Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Трофимова Светлана Викторовна

Тема: С.Я.Маршак « Угомон».

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

по теме С.Я.Маршак «Угомон»

(УМК «Школа России»)

   

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие  речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Ребята! Чтобы чувствовать себя бодрыми . жизнерадостными, нужно быть добрым. Поэтому тепло своих ладошек передайте друг другу.

Вы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно ,

Слушаем внимательно!

- На уроках литературного чтения мы много говорим. Что нужно сделать для улучшения работы нашего речевого аппарата? (Разминку.)

Упражнения «Дует ветер» (исходное положение выполняется стоя или сидя ) ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч, с закрытым ртом втянуть воздух носом, разворачивая плечи и грудь и задержать дыхание 1-2 с, сделать шумный выдох через рот. 2раза

Упражнение «Ароматный цветок». Сделать медленный глубокий вдох носом  и задержать дыхание при плотно сжатых губах, на выдохе произнести фразу «Какой ароматный цветок»

- Подготовим голосовые связки

На горе Арарат растёт сладкий виноград

-  С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?

(Виталий Валентинович Бианки)

- Давайте рассмотрим рисунки которые вы принесли дома, почему здесь изображены только животные?

(Автор писал о природе и о животных)

- Прочитаем  рассказ «Первая охота» с 98

- Как вы думаете почему автор так назвал свой рассказ? (Щенок был слишком мал)

Мы продолжим  знакомится с творчеством Виталия Валентиновича Бианки при создании проекта «Синичкин календарь», который мы вместе с вашими родителями посвятим Году Экологии.

- Ребята, вы любите сказки?

- Кто помнит,  на какие две группы можно разделить сказки?

Народная сказка

Авторская сказка

Автор - народ

Автор – конкретное лицо

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Время создание определить невозможно

Время написания известно

Жанры : волшебные, бытовые, о животных

Несколько жанров, фантастика

1. Сколько сказок написал А.С.Пушкин ?  (5) – М

2. Кто в сказке А.С. Пушкина помог королевичу Елисею? (Ветер) – А

3. Назовите имя и отчество Толстого? (Лев Николаевич) – Р

4.Настоящее имя К.И. Чуковского? (Корнейчуков) – Ш

5.К.Д.Ушинский написал учебник для школьников ? (Детский мир) – А

6 В отрывке «Первая охота» действуют.. (щенок, ящерица) – К

- Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться  с произведениями С. Маршака)

Прочитаем сведения о С.Я Маршаке на с 100 «Азбуки»

-Ребята, достаточно ли сведений дал нам автор учебника об этом знаменитом человеке? (Нет.)

- Что бы вам ещё хотелось узнать о нем?  (Каким он был в детстве)

Сейчас перед вами выступят наши исследователи, которые нашли очень интересные факты из жизни С.Я Маршака

1.        Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

 2       Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет  Самуил Яковлевич  писал целые поэмы.

3       Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и   была выпущена в 1923 году.

- У вас на столе лежат карточки со строчками из « Весёлой азбуки» С.Я. Маршака. Выберите себе карточку и давайте прочитаем, начиная с буквы А

- А вы знаете буквы на память? Тогда давайте проверим, кто желает нам продемонстрировать нам свои  знания__________________________________

Физ. минутка

А теперь мы дружно встали.

Ножками потопали раз, два, три,

Ручками похлопали раз, два, три.

Вправо низко наклонились, Влево низко наклонились

Покрутились, повертелись и за парты все уселись

Глазки крепко закрываем, ровно до 5 считаем

Открываем, поморгаем и читать мы продолжаем

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название  стихотворения, отрывок из которого мы будем читать. (Угомон)

Давайте заглянем в Толковый словарь и выясним значение  слова «угомон». Угомон: угомо́н м. разг. Успокоение от шума, возни.  

 1) Чтение стихотворения учителем.

- Ребята, понравилось вам произведение?

- Кто главный герой? (Угомон)

- Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему? (Нет, т.к. вымышленный персонаж)

2) Чтение детей по 2 строчки

-О ком идёт речь?- о детях, об Угомоне.

-Что делают дети? ( Я считаю, что ребята успокаивают друг друга)

- Это помогает? - нет. Почему? (ответы детей)

- Давайте найдём и про читаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении.  (Чтение строк) Это персонаж, который дал детям хороший совет.

- Чему хотел научить нас автор стихов?

- Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов.

-Какие это предметы? (математика, русский язык, чтение, рисование) а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»

- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене в школе.

На уроке ты сидишь, Тихо – тихо словно мышь

Спинка прямо у тебя, Это делайте как я

Ручку прямо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Учитель спросит- надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не кричи

А только руку подними.

- Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (Я думаю для того ,чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм, и все были здоровы).

- Прослушайте стихотворение «Дважды два» «Азбука» с 101

- Кто знает, что такое таблица умножения?

Умножение – это краткая запись одинаковых слагаемых.

- Сколько будет дважды два? 4

Подведём итог нашего урока:

- С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? (С творчеством С.Я. Маршака)

- Какие стихи этого замечательного поэта мы прочитали?? («Угомон»,… «Дважды два»)

Продолжите фразу..

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило :

- Оказывается, что:

Дом. задание: Пофантазируйте и нарисуйте Угомона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)           ...

конспект урока литературное чтение 1 класс по теме Я.Аким "Моя семья" УМК "Школа России"

поможет при воспитании чуткого и бережного отношения к близким, родственникам и друзьям...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И.  Чарушин «Кабан»»...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "С.Михалков Рисунок, Если"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: С.В. Михалков «Если» , «Рисунок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве С.В. Миха...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...