занятий  «Мир книг»

Оборудование: карточки с упражнениями.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с приёмами обучения выразительному чтению, попробуют их практически использовать.

Ход проведения мастер-класса:

Слайд 1)

- Добрый день, уважаемые гости и коллеги. Мы рады видеть Вас на нашем мероприятии и надеемся, что наше сегодняшнее сотрудничество будет продуктивным. Мы поговорим о методах формирования выразительного чтения на внеурочных занятиях  

(Слайд  2)

Ещё Сухомлинский говорил: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» Значение чтения, несомненно, велико. В течение многих лет особое внимание в начальной школе уделялось только навыку чтения, а не приобщению детей к миру книг. В 21 веке проблема приобрела другой характер: книгу стали вытеснять телевизор, компьютер и другие современные средства. А ведь чтение - это окошко, через которое дети познают мир. Для нас проблема  современного школьника стала очевидной. Как приобщить ученика к чтению книг, выработать у него желание и умение выразительно, правильно, быстро и осознанно читать? Что предпринять, чтобы заинтересовать ребёнка к книге?

(Слайд  3) Посмотрите  фрагмент внеурочной деятельности…

 Видео Епихина (ученик читает стихотворение «Надёжная книга, мой спутник мой друг» Найдёновой)

(Слайд  4)           (Внеурочная деятельность – «Мир книг»)

В настоящее время дети мало читают.

Именно это и повлияло на  выборе курса «Мир книг» во внеурочной деятельности.

(Цели и задачи  вы видите не слайде.)

И на уроках и внеурочных занятиях мы говорим с детьми о значении книг.

(Слайд  5)

Этот курс составлен на  основе авторской программы под  редакцией  Виноградовой Н.Ф. Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - это расширение читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитание ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

 Работа по этой программе включает ещё и знакомство учащихся, начиная с  1 класса не только со школьной библиотекой, но и Детской городской библиотекой. Это сотрудничество продолжается на протяжении всего курса. Занятия, которые проходят совместно с ДГБ помогают приобщить детей к чтению, полюбить книгу.

(Слайд  6)

В детской  городской библиотеке  были проведены: праздник «Посвящение в читатели», знакомство с произведениями писателей в виде театрализованных представлений, викторин, бесед;  викторины, связанные с экологией  « Лекарственные растения Московской области»

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Сегодня мы поговорим о работе над выразительностью чтения.

Слайд  7) (я зачитываю по слайду )

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительность чтения взаимосвязана с другими качествами чтения.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:

тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), логическое и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Сегодня я расскажу о нашей работе над некоторыми из них.

 Внеурочное занятие  «Мир книг» обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения и артикуляционной гимнастики. В последнее время много детей с нарушениями речи и такая работа актуальна.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение.  Мы  должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и личном примере. Мы хорошо знаем, что правильное дыхание-это здоровье.

(Слайд 8  ) (Дыхательная гимнастика Иванова О. С)

Существует китайская поговорка : «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму и чему – то научусь».  Давайте и мы с вами поучимся выполнять дыхательную гимнастику.

(Слайд 9) 

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

(Слайд 10)

 Именинный пирог.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Есть и другие упражнения:

Побрызгайте бельё  водой. 

(в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

(Слайд11)

Давайте выполним такое упражнение, как

Выдох со счетом. (Слайд про Егорку)

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ...

(и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

- Теперь поговорим об артикуляционной гимнастике.

(Слайд12  ) Видео Епихина (артикуляционная гимнастика на внеурочном занятии)

  - Теперь, уважаемые гости, я предлагаю и вам сделать несколько артикуляционных упражнений.

(на слайдах  картинки.  Мы вместе выполняем упр. )

Слайд13)

 1.Язычок вышел погулять

(Слайд14)

2.Вдыхаем аромат цветов

(Слайд15)

3. Бегемотик

(Слайд  16)

4.Улыбка –лягушка . Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

2. Следующий этап – это работа над  дикцией.

 При работе над дикцией использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, характерные детям и программе внеурочной деятельности.

(Слайд 17  ) 

Видео – Епихина Е.Н.(Чистоговорки )

Упражнение с гостями

- Попробуйте выполнить следующее упражнение.

(Слайд   18 )

        Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

Затем следуют скороговорки. Скороговорки  ребята  находят в книгах, детских журналах, сами разучивают со своими товарищами. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно берём короткие, а затем более сложные скороговорки:

(Слайд 19 )

У вас на столах лежат карточки со скороговорками, давайте посоревнуемся в их произнесении.
1.  «Наш Полкан – попал в капкан».
2. «Три сороки на пороге, три вороны на воротах».
3.«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».

4.  «Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала».

5.«У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

  Помогали две Валюшки искать Варе варежки»

6. «На лугу под лопухом у лягушки летний дом,

      А в болоте лягушачьем у неё большая дача»

3.Выделение логических ударений. 

-Теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание на работу с логическим ударением.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.

    Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Мой приём работы.

(Упражнение с гостями)

(Слайд 20   )  Перед вами строки из стихотворения  А. Барто .

Участники за столом №1 постарайтесь прочитать эти строки , поставив логическое  ударение на  первое слово Дело и слово - ёлка

Участники за столом №2 постарайтесь прочитать , выделив слово было  и стояла

Участникам за столом №3  нужно выделить слово   в январе и на горе

Спасибо.

      Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.

(Слайд 21)

     4.   Главное средство речевой выразительности –  это интонация.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям .

Можно использовать упражнение

В лифте        

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Упражнение «Подвал и маленькая мышка»

 

Давайте и мы с вами прочитаем предложения с определённой интонацией.

(Слайд 22 )

Пришла долгожданная весна. (1. прочитать предложение, с повествовательной интонацией)

                                                     (2. прочитать  предложение с вопросительной интонацией)

                                                     (3. прочитать  предложение,  передавая радость)

4. Выразительное чтение учителем.

     Очень важным моментом остается чтение текста самим учителем и прослушивание аудиозаписи литературных произведений . Это позволяет детям услышать образец чтения,  даёт возможность повторить так же интонационно выразительно.

 (Слайд  23)

На занятиях  использую такую памятку (выбери отрывок по своему желанию):

1)Правильно ставь ударение.
2) Соблюдай паузу.
3) Выбери силу голоса (громко, тихо).
4) Определи темп (быстро, медленно).
5) Читай эмоционально.
6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.

(Слайды 24, 25, 26,27,28,29)

5. Театрализация произведений

Работа над выразительным чтением  помогает во внеклассной работе при  проведении праздников.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Ребята сами изготавливают костюмы для инсценировки. Каждый ребенок в классе получает какую - то роль, даже слабочитающий ребенок старается оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.

Работая над произведениями В.Осеевой …..

Чтение по ролям

 (Слайд   30 ) Видео Епихина (Чтение по ролям  В . Осеевой «Хорошее»)

(Слайд31)

(Вывод

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Выразительно читать,  говорить — это значит “действовать словами”, т.е.  воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные  выше описанные правила, которые помогут быстро и эффективно получить нужный результат.

(Слайд32)

Уважаемые гости! Наше занятие хочу закончить небольшой притчей.

 АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

            Узнали акварельные краски, что их собираются разбавлять водой, и возмутились:

— Да что мы, сами не справимся?

— Нет, – сказала, устав тереться по сухим краскам, даже самая мягкая кисточка.

— Не справитесь! – подтвердила повидавшая немало на своем веку бумага.

А художник ничего не сказал. Он развел краски водой и нарисовал картину.

Такую, что все остались довольны. И в первую очередь, сами акварельные краски!

Так и мы, как художник, можем  добиться того, чтобы дети научились выразительному чтению, полюбили книгу и наши занятия приносили им радость.

 (Слайд 33)

Рефлексия

Подошло к концу наше занятие. Предлагаю оценить методику проведения  для последующего анализа.

 Перед вами “Древо творчества”, прикрепите на дереве листья, цветы, плоды, каждый из которых имеет своё значение:

 плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

цветок – довольно неплохо;

зелёный лист – хотелось бы узнать побольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование групповых занятий по литературе "Искусство выразительного чтения". 2класс. "Школа России".

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование групповых занятий по литературе "Искусство выразительного чтения". 2класс....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок-практикум по совершенствованию техники чтения

Урок-практикум по совершенствованию техники чтения. Виды чтения. Различные упражнения по развитию быстрого чтения у младших школьников....

Презентация ИОППР на тему «Технология педагогических мастерских как эффективное средство формирования универсальных учебных действий».

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Введение профессионального...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Педагогическая мастерская учителя английского языка «Формирование метапредметных УУД на уроке английского языка по теме «Одежда» в 4 классе»

Педагогическая мастерская учителя английского языка  «Формирование метапредметных УУД на уроке английского языка по теме «Одежда» в 4 классе»...

Формирование навыков осознанного чтения на внеурочных занятиях

Статья рассказывает о важности развития осознанного чтения....