Главные вкладки

    Учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему:
    Работа с текстами "Акула", "Прыжок"

    Анна Фефелова

    Работа с текстами "Акула", "Прыжок"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_tekstom_akula_pryzhok_3_klass.docx176.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРЫЖОК
    (Быль)

    Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

    Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

    Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

    — Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

    Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

    Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

    Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

    В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

    Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

    Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

    АКУЛА
    (Рассказ)

    Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

    Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

    На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

    Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

    Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

    Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

    Акула плыла прямо на мальчиков.

    — Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

    Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

    Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

    Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

    Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

    Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

    Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

    Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

    Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

    По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.


    1. Вставить пропущенные слова «Прыжок».

    В ______ минуту он взобрался ____________ на _________перекладину; но ___________еще ___________________его, в ту самую минуту, как он думал ____________________, _______________еще выше.

    2. Вставить пропущенные слова «Акула».

    Раздался_____________, и мы увидали, что __________________ подле пушки и ________________руками. Что сделалось__________________, мы не видали, потому что на минуту______________________________.

    3. По предложенному плану определить произведение, написать его название и автора. Восстановить последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках.

    Название ______________________ автор ________________________

     Артиллерист стреляет из пушки.

     Купание в паруснике.

     Мальчики увидели акулу.

     Остановка корабля.

     Появление акулы.

     Спасение мальчиков.

     Мальчики плавают.

    4. По предложенному плану определить произведение, написать его название и автора. Восстановить последовательность пунктов плана, расставляя цифры в окошечках.

    Название ______________________ автор ________________________

     Приказ отца: «Прыгай, или застрелю!...»

     Мальчик бросился за обезьяной на мачту.

     Прыжок мальчика.

     Обезьяна забавляет народ на палубе.

     Все замерли.

     Спасение мальчиков.

     Обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика.

     Разобрал задор.

     Обезьяна дразнит мальчика.

    5. Соотнести картинки с названием произведений.

                                                                                    http://festival.1september.ru/articles/643270/img2.jpghttp://www.mr-art.ru/uploads/posts/2015-01/1421055396_cdri1xhdpwb8nej.jpg

    6. Как ты понимаешь выражение «бледный как полотно»? Запиши.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Заполнить таблицу, опираясь на тексты.

    Линии сравнения

    «Прыжок»

    «Акула»

    Место действия

    Корабль

    Главные герои

    Мальчики

    Кто представлял опасность

    Спаситель

    Как  произошло спасение героев

    8. Аршин -  старинная мера длины, равная  71 см. Записать, что значит

    «аршина два»._______________________________________________________

    9. Подчеркнуть разными цветами в рассказе «Акула»  кульминацию событий и завязку, используя схему-подсказку.

    http://festival.1september.ru/articles/418044/img2.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательная работа. Работа с родителями. «Взаимодействие школы с семьей»

    Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы. Помочь семье в воспитании детей и одн...

    Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

    Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

    Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

    В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

    Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

    «Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

    Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

    Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...