Конспект урока литературного чтения с презентацией А. Ахматова "Перед весной бывают дни такие ..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок проведён в 4 классе по УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ahmatova_pered_vesnoy.zip2.96 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное. - раскрыть тайну чудесного весеннего преображения лирического героя;

-познакомить учащихся с поэзией А.Ахматовой;

-учить детей видеть и понимать прекрасное, работать над развитием грамотной, выразительной речи.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

                Что есть прекрасного в обычном?

                Мир этот полон красоты!

                И то, что кажется привычным,

                Иначе вдруг увидишь ты...

                Всмотрись проникновенным взглядом

                В природу...

                В ней, с тобою рядом,

                В простых, обычных проявленьях

                Так много прелести своей!

                Скажи: «Остановись, мгновенье!»

                И вдруг – сквозь кружево ветвей –

                Увидишь солнце золотое,

                А в ослепительных лучах

                Трепещут листья на ветвях...

                Ты спросишь: «Что это такое?

                Как этот маленький листок

                Вместить так много цвета мог?!

                Он то оранжевый, то красный!

                В прожилках розово-зеленых...»

                И ты воскликнешь удивленно:

                «Как это все-таки прекрасно!»

                Всмотрись... Не ускользнет от взора

                Рисунок зимнего узора

                На стеклах твоего окошка...

                Будь наблюдательней немножко,

                И сам тогда увидишь ты,

                Как много в мире красоты!

– В чем поэт увидел красоту? (Окружающий мир в разные времена года.)

– Какое время года вам нравится? Можно ли выделить какое-то время года особо? (Высказывания детей.)

– К чему призывает нас поэт? (Учиться наблюдать красоту природы, уметь видеть красоту внутреннего мира человека.)

– Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Удивления и восхищения тайнами художественного слова, желания научиться видеть в обыденном новое и необыкновенное.)

– Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением «Перед весной бывают дни такие...».

3. Слово об авторе стихотворения.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Слайд 2

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет.

Эта хрупкая женщина была очень сильной личностью. Она, восприняв судьбу России, не уехала за границу, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

4. Формулирование темы и целей урока.

Слайд №3

Прочитайте слова Достоевского.

«Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

В этих словах заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

Слайд №4

Тема «Природа и человек»

Цели:

1. Определение взаимоотношений  человека и природы.

2. Анализ стихотворения, выявление отношений человека и природы в стихотворении А.Ахматовой.

5. Работа над новым произведением.

а) Работа в тетради на печатной основе.

Стр. 9 №1 – продолжи ряд определений.

Слайд №5

б) Самостоятельное чтение стихотворения.

Задание: разделить на части.

в) Чтение 1 части  стихотворения и анализ.

На слайде записана первая строка стихотворения.

Слайд №6

ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ

-Если бы вы выделяли слова, то какие бы слова вы выделили?

- Какие слова необычные, самые главные? (ТАКИЕ)

По значимости они стоят как бы на третьем месте.

ТАКИЕ, Это какие дни? (как бы незавершенность высказывания), особые дни, вызывает вопрос, что же это за дни?

На втором месте по значимости  ПЕРЕД  ВЕСНОЙ.

-Почему перед весной особые слова?

Что в них особого? (еще нет весны, предвкушение),

ПЕРЕД ВЕСНОЙ  ведь так не говорят, можно сказать перед домом, перед дверью, перед порогом. ПРЕД ВЕСНОЙ -это искаженная чуть-чуть речевая фигура. Поэтесса взяла это выражение специально, чтобы привлечь наше внимание. Дни стоят пред весной, как перед дверью, в которую вот-вот войдет. Войдет в эту весну как в явление.

ПЕРЕД ВЕСНОЙ дает слитое ощущение пространства и времени.

На первом месте слово БЫВАЮТ.

-Что в нем особенного?

(Часто бывают такие предвесенние дни, с поэтессой это уже когда-то было и повторяется снова).

В вашей жизни это было?

БЫВАЮТ, т. е. периодически уже происходило,  и я жду, может быть произойдет и еще, бывает, случается. Чей-то опыт говорит, что случается? (ее поэтический опыт). Ахматова это уже когда-то переживала.

Прочитайте первую строку.

-Как вы думаете, что будет во второй строке? (рассказ об этих днях).

-А весна уже наступит во второй строке? (пока не знаем).

Читаем вторую строку:

Слайд №7

ПОД ПЛОТНЫМ СНЕГОМ ОТДЫХАЕТ ЛУГ,

-Что здесь нравится? (отдыхает). Затишье, еще сон природы.

-А плотный снег это весна или зима?

-Как вы думаете,  в третьей строке наступит весна? (уже пора наступить весне). Цифра три это волшебное число.

Читаем третью строку.

ШУМЯТ ДЕРЕВЬЯ ВЕСЕЛО-СУХИЕ

Обратите внимание на  эпитет  ВЕСЕЛО-СУХИЕ, это чисто Ахматовский эпитет.

Она в одно слово включила то, что деревья еще не проснулись, но уже пробуждаются.

В четвертой строчке будет движение и начнется весна.

Слайд №8

И ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР НЕЖЕН И УПРУГ.

-Упругий ветер это какой? (ответы детей) Одновременно нежен и упруг, это как?

- Какие картины рисует поэтесса?

(Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.)

- Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова- образы.

(Лексика обыденная, разговорная.)

-  Какие литературные приёмы использует автор?

  Луг «отдыхает» – олицетворение,

 «шумят» – олицетворение,

деревья «весело – сухие» – метафора.

- Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.

г) Работа над 2-й частью.

Слайд №9

 Подруга Анны Ахматовой Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

Ранней весной 1915 года, Ахматова решила последовать совету своей подруги.

 Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который «отдыхает под плотным снегом» и «весело-сухие» деревья, шумящие от малейшего движения ветерка.

Слайд №10

– Случайно ли, что четыре строчки в этом стихотворении начинаются с союзов (и, и, и, а)?

(Повторяющийся гласный звук союза «и» в начале строк создает впечатление напевности, песенности стиха. Не случайно поэтесса сама упоминает «песню», которую «как новую, с волнением поешь». Этот повторяющийся звук помогает созданию атмосферы взволнованности и эмоциональной приподнятости, о которой и рассказывает лирическая героиня стихотворения.)

ТПО стр. 9 №2 – «И лёгкости своей дивится тело…»

- Напиши, как ты понимаешь эти слова из стихотворения.

- В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И всё-таки есть строк, которая «подсказывает» нам состояние лирического героя?

(«И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».)

Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя. Это и есть выразительная художественная деталь.

6. Работа с таблицей на слайде 11

7. Выразительное чтение стихотворения детьми.

Вывод на слайде.

Слайд №12

8. Обобщение изученного.

– Что является самым главным результатом чудесного весеннего преображения-превращения? (Главным результатом весеннего преображения является изменившееся зрение человека: оно делается волшебно поэтическим, способным в самом обыденном и будничном, давно знакомом и надоевшем обнаружить новое и необыкновенное, открыть не видимую прежде красоту.)

9. Итог урока.

                Какие чудные картины

                Мир открывает нам порой!

                В травинках – лучик золотой,

                Серебряная паутина.

                   А сколько дивной красоты

                    В хрустальной капельке росы,

                    В дождинке, по стеклу скользящей,

                  И в легкой дымке над рекой...

                    Мир – удивительный такой!

                    К нему присматривайся чаще!

Домашнее задание: 

1) Рабочая тетрадь: стр. 10 № 3

2) стр. 37, 38 – стих.-е Б. пастернака «Тишина»

Использованы материалы:

1. Урок литературного чтения 4 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова).

Учитель начальных  классов Позднякова С.А.

2. Урок литературы в 6 классе.

Костюкова Людмила Тихоновна, учитель русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.А. Клычков "Весна в лесу" + презентация.

Данный конспект урока  чтения разработан для 4 класса (учебник "Родная речь" В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) , УМК "Школа России". В данной работе представлен план урока и подробное его содержание, п...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"

Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...

Конспект урока литературного чтения с презентацией "Г. Х. Андерсен "Оле-Лукойе"

Урок способствует формированию собственного отношения к героям, умению аргументированно его выразить. Способствует развитию творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанн...

Конспект урока. Литературное чтение 2 класс. С.Иванов. Каким бывает снег?

Конспект урока. Литературное чтение 2 класс. С.Иванов. Каким бывает снег?...