Конспект урока литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Яковлева Елена Андреевна

Конспект урока литературного чтения по теме: Джанни Родари «Старинный календарь Планеты Новогодних Ёлок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_uroka_literaturnogo_chteniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРЫ

Матвеева Татьяна Ивановна, Яковлева Елена Андреевна

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока. Джанни Родари «Старинный календарь Планеты Новогодних Ёлок».

Цель: познакомить учащихся с особенностями художественного мира, созданного Джанни Родари в сказочной повести «Старинный календарь Планета Новогодних Ёлок».

Задачи урока:

  • обнаружить особенности авторской литературы - писатель сам творит календарь;
  • рассмотреть черты художественного мира, созданного Джанни Родари;
  • развивать творческие способности учащихся, составить описание месяца, который мог бы войти в старинный календарь;
  • воспитывать любовь и интерес к предмету;
  • воспитывать образованного творческого читателя;
  • формировать художественный вкус.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Авторская литература: время во власти человека».

Оборудование и используемые пособия.

1. Н.А. Чуракова « Литературное чтение» 4 класс, ч.1. Издательский дом Фёдоров, издательство « Учебная литература», 2008г.

Наглядный материал: репродукции картин с изображением времён года, фотовыстовка  (фото детей класса разного возраста)

Аудиозапись: фрагмент музыкального произведения Г. Свиридова «Время, вперед!»

Технические средства. Магнитофон.

Список используемой литературы.  Н.А. Чуракова «Литературное чтение» 4 класс, ч.1.

Статья Свиридовой В.Ю. «Литературное чтение»


Протокол урока литературного чтения.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Страна литературия – волшебная страна.

Вам хочется познать её просторы

Ученик.- Да.

Учитель. Я предлагаю вам посетить выставку. Пожалуйста, познакомьтесь с её экспонатами.

(На доске репродукции картин с изображением всех времён года, фотовыставка – фото детей разного возраста, рисунки учащихся, отображающих события из их жизни).

Что объединяет экспонаты выставки?

Ученик. Они отражают  изменение времени и изменения нас во времени.

Учитель. Прослушайте музыкальный фрагмент из произведения Г. Свиридова?

Что вы почувствовали, слушая музыку?

Ученик: Я почувствовал движение времени.

Мне показалось, что быстро меняются какие-то события.

Восстанови пословицу «….его не воротишь».

Ученик. Я думаю, что это пословица « Время не воротишь».

Учитель. Какую особенность времени отразил композитор?

Ученик. Быстротечность, время не стоит на месте, его не остановишь и т.д.

Учитель. Продолжите предложение: «Человек и … ».

Ученик. Время. « Человек и время».

Учитель. Как бы вы назвали это произведение?

(Ученики предложили следующие варианты: время спешит, время стремительно бежит, время не остановить).

Учитель. Вы правильно поняли смысл музыкального фрагмента. Композитор назвал свое произведение «Время, вперёд»

Учитель. В каких жанрах народного творчества это нашло отражение?

Ученик. Время нашло отражение в пословицах, сказках, былинах.

Учитель. Прочитайте предложение: «Человек- хозяин и творец времени».

Какие мысли возникли у вас после прочтения  предложения?

(ученики привели примеры из собственных жизненных ситуаций)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Как вы считаете, человек властен над временем?

Ученик. Человек может как бы приблизить время, сейчас мы растём, учимся, приближаем будущее. Мы возвращаем прошлое, вспоминая своих предков, изучая историю.

Учитель.  Кому из писателей удалось отразить в художественном произведении власть человека над временем?

Ученик.- Я считаю, что это замечательно сделал Дж. Родари.

Учитель.  Нам в сказочную повесть отправиться пора, чтобы открыть её волшебные законы.

Как это сделал Дж. Родари?

Ученик. Он написал волшебную повесть «Планета Новогодних Ёлок».

- Им создан необычный календарь.

Учитель.  В чём его необычность?

Ученик. Он добровольный.

Учитель. Прочитайте.  (Дети читают).

Учитель. Мог  ли  такой фантастический календарь появиться в народной литературе в древние времена?

Ученик.  Нет, народная литература отражает полную зависимость человека от природы.

Учитель.  Какой месяц открывает календарь необычной планеты?

Ученик. Апрель открывает этот необычный календарь.

Учитель. В чём убеждает нас рубрика  описания месяца?

Ученик. Если судить по апрелю, люди одержали победу над временем

Его можно считать и первым и последним месяцем года. Календарь добровольный.

Учитель.  Какой месяц продолжает календарь?

Ученик.  Продолжает календарь сверхапрель.

Учитель.  Что  вы обнаружили в композиции этих глав?

Ученик. Пять рубрик.

( На доске выставлены карточки со словами :

жанр

поговорка

рассказ

день рождения

памятные даты

метафора

описание месяца

почётное звание)

Учитель

- Смоделируйте композицию главы.

( Учащиеся, используя карточки, моделируют композицию главы, работая в парах).

( На доске  дана неверная модель  композиции  главы).

При проверке работы в парах учащиеся  устраняют ошибки и получают  следующую таблицу:

1.Описание.

2. Памятные даты.

3. Гороскоп.

4. Почётное звание.

5. Поговорка.

Учитель.   Какие рубрики старинного календаря « Планеты Новогодних Ёлок» совпадают с нашими?

Ученик. С нашими рубриками совпадают рубрики из старинного календаря гороскоп, памятные даты.

Учитель.  Сравните гороскопы людей, родившихся в апреле и сверхапреле.

Учитель. Что общего у людей, родившихся в это время?  Прочитайте.

Учитель. Чем объяснить усиление этих качеств?

Ученик. Это нашло отражение в названии месяца –сверхапрель.

Учитель. Что вызывало у вас улыбку, когда читали «Памятные даты»?

(Учащиеся зачитывают разные фразы, которые им кажутся смешными).

Учитель. Какой приём использовал автор?

Ученик. Автор использует юмор.

Учитель. Прочитайте вторую памятную дату в сверхапреле.

(Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме).

Учитель. Что вас особенно удивило?

Ученик. Если речь окажется скучной, виновника принуждают молчать до конца года.

Учитель. Как это характеризует жителей планеты?

Ученик. Они должны быть грамотными, остроумными, весёлыми. Речь жителей планеты должна быть интересной, эмоциональной, соответствовать ситуации.

Учитель. Название каких рубрик говорит о том, что на Планете Новогодних Ёлок было такое же прошлое, как и на нашей?

Ученик.  Я уверен, что это рубрика « Поговорки», значит был фольклор.

Ученик.  А я думаю - это рубрика «Памятные даты», было историческое прошлое.

Учитель. Что можете сказать о рубрике « Почётное звание».

Ученик.  Название такое же, как и на Земле.

Учитель. Когда оно даётся?

Ученик. Даётся за достижения в какой – либо области науки, искусства и т. д.

Ученик.  На Планете Новогодних Ёлок они носят абсолютно шуточный характер.

Учитель.  Содержание какой рубрики без изменений могло быть использовано и в нашем календаре?

Ученик. Думаю, что поговорки.

Учитель. О чём это говорит?

Ученик. Жители Планета Новогодних Ёлок  пользовались  теми же поговорками.

Учитель. Прочитайте пословицы, в которых, говориться о том, что на Планете Новогодних Ёлок ценят целеустремлённых и смелых людей.

Ученик. Это пословицы о трудолюбии: Кто хочет- может. Не хвались началом, хвались концом».

Учитель. С какой из рубрик апреля и сверхапреля связана пословица: « Не жалей минутки для весёлой шутки?».

Ученик. Пословица связана с рубрикой «Гороскоп». Людям  весёлым, с хорошим настроением и работается лучше.

Учитель. Последуем примеру жителей Планете Новогодних Ёлок.

III. Открытие нового материала.

Учитель.  Я предлагаю исследовать текст и ответить на вопрос

Вы делали это не раз.

«Жили герои давно на планете

иль жить будут после нас»?.

( Учащиеся  самостоятельно читают текст на  странице 44-46.)

- Что вы можете сказать о композиции глав?

Ученик. Композиция не изменилась. Пять рубрик. Чёткая структура, но просматривается независимость человека от времени.

Учитель. Как чувствуют себя жители планеты, пребывая в «мае» и «сверхмае»?

Ученик.  Наслаждаются зрелищем, не испытывают неудобства, замечают, что мир прекрасен.

Учитель. Докажите примерами из текста.

(Учащиеся подтверждают правильность высказываний текстом).

Какая из памятных дат привлекла ваше внимание?

(Учащиеся называют  памятные даты по своему выбору, объясняют: учёба, спорт, 10 мая, писатели …).

Учитель. Обратитесь к майскому гороскопу. С какой целью автор пишет о скамеечке?

Ученик.  О человеке судят не по росту, а по делам.

Учитель.  В какой рубрике можно найти подтверждение этой мысли?

Ученик.  В рубрике « Поговорки».   Не спеши языком – торопись делом.   Кто ленится, тот не ценится.

Учитель. Вернёмся к теме нашего исследования. «Жили герои давно на планете иль жить будут после нас»?.

(ответы учащихся: Живут сейчас. Скорее после нас, т.к. они сумели подчинить себе время).

Учитель.  Какие проблемы жителям Планета Новогодних Ёлок удалось решить?

Ученик.  Мирное сосуществование, жизнь без войн, ссор. 10 мая – годовщина смерти- вследствие болезни последней пушки.

Учитель. Какими вы представляете жителей планеты?

Ученик. Добрые, мечтательные, изобретательные, с чувством юмора, целеустремлённые, трудолюбивые.

Учитель. В каком месяце вам бы хотелось родиться , если бы вы были жителем этой планеты?

Ученик. ( Дети выбрали разные варианты)

Учитель. Я предлагаю Вам поучаствовать в составлении продолжения старинного календаря?

- В книге приведены описания 4-х месяцев из 6-ти.

- Какие два месяца могли бы  войти в старинный календарь?

(Дети предлагают продолжить календарь месяцами « Зелёный месяц тепла и света», « Сверхзелёный месяц тепла и света»).

IV. Творческая работа по группам.

Работа в группах

(Учащиеся составляют описание месяцев, выбрав рубрики по желанию).

Отчёт детей по группам.

Результаты творческой работы

Отчёт группы №1.Наша группа взяла две рубрики месяца « Зелёный месяц тепла и света».

Описание месяца.

В нашем месяце все дни солнечные. Солнце улыбается с утра и дарит нам весь день нежное тепло. Это месяц шелеста зелёных, бархатных листьев изумрудной травы.

Памятные даты.

1 день месяца. Ура! Сегодня не идти в школу. Каникулы!

2 день месяца. Все дети веселы и счастливы.

Последний день месяца. Клубничный день( День душистых сладких ягод).

Отчёт группы №2. Сверхзелёный месяц тепла и света.

Описание месяца.

Часы в этом месяце показывают не позднее 22-00. Люди радуются теплу и свету. Воздух наполнен вкусным запахом цветов и ягод. Исчез запах бензина, пыли, асфальта  с городских улиц. Только цветочная пыльца может нежно прикоснуться к лицу.

Гороскоп.

Люди, родившиеся в этом месяце, дарят всю жизнь тепло души окружающим людям. Какие необыкновенные глаза у людей сверхзелёного месяца. Их глаза лучисты, добры, притягательны. Большинство родившихся в этом месяце художники – пейзажисты.

Заслушивается отчёт всех групп.

V. Итог урока.

Учитель.  В чём же заслуга Дж. Родари как творца времени?

Ученик.  Он создал свой особенный художественный мир. Мне очень хотелось бы пожить в этом мире.

Учитель. Вам встретились в старинном календаре пословицы о времени?

Ученик. Нет, я таких пословиц не встретил.

Учитель. Как понимаете смысл пословицы: «Крупицу золота можно найти, крупицу времени никогда?»

Ученик. Я думаю, что это пословица о необходимости беречь время.

Даже крупицу времени надо использовать с толком. Я буду этому учиться.

Учитель. Ребята, закончите предложения, записанные на доске:

- Я с удовольствием…;

- Меня заинтересовало…;

- Я знаю точно, что… .

(Высказывания детей)

Учитель. Спасибо. Вы порадовали меня своими ответами.

VI. Домашнее задание.

Я предлагаю вам выполнить работу по продолжению календаря. Подберите пословицы к выбранному вами месяцу.

По желанию проиллюстрируйте рубрики .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...