Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Завгородняя Жанна Владимировна

Урок - обобщение к разделу "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_3_klasse_obobshchenie.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организация урока. Мотивация учащихся.

Дети входят под музыку ( «Моя семья»)                             слайд№1

Учитель: Доброе утро!

                Доброе утро людям и птицам                                 слайд №2

                Доброе утро улыбчивым лицам.

Учитель: Как хорошо когда люди улыбаются.

             - Ну, а теперь улыбнитесь мне.

             -Вы знаете, что улыбка всех украшает.

            -Что ещё может сделать улыбка?

            -А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на урок?                       (смайлики показывают)

- Я хочу, чтобы у нас прошёл урок с весёлым, радостным настроением.

  1. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, что необычного вы заметили сегодня на уроке?

Да, присутствуют ваши мамы и папы. У нас необычный урок, СЕМЕЙНЫЙ УРОК и поэтому на душе спокойно и тепло. Сегодня у ваших родных будет другая роль. Вместе с нами они снова станут учениками.

Итак, сегодня наш урок друзья,

Про удивительных 7я.                                                   Слайд №3-4

Кто они мне подскажите?                  

Тему вы определите?                          (СЕМЬЯ)

Учитель: Нам предстоит большая интересная работа, мы будем говорить о семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми. А также выясним, что же нужно делать для того, чтобы семья жила дружно  и счастливо.

А в этом нам уже помогли и ещё помогут те произведения, с которыми мы уже познакомились в разделе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

  1. Работа с понятием семья.

Учитель: - Как вы думаете, уважаемые родители и ребята, почему же слово семья произошла именно от этих слов?

(это число таинственное и волшебное)

-Давайте вспомним, где мы встречались в жизни, в сказках с этим магическим числом?

(Высказывания детей и родителей.)

Вывод:  1. Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,                 Настя Ш.

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

2. Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:                      Юля Самусько

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

3.  – А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?                          Семён

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

                                                                                                          Слайд№5

Учитель: - Как понимаете  пословицу «Когда семья вместе, так и душа на месте»?

(высказывания детей и родителей)

Учитель: Что же такое семья в вашем понимании?

- Да, семья – это близкие и родные люди, те кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

  1. Работа с понятием «семейное счастье»

                                             

- О семье написано много стихов, песен, рассказов, сказок в которых или воспевается семья или отражаются её проблемы.

Послушайте одно из стихотворений Лангера

-Подумайте, чем является семья для автора этого произведения?

М. Лангер. «Семья»

Семья – это счастье, любовь и удача,                                      слайд №6

Семья – это летом поездки на дачу.                   Яна

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.                      Галина Николаевна

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много семейной работы.

Семья – это важно!                       Яна

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,                    Галина Николаевна

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая это семья!”                     вместе

Учитель: -Так что же такое семейное счастье для автора этого произведения?

-Ребята, родители,  а в каких произведениях мы читали о семейном счастье? Найдите и зачитайте.

  • Стр.83 Рассказ М. Зощенко «Золотые слова»  …В общем, эти папины слова..
  • Стр. 71 Рассказ Н. М. Артюхова «Трудный вечер» ..Ей хотелось сейчас же,.

  1. Работа с пословицами и поговорками.

Учитель:     Русский народ слагал пословицы и поговорки о семье, о взаимоотношениях в семье. В этих поговорках и пословицах заложена огромная житейская мудрость, некоторые из них вы уже знаете.

-Надо добавить, недостающие слова:

1. Не родись красивой, а родись …  (счастливой)                  слайд №7-11   

2. Яблоко от яблони….(не далеко падает)

3. Чем богаты….(тем и рады)

4. В гостях хорошо, а дома….(лучше)

5. Не нужен клад, когда в ….(семье лад)

- А теперь давайте поработаем в парах. У вас на партах конверты с  написанными пословицами, но пословицы рассыпались на слова, соберите их.

  1. Дети не в тягость, а в радость.
  2. Мой дом- моя крепость.
  3. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
  4. Лучше матери, друга не сыщешь.
  5. Родители детям плохо не скажут.
  6. Сердце матери лучше солнца греет.
  7. Семья крепка ладом.
  8. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  1. Викторина и беседа  о семейных традициях. Слайд№12

Учитель:  Читая, рассказы и стихи из этого раздела мы с ребятами поняли, что в каждой семье есть традиции и привычки.  Найдите и зачитайте:

- В каком рассказе вечером, по семейной традиции, пьют чай с печеньем бабушка, мама и их дети? («Печенье» В. Осеева) стр.50 «мама высыпала на тарелку…»

- В каком произведении с любовью хранят фотографии? («Альбом фотографий» Л.Яковлев) стр.57

- В каком произведении родители ходят в кино, а по воскресеньям в цирк? («...Бы» В. Драгунский)

Учитель: А какие традиции в ваших семьях? (высказывания детей и родителей)

Учитель: Изучая, этот раздел каждая семья нашего класса работала над проектом, обратите внимание на выставку: Вадим вырос в грузинской семье, и он  нам расскажет об их традициях в семье.

  1. Родственники                                           слайд №13

Учитель: Ребята, а как вас называют папы и мамы?

Да, ребята, у каждого в семье есть не только имя, но и своя роль. Давайте в этом разберёмся. Но для начала сказочные загадки:

 

- Кем является Снегурочка Деду морозу?                                      

-Кем являются друг другу Ниф-Ниф, Наф-Наф и  Нуф- Нуф? Слайд№14

-Кем является коза семерым козлятам? многодетная мама

Учитель: -А кем вы являетесь для своих родственников?

-Даша, кем ты являешься для своей мамы?(дочерью)

-Илюша, а ты кем являешься для своего папы? (сыном)

-Варя, а ты кем являешься для своей бабушки?                        Слайд №15

-Юля Диденко, а кто для тебя Максим? (брат)

-Лера, у мамы есть сестра, кто она тебе? (тётя)

-Ксюша, у папы есть мама, кто она тебе? (бабушка)

-Ксюша, а кто для тебя Юля?

-Кто для вас мама мужа? (свекровь)

-А кто вы для своего мужа?(жена)

-А кем является для вас мама жены? (тёща)

-А кто для вас Сергей Валентинович? (муж)

  1. Работа с текстом. Закон Божий

Учитель: Испокон веку семьи жили дружно, были большие, во всём помогали друг другу, почитали старших. Об этом говорит закон Божий.

                                                    Слайд №16

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Учитель: Что означает слово «почитать»?

-  Где мы можем посмотреть значение этого слова?   (Толковый словарь Ожегова)      на парте у ученика зачитывает                                  

Учитель: А как вы понимаете эту заповедь?  (высказывания)

  • Чтение про себя. (у каждого на столе текст)  

Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и после смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.

  • Вопросы по содержанию:
  1. Какая по счёту эта заповедь Закона Божьего?
  2. Что обещает Господь Бог, если будешь почитать родителей?
  3. Что значит почитать родителей?

- Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение.

                                                   ( карточки со словами : Я должен..) (примерные  ответы детей)

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;- я должен быть благодарным родителям за их заботу

Учитель:  - Итак, если не будем выполнять заповедь, радость уйдёт от них, и они никогда не будут счастливы.          

(На столе клей, цветы)

-У вас на столе лежат 3 цветочка: красный, жёлтый, голубой.

Если после этого урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания - украсьте нашу поляну красным цветком, если задумаетесь над этим вопросом – то жёлтым, а голубым – если этот вопрос отложите на будущее.       музыка

Учитель: А сейчас Яна Кандабарова представит свой проект о прабабушке - Лихушиной Александре Дмитриевне.

Ксюша Полубечко нам представит свою презентацию с песней.

  1. Школьная семья.

Учитель: Видите как здорово, когда есть семья.

- А можно наш класс назвать семьей?

- У нас с вами тоже школьная семья. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы стараемся заботиться друг о друге и помогать друг другу.  

- Давайте мы с вами вырастим большое могучее дерево нашей семьи. Посмотрим, как получится наше древо из ваших фотографий.

(дети приклеивают)     музыка

-Все мы листья и ветки огромного общечеловеческого дерева.

- А как вы считаете, а кого не хватает на этом дереве?

-А почему внизу я себя приклеила?

-Посмотрите, какое красивое дерево. Школьная семья – это место, где не нужно притворяться, где тебя всегда поймут, выслушают, где можно отдохнуть душой.

- Давайте расскажем о нашей школьной семье.

Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!                  Лера
Мы вам скажем непременно:

Это класс наш – третий Б! (Проговариваем все вместе)

Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:                         Илья

Это класс наш – Третий Б!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!                                      Ксюша Б.
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – третий Б!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!                      Варя
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – третий Б!

А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!                                          Даша
Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш – третий Б!

Третий Б - наш самый лучший,
Потому что мы – семья!                          Юля Диденко
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

Учитель: - Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей есть забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.

  1. Итог урока.

-Ребята, родители понравился вам урок?

-А что именно понравилось?


Семья – это счастье, любовь и удача,                                      

Семья – это летом поездки на дачу.                   Яна

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.                     Галина Николаевна

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много семейной работы.

Семья – это важно!                       Яна

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,                    Галина Николаевна

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая это семья!”                     вместе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...