Родительское собрание "Организация семейного чтения"
материал (1 класс) по теме

Ардаханова Ольга Васильевна

Родительское собрание в начальных классах. Как развить интерес к чтению, какую литературу читать, как организовать совместное с детьми чтение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_semeynogo_chteniya.docx28.17 КБ
Office presentation icon tradicii_semeynogo_chteniya.ppt483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация семейного чтения

ЦЕЛЬ :

- формирование у ребенка потребности в чтении;

- возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения в семье к книге, слову

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.

Если мы хотим, чтобы наши дети научились танцевать – мы отдаем их на танцы, играть на музыкальном инструменте – в музыкальную школу, стали ловкими и сильными – в спортивную секцию. Тогда вопрос: а что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети умели не только воспринимать информацию, словесно передавать ее, но еще и анализировать, имея при этом свою собственную точку зрения? Ответ, думаем, ясен: они должны читать хорошую литературу.

 Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.

Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Вопрос, который мы рассматриваем, актуален и значим, потому что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. Задачи взрослого -  открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения.

семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др).

(Слайд 4) Хорошая книга – источник радости. Талантливая, интересная книга учит и облагораживает человека незаметно для него самого. Семейная атмосфера чтения является основным фактором в воспитании потребности и интереса к чтению.

Семья – это основа формирования жизни и мировоззрения ребенка. Семья – это дом, любовь, труды, привычки и традиции. Именно в семье начинается первое знакомство с детской книгой, прививается любовь к чтению.

(Слайд 5) КНИГА ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА.

От того, какой будет его первая книга, зависит многое в его жизни. Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С. Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов и В. Драгунский др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми.

К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезает из обихода. 

Недостаточное количество семей имеет дома детскую литературу, а услугами детской библиотеки  пользуется редко.

Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье.

Вопрос, в каком возрасте начинать, как привить любовь к книге, к чтению, волнует многих родителей.

Классики педагогики до сих пор не имеют единого мнения на этот счет. Но, японский педагог Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» призывал родителей заниматься с детьми с первых дней жизни. Он считал, что возможности мозга ребенка затухают, будучи невостребованными. Ни один ребенок не рождается гением, ни один—глупым. Все зависит от стимуляции головного мозга в решающие для ребенка годы жизни. Это годы с рождения до трех лет.

Приведу пример из жизни одной семьи.

 Мы начали приучать к литературе еще на первом году жизни.

Занимаясь с дочкой, мы (родители) вывели для себя несколько простых, но очень важных приемов чтения с ребенком: (Слайд 6)

  • Выбор подходящего времени: когда и у родителей и у ребенка хорошее настроение, и все готовы получить удовольствие от общения друг с другом.
  • Показ книжки ребенку: разговаривать с ребенком веселым, естественным голосом, показывать картинки.
  • Получение удовольствия от общения с ребенком: не забывать все время показывать ребенку свою любовь.
  • Наблюдение за ребенком: следить за его настроением. Прекращать чтение, если он начнет капризничать.
  • Регулярность чтения: занятия несколько минут в день имеют большое значение в становлении читателя.

Эти приемы организации чтения используем и сейчас.

Из пассивного ребенка-слушателя мы старались превратить в активного переработчика информации: по ходу чтения задавать ребенку наводящие вопросы.

 Книги подбирали с учетом возрастных особенностей и природы ребенка. Обращали внимание на содержание книги, на красочность иллюстраций, на воспитательный момент, на шрифт. Потихоньку стали формировать библиотеку читателя.

Как мы прививали и прививаем любовь к самостоятельному чтению.

Когда дочь научилась читать, перед нами встала проблема: как разбудить в ребенке желание читать самой. Она поняла, что чтение – это трудный, длительный процесс, поэтому легче и быстрее : попросить маму или папу почитать. Для решения этой проблемы мы с папой использовали такой «жесткий » прием, как прерванное чтение—

 Во время чтения закрывали книгу на самом интересном месте и уходили, сославшись на дела или на больное горло. Заинтересовавшись и желая узнать, что же дальше, сама дочитывала начатую книгу.

Так же помогают нам прививать в ребенке интерес к самостоятельному чтению семейные традиции: совместный поход в книжный магазин, чтение вслух перед сном, поощрение чтения хорошей книгой.

«Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Книга—царица:

Может сердцам повелеть.

Книга—богиня:

Чудо свершает порой.

Книга—рабыня:

Часто проходит сквозь строй».

Е.Баратынский /

Семейное чтение скрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, и формирует внутреннюю, на всю жизнь потребность в чтении.

       ( Слайд)  Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

                                                                                                         Сухомлинский

Обобщая своё выступление, я пришла к выводу, что основная задача взрослых, всех, кто верит в силу чтения—помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить и поддерживать интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть.

Хочу закончить свое выступление словами С.Я.Маршака: (Слайд) «Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом ), его надо открывать, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности»

Вашему вниманию представляю список книг на лето. Будет у каждого учителя.

Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями.

После прочтения произведения, необходимо оформить страницу в читательском дневнике (достаточно обычной тетради 18 листов в клетку): нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению, указать автора (ФИО полностью), название произведения.

Источник: https://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-dlja-detej-7-let#list


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация семейного чтения

Слайд 2

ЦЕЛЬ : формирование у ребенка потребности в чтении; возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения в семье к книге, слову.

Слайд 3

Хорошая книга – источник радости. Талантливая, интересная книга учит и облагораживает человека незаметно для него самого. Семейная атмосфера чтения является основным фактором в воспитании потребности и интереса к чтению.

Слайд 4

КНИГА ЗАКЛАДЫВАЕТ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕБЕНКА.

Слайд 5

Выбор подходящего времени : когда и у родителей и у ребенка хорошее настроение, и все готовы получить удовольствие от общения друг с другом. Показ книжки ребенку : разговаривать с ребенком веселым, естественным голосом, показывать картинки. Получение удовольствия от общения с ребенком : не забывать все время показывать ребенку свою любовь. Наблюдение за ребенком : следить за его настроением. Прекращать чтение, если он начнет капризничать. Регулярность чтения : занятия несколько минут в день имеют большое значение в становлении читателя.

Слайд 6

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ Мы не должны забывать, что наши дети, став большими, совершенно походят на нас, имеют те же страсти и те же желания, что и мы. Джон Локк

Слайд 7

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира , - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш . Сухомлинский

Слайд 8

« Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом ), его надо открывать, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности». С.Я. Маршак

Слайд 9

Список книг на лето 1. Г.Х.Андерсен. « Свинопас » , « Ель » , « Стойкий оловянный солдатик » . 2. А.Л.Барто. Стихи. 3. В.Д.Берестов. Стихи. 4. В.В.Бианки. По выбору: « Мышонок Пик » , « Оранжевое горлышко » , « Хвосты » , « Музыкальная канарейка » , « Синичкин календарь » , « Лесная газета » , « Чей нос больше » и др. 5. Братья Гримм. « Бабушка Метелица » , сказки. 6. А.П.Гайдар. « Ёлка в тайге » . 7. В.М.Гаршин. « Лягушка-путешественница » . 8. Дж.Харрис. « Сказки дядюшки Римуса » . 9. В.Ю.Драгунский. « Первый день » . 10. В.А.Жуковский. « Как мыши кота хоронили » . 11. М.М.Зощенко. « Учёная обезьянка » . 12. В.П.Катаев. « Цветик-семицветик » . 13. Р.Киплинг. « Откуда у кита такая глотка » , « Почему у верблюда горб » , « Слонёнок » . 14. Л.Кэрролл. « Алиса в стране чудес » . 15. М.Ю.Лермонтов. Стихи. 16. С.Я.Маршак. Стихи. 17. С.В.Михалков. « Дядя Стёпа » и другие стихи 18. Н.Н.Носов. « Фантазёры » , « Незнайка на Луне » . 19. К.Г.Паустовский. « Барсучий нос » . 20. М.М.Пришвин. « Земля показалась » .

Слайд 10

21. Русские народные сказки. «Умный работник», «Лиса и журавль», «Иван-Царевич и Серый волк». 22. Э.Н.Успенский. «Дядя Фёдор, кот и пёс». 23. Русские народные сказки: «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Иван-царевич и серый волк», «Финист-Ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». 24. П.П.Ершов. «Конёк — Горбунок». 25. Ш.Перро. Сказки «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица» «Золушка». 26. Г.-Х.Андерсен, Братья Гримм. (по выбору), сказки. 27. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». 28. А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 29. Н.Н.Носов. Рассказы. 30. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы». 31. В.В.Бианки. «Как Муравьишко домой спешил». 32. Леонид Пантелеев. «Честное слово». 33. Борис Житков. «Рассказы о животных» *Список литературы достаточно велик, чтобы было из чего выбрать, основываясь на интересах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейное чтение"

Материал содержит презентацию по теме и приложение с анкетой для детей и родителей, памяткой по воспитанию книгочея и упражнениями  для развити я осознанного чтения....

Родительское собрание.Семейное чтение.

-Цели: - содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;-показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;-привлечь внимание родителей к к...

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сцений родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сценарий родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

Родительское собрание: "Семейное чтение".

Цели:§    Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников,   приобщению их к семейному чтению;§    Показать родителям приемы и методы приобщения ре...

презентация к родительскому собранию "Семейное чтение"

В презентации представлены материалы к родительскому собранию....