Конспект открытого урока по чтению в 4 классе "Аннотация"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Материл урока по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_chteniyu_annotatsiya_4_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению (развитие речи)

4 класс

Тема: Аннотация.

Цели: 1. – ознакомление с понятием «аннотация», со структурой

                   аннотации;

                - формирование умений:

                   1) анализировать построение аннотации;

                   2) определять тему, основную мысль текста, составлять

                       диалог на заданную ситуацию;

                   3) умение использовать в речи различные этикетные средства

                       русского языка;

                   4) умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

             2. – развивать умение логически мыслить, систематизировать и

                    обобщать;

                 - развивать речь учащихся;

                 - развивать познавательный интерес к учению;

                 - развивать творческие способности.

             3. – воспитывать интерес к чтению, культуру общения.

Оборудование: 1) индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по

                                теме урока (аннотации);

                            2) карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

                            3) выставка книг по внеклассному чтению;

                            4) диагностические карточки.

  1. Организационный этап.
  2. Подготовительный этап.

Целеполагание.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно слова, которые я диктую, и записывать только вторую букву каждого слова. Если вам удастся всё сделать без ошибок, а среди слов будут  словарные слова и слова, в которых вторая буква будет известной орфограммой, которую надо проверить, то из записанных  букв  получится  понятие, которое мы  будем сегодня анализировать.

Картина, юнга, иней, молния, станция, садовник, сцепление, билет, мясной.

- Прочитайте слово, которое у Вас получилось?

            (аннотация)

- Какая тема нашего урока? Запишите тему к себе в тетрадь.

            (аннотация)

- Попробуйте сами сформулировать цели урока.

            1. Познакомиться с тем, что такое «аннотация» и для

                чего она нужна.

            2. Научиться анализировать аннотацию и составлять      

                её самостоятельно.

  1. Работа по теме урока.

  1. Мотивация необходимости знаний по данной теме.

- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда, я надеюсь и уверена в этом, Вы станете грамотными читателями.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг. Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое. Попробуйте сами узнать, что такое аннотация. Что Вам в этом поможет? Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

                (Толковый словарь)

  1. Знакомство с понятием «аннотация».

- Прочитайте определение, которое Вы нашли.

            ( Аннотация – краткое изложение содержания книги.)

- Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о …..?

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

  1. Аналитическое чтение аннотации.

- Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?

                                                  №1

         В этой сказке рассказывается об уточке, которая не смогла улететь со всеми птицами, потому что у неё было перебито крыло. Пришлось ей зимовать одной на реке. Было очень страшно и холодно, чуть-чуть не попала она в лапы лисе. Но всё кончилось хорошо: уточку взял к себе домой старый охотник.

- Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация?

            «Серая шейка»

- Кто автор этого произведения?

             Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк

- Аннотации бывают разными, сейчас мы познакомимся с её видами.

  1. Сопоставительный анализ аннотаций.

- Давайте сравним две аннотации на одно и то же произведение и найдём их отличие.

                                                  №2

  А.     В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке,

           которые отправились из Москвы в тайгу, где работал

           их отец.

  Б.     Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они

           отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к

          Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

          была эта поездка!

- О каком произведении идёт речь в этих аннотациях?

                          («Чук и Гек»)

- Кто автор этого произведения?

                          ( Аркадий Петрович Гайдар)

- Подумайте над тем, в какой из аннотаций автор постарался заинтересовать читателя?

- Как он это сделал?

                       (Включил в аннотацию собственную оценку

                        произведения)

  1. Изучение статьи об аннотации ( самостоятельная работа учащихся в группах).

а) Цель

- Ваша задача – прочитать статью №3 об аннотации и сделать вывод, из каких частей состоит аннотация. Можете после самостоятельного чтения пообщаться друг с другом.

б) Работа в группах.

                                          №3

        В аннотации могут содержаться сведения об авторе, оценка произведения. В аннотации называется тема книги и даётся очень краткий, сжатый пересказ содержания, иногда незаконченный.

в) Обсуждение ответов.

- Что входит в аннотацию?

г) Вывод

 - В аннотацию включены:

        1. Сведения об авторе.

        2. Тема книги.

        3. Сжатый пересказ.

        4. Оценка произведения. 

- Запишите в тетрадь этот план.

д)  - Иногда эти части могут меняться местами. В аннотации не всегда мы можем встретить сведения об авторе и оценку произведения.

  1.  Анализ структуры аннотации.

- А теперь обратимся к аннотации №4. Прочтите её и скажите, из каких частей она состоит?

                                            №4

             Автор этой книги – известный английский писатель Киплинг. Книга рассказывает о жизни в джунглях человеческого детёныша, о его дружбе с вожаком волчьей стаи Акелой, с медведем Балу, пантерой Багирой, о борьбе с кровожадным тигром Шер-Ханом. Эта удивительная сказка обязательно понравится вам, дорогие ребята!

- Найдите:

а)  предложение, в котором говорится об авторе книги;

б) предложение, в котором определяется тема книги;

в) часть, в которой содержится её краткий пересказ;

г) часть, в которой даётся оценка произведения.

  1. Физкультминутка.

  1. Встать. Руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз. (постепенно убыстряем темп)
  2. Моргаем глазами, пишем слово «аннотация».

III.

  1. Работа над интонацией текста.

- Давайте ещё узнаем, чем могут отличаться аннотации между собой.

- Прочитайте оба текста №5.

    (сначала дети читают самостоятельно, а затем вслух )

                                          №5

А.  Это рассказ В. Драгунского о том, как два друга, Денис и

      Мишка, выступали на школьном концерте. Выступление

      получилось не очень удачным, потому что Мишка очень

      волновался. После этого концерта Дениска решил

      больше никогда не выступать с пением юмористических

      куплетов.

Б.  Это удивительно смешной рассказ! Дело в том, что два

      друга, Дениска и Мишка, решили выступить с пением

      юмористических куплетов. Но во время пения с Мишкой

      случилось такое! Что произошло, почему в зале «падали

      от смеха», вы узнаете из рассказа В. Драгунского «Где

      это видано, где это слыхано?»

- Чем первая аннотация отличается от второй?

      (В первой передано содержание книги, во второй, это же

       содержание передано так, чтобы заинтересовать

      читателя, т.е. оно передано ярко и эмоционально.)

- Следовательно, аннотации могут отличаться эмоциональной окраской, т.е. выражать какие-то чувства.

  1. Составление аннотации по книгам (групповая работа). Риторическая игра «В библиотеке».

а) Цель.

- Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».

- Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

- В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:

  1. Писатель….. рассказывает о ……..
  2. Удивительные события происходят в книге………
  3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.
  4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

- Я специально выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.

1 группа:  Пьеса Самуила Яковлевича Маршака «Про Козла»

2 группа: Повесть Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

3 группа: Пьеса Сергея Козлова «Снежный цветок»

б) Работа в группах.

в) Прослушивание диалогов.

- Не забудьте  о правилах этикета.

  1. Вывод по теме урока.

- Итак, с чем мы сегодня познакомились?

          (с аннотацией)

- Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему.

- Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.

                                        ТЕСТ

  1. Аннотация – это ………..

              у) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

  1. Какие сведения может содержать аннотация?

              р) сведения об авторе;

              т) иллюстрации к произведению;

              а) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              !) тема книги.

- Назовите буквы правильных ответов.

      (должно получиться слово: УРА!)

  1. Рефлексия.

- Что Вам понравилось на уроке?

- Что оказалось трудным?

  1. Домашнее задание.

Дома Вы должны будете составить и записать в тетрадь аннотацию к своей любимой книге.

 

(учитель диктует слова, дети записывают их в тетрадь)

Слайд: аннотация.

Дети пробуют поставить цель к уроку, учитель им помогает.

(ответы детей)

( у каждого есть лист с текстами - см. в приложение 1)

Чтение текста №2 из приложения 1.

Чтение текста №3 из приложения 1.

Слайд.

Чтение текста №4 из приложения 1.

Чтение текстов №5 из приложения 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2.    Форм...

Конспект открытого урока по чтению

Тема:  «Ворона и лисица»  Басня И.А. Крылова...

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»

Данный урок позволяет пробудить интерес у детей  к чтению произведений  о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...