Рабочая программа по литературе
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx82.72 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

         Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года), основной образовательной  программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова», программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя   школа № 1 им. Е.К.Зырянова»,  авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, Москва, «Просвещение», 2011., положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Зырянова».

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

      Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
      -  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

      - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

        - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
       - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

       - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

       - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 540 часов: 1 класс – 132 час (33 учебные недели), 2 класс – 136 часов, 3 класс – 136 часов, 4 класс – 136 часов (34 учебные недели в каждом классе).

В 1 классе курс рассчитан на 132 часа: 92 учебных часов (в период обучения грамоте),  40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю.

Изменения, внесенные в учебную программу:

4 класс Рабочая программа разработана на основании авторской программы Л.Ф. Климановой, в которой 2 часа резерв. Данные часы добавлены на изучение зарубежной литературы (1ч) и оценку достижений (1ч)

Для реализации программного содержания используются: УМК «Школа России»

1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В.,  Горецкий В.Г. Литературное чтение, М.: Просвещение, 2012.

2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012.

3. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, «Азбука», М.: Просвещение

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач

При изучении учебного предмета «литературное чтение» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

К завершению обучения при получении начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

4. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

2016 – 2017 учебный год

3 класс

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

 Переход  к осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения  от  50 при входе в 3 класс до 80 при выходе. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

 . Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).    .

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.  .

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.   Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.      Подробный пересказ текста.  

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи.   Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.  

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

  Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.            

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

- осознаёт значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- различает на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

- читает (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламирует стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использует различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентируется в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, пониматет его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определяет главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливает их последовательность; выбирает из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечает на вопросы и задаёт вопросы по содержанию произведения; находит в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

- использует простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делит текст на части, озаглавливает их; составляет простой план; устанавливает взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находит средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

- использует различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимает текст, опираясь  на содержащуюся в нём информацию,  поясняет прямое и переносное значение слова, его многозначность  целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливает связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объясняет (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

- ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, соотносит поступки героев с нравственными нормами;

- передаёт содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

- участвует в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задаёт  вопросы, высказывает и обосновывать собственное мнение, соблюдает правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Личностные УУД

1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы.

2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика.

3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности.

5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок.

6. Осознаёт  свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.

7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм.

9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы.

4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно.

5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий.

6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям.

7. Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;

8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно.

9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

10. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет.

2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме;

3. На основе кодирования информации самостоятельно  строит модели понятий.

4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения.

5.Осуществляет анализ объекта (по нескольким существенным признакам).

6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям);

7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.

8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов).

Коммуникативные УУД

1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению.

7. Понимает точку зрения другого.

8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

2017 - 2018 учебный год

4 класс

Раздел

Содержание раздела

Предметные результаты

(на каждый раздел)

Универсальные учебные действия

(на весь год обучения)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

 Переход  к осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения  от  80 при входе в4 класс до 90 при выходе. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

 . Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).    .

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.   Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.  .

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.   Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.      Подробный пересказ текста.  

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи.   Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.  

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

  Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.            

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать  чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

 понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламирует стихотворные произведения после предварительной подготовки;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- Научится самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста , понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

 определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать  их последовательность; выбирать  из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения;

 находить  в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать  их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находит средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;

-Самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и другой справочной литератур

Знать элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

 понимать текст, опираясь  на содержащуюся в нём информацию,  пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность  целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объясняет (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

Давать характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, соотносит поступки героев с нравственными нормами;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

-

 оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

, использовать в письменной речи выразительные средства  языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему

распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность.

Личностные:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • уважает другие народы России;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Регулятивные УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

 

5. Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение»

2016 – 2017 учебный год

3 класс

п/п

Тема

урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

Дата

план

факт

1

Вводный урок по курсу «литературное чтение»

1

01.09

Самое великое чудо на свете – 4 часа

2

Вводный урок по разделу «Самое великое чудо на свете»

1

02.09

3

Рукописные книги Древней Руси

1

05.09

4

Первопечатник Иван Федоров

1

07.09

5

Оценка достижений по разделу «Самое великое чудо на свете»

1

08.09

Устное народное творчество – 14 часов

6

Вводный урок по разделу «Устное народное творчество»

1

09.09

7

Русские народные песни. Заклички. Проверка техники чтения

1

12.09

8

Русские народные лирические песни

1

14.09

9

  Административная проверка уровня сформированности навыка чтения 

1

15.09

10

Докучные сказки.

1

16.09

11

Произведения  прикладного искусства: гжель, хохлома. Дымковская и богородская игрушка.

1

19.09

12

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Характеристика героев сказки

2

21.09

13

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка в иллюстрации И.Я. Билибина.  Проверка техники чтения

22.09

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Сравнение сюжетов разных сказок

2

1

23.09

15

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Характеристика героев сказки

26.09

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка» Особенности волшебной сказки

28.09

17

 Русские народные сказки. Обобщающий урок

1

29.09

18

Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество»

1

30.09

19

Проект «Сочини волшебную сказку»

1

03.10

Поэтическая тетрадь 1 – 11 часов

20

 Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

05.10

21

Проектное творческое задание Как научиться читать стихи   научно-  Я. Смоленский

1

06.10

22

  Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Звукозапись, её художественно – выразительное значение

1

07.10

23

Ф. И.Тютчев  «Листья». Олицетворение. Сочинение – миниатюра  «О чем расскажут листья»

1

10.10

24

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…» Эпитеты

1

12.10

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро» Олицетворение

1

13.10

26

И. С. Никитин «Встреча зимы» Подвижные картины природы

1

14.10

27

Подготовка сценария утренника «Первый снег»

1

17.10

28

И.З.Суриков «Детство» Сравнение

1

19.10

29

И. З. Суриков «зима» Сравнение

1

20.10

30

Оценка достижений по разделу « Поэтическая тетрадь 1»

1

21.10

Великие русские писатели – 5 часов

 31

 Вводный урок к разделу «Великие русские писатели»

1

24.10

32

Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина. Подготовка сообщения

1

26.10

33

Лирическое стихотворение А.С. Пушкина. Настроение стихотворения

1

27.10

34

А. С. Пушкин   «Зимнее утро», Приём контраста

1

28.10

35

А. С. Пушкин     «Зимний вечер»  Настроение стихотворения

1

07.11

Великие русские писатели – 20 часов

36

Литературная сказка А.С.Пушкина. А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

6

09.11

37

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане». Сравнение сказки с народной

10.11

38

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане». Главная мысль произведения. Сравнение героев

11.11

39

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане». Звукозапись, как средство создания образа

14.11

40

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане». Язык народной и литературной сказки.

16.11

41

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане». Иллюстрация И.Я. Билибина.

17.11

42

Жизнь и творчество И.А.Крылова

1

18.11

43

И. А. Крылов  Басня «Мартышка и очки»  Инсценирование басни. Характеристика героев басни  

1

21.11

44

И. А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна»  Мораль басни

1

23.11

45

 И.А.Крылов «Ворона и лисица»

1

24.11

46

М.Ю. Лермонтов Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова

1

25.11

47

М.Ю. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины». Сравнение произведений

1

28.11

48

 М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень» Сравнение

1

30.11

49

Л.Н.Толстой. Детство писателя. Рассказы.  

1

01.12

50

Л. Н. Толстой   «Акула  Различные варианты плана »  

1

02.12

51

Л. Н. Толстой «Прыжок»      

1

05.12

52

Административная проверка уровня сформированности навыка чтения 

1

07.12

53

Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Сравнение рассказов

1

08.12

54

 Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текста-описания и текста – рассуждения

1

09.12

55

Оценка достижений по разделу «Великие русские писатели»

1

12.12

Поэтическая тетрадь 2  – 6 часов

56

 Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

14.12

57

Картины природы Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

15.12

58

Повествовательное произведение Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

1

16.12

59

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

1

19.12

60

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…» Создание словесных картин

1

21.12

61

 Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

22.12

Литературные сказки  – 7 часов

62

Д. Мамин-Сибиряк.   «Аленушкины сказки» «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост сравнение сказок. Проверка осознанности навыка чтения.

2

23.12

63

Д. Мамин-Сибиряк.   «Аленушкины сказки» «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост  характеристика героев

26.12

64

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

2

28.12

65

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев.

29.12

66

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович» сравнение народной и литературной сказки

1

30.12

67

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»  Герои сказки. Выборочный пересказ

1

12.01

68

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературная сказка»

1

13.01

Былины-небылицы –10 часов

69

 Вводный урок по разделу «Были, небылицы».

1

16.01

70

М.Горький. «Случай с Евсейкой». сравнение

2

18.01

71

  М.Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста

19.01

72

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей. Жанр произведения

3

20.01

73

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей. Характеристика героев

23.01

74

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей. Выборочный пересказ

25.01

75

А. Куприн. «Слон». Жанр произведения. Основные события произведения

3

26.01

76

А. Куприн. «Слон». Составление различных вариантов плана

27.01

77

А. Куприн. «Слон». Пересказ подробный, краткий, выборочный..

30.01

78

Оценим свои знания по разделу «Были, небылицы»

1

01.02

Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов

79

 Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

02.02

80

Саша Чёрный    стихи о животных.  Авторское отношение.

1

03.02

81

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» средства создания образа

1

06.02

82

А.А. Блок «ворона». Саша Чёрный «Воробей» Сравнение разных произведений на 1 тему

1

08.02

83

С. А. Есенин. «Черемуха» средства создания образа

1

09.02

84

Оценим свои достижения по разделу « Поэтическая тетрадь 1»

1

10.02

Люби всё живое 16 часов

85

 Вводный урок «люби всё живое»

1

13.02

86

М.Пришвин «Моя Родина Заголовок – «входная дверь в текст»»

1

15.02

87

Моя Родина Сочинение по аналогии с художественным текстом

1

16.02

88

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»  Заголовок – «входная дверь в текст»»

3

17.02

89

И. Соколов – Микитов «Листопадничек. Главный герой произведения. Рассказ о герое.

20.02

90

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ. Дополнение содержания к тексту.

22.02

91

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Заголовок. Герои рассказа.

2

27.02

92

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку». Заголовок. Герои рассказа.

01.03

93

В. Бианки. «Мышонок Пик»  Знакомство с произведением

3

02.03

94

В. Бианки. «Мышонок Пик»   составление плана на основе названий глав

03.03

95

В. Бианки. «Мышонок Пик»   главные герои рассказа

06.03

96

Б.Житков «Про обезьянку» герои произведения. Подготовка к подробному пересказу»

2

09.03

97

  Б.Житков «Про обезьянку». Подробный пересказ. Краткий пересказ.

10.03

98

Оценим свои достижения по разделу «люби все живое»

1

13.03

99

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» нравственный смысл рассказа

1

15.03

100

В. П. Астафьев «Капалуха» герои произведения

1

16.03

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)

101

Вводный урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

17.03

102

 С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной» «гроза днем». Заголовок

1

1

20.03

103

А. Барто «Разлука», «В театре» выразительное чтение стихотворения

22.03

104

А. Барто   «В театре»  выразительное чтение стихотворения

1

23.03

105

С. В. Михалков «Если» выразительное чтение стихотворения

1

24.03

106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»  выразительное чтение стихотворения

1

03.04

107

 Праздник поэзии»

1

05.04

108

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

1

06.04

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (13 ч.)

109

Вводный урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок

1

07.04

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Соотнесение пословицы и содержания

1

10.04

111

А. П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев

1

12.04

112

Особенности речи героев А. П. Платонов   «Еще мама»

1

13.04

113

  М. Зощенко «Золотые слова», Особенности юмористического произведения

2

14.04

114

  М. Зощенко «Золотые слова», Восстановление порядка событий

17.04

115

М. Зощенко «Великие путешественники» », Особенности юмористического произведения

2

19.04

116

М. Зощенко «Великие путешественники» Восстановление порядка событий

20.04

117

Н. Носов «Федина задача» особенности юмористического рассказа

1

21.04

118

Промежуточная аттестация: контрольная работа по теме: «Проверка уровня сформированности предметных результатов за 3 класс»

1

24.04

119

Носов  «Телефон» особенности юмористического рассказа.

1

26.04

120

 Работа с книгой. Сборники произведений Н.Н.Носова

1

27.04

121

Оценка достижений по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

28.04

По страницам детских журналов (7 ч)

122

Вводный урок по разделу «По страницам детских журналов»

1

03.05

123

«Мурзилка» и «весёлые картинки» - самые старые журналы для детей

1

04.05

124

И.Ю.Ермолаев «Проговорился»

1

05.04

125

И.Ю.Ермолаев «Воспитатели»

1

10.05

126

Г.Б. Остер «Вредные знания» «Создание сборников добрых советов»

1

11.05

127

Г.Б. Остер «как получаются легенды»

1

12.05

128

Р. Сеф «Весёлые стихи»

1

15.05

Зарубежная литература (8 ч)

129

Административная проверка уровня сформированности навыка чтения

1

17.05

130

Древнегреческий миф «храбрый персей» Отражение сознания людей в древнегреческом мифе

1

18.05

131

Мониторинг образовательных достижений третьеклассников по литературному чтению по материалам ЦОКО

1

19.05

132

Древнегреческий миф «храбрый персей» мифологические герои и их подвиги

1

22.05

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» нравственный смысл сказки

2

24.05

134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Создание рисунков к сказке

25.05

135

Оценка достижений по разделу «Зарубежная литература»

1

26.05

136

Обобщающий урок по курсу.

1

29.05

Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение»

2017-2018 учебный год

4 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Вводный урок (1 час)

1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

1

01.09

Раздел II «Летописи. Былины. Жития» (11часов)

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

04.09

3

Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Особенности летописи как исторического произведения.

1

05.09

4

«И вспомнил Олег коня своего» Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

07.09

5

«И вспомнил Олег коня своего…» Сравнение текста летописи с текстом  произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

08.09

6

Былины и её герои. Особенности былины как жанра. Былина «Ильины три поездочки. Составление  рассказа об Илье Муромце.

1

11.09

7

Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

12.09

8

Герой былины-защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри»

1

14.09

9

Проверка уровня сформированности навыка чтения (входной контроль)

1

15.09

10

Особенности жития как жанра «Житие Сергия Радонежского»

1

18.09

11

Особенности жития как жанра «Житие Сергия Радонежского»

1

19.09

12

Проект «Создание календаря исторических событий»

1

21.09

Раздел III «Чудесный мир классики»  (22часа)

13

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов « Конек-горбунок». Сравнения литературной и народной сказок.

1

22.09

14

П. П. Ершов «Конек-горбунок» Составление плана сказки.

1

25.09

15

П. П. Ершов «Конек-горбунок» Характеристика героев сказки. Младший брат Иван-настоящий герой сказки.

1

26.09

16

П. П. Ершов «Конек-горбунок» Особенности волшебной сказки

1

28.09

17

А. С. Пушкин-великий русский писатель. «Няне».

1

29.09

18

А. С. Пушкин-великий русский писатель. «Туча», «Унылая пора. .»

1

02.10

19

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» Характеристика героев сказки

1

03.10

20

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» Составление плана сказки

1

05.10

21

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» Особенности волшебной сказки

1

06.10

22

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».   Пересказ основных эпизодов сказки

1

09.10

23

М.Ю.Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. «Дары Терека»

1

10.10

24

М.Ю.Лермонтов  турецкая сказка «Ашик Кериб.» Составление плана сказки

1

12.10

25

М.Ю.Лермонтов  турецкая сказка «Ашик Кериб». Характеристика героев сказки

1

13.10

26

М.Ю.Лермонтова   турецкая сказка «Ашик Кериб». Сравнение мотивов турецкой и русской сказки

1

16.10

27

Л.Н. Толстой -великий русский писатель.

1

17.10

28

Л.Н. Толстой .Повесть «Детство». Характер главного героя.

1

19.10

29

Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

1

20.10

30

А.П. Чехов – великий русский писатель.

1

23.10

31

А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». Главные герои- герои своего времени.

1

24.10

32

А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики» .Характеристика героев рассказа.

1

26.10.

33

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Чудесный мир классики»

1

27.10

34

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов « Конек-горбунок». Сравнения литературной и народной сказок.

1

30.10

Раздел IV «Поэтическая тетрадь»  (12 часов)

35

Прогнозирование содержания раздела. Ф. И.Тютчев «Еще земли печален вид.»

1

31.10

36

Ф. И.Тютчев «Как неожиданно и ярко» Приём контраста

1

02.11

37

А.А. Фет. « Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

1

03.11

38

А.А. Фет. « Бабочка». Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

1

13.11

39

Е.А. Баратынский.  «Весна, весна! Как воздух чист!» Передача настроения и чувств в стихотворении.

1

14.11

40

Е.А. Баратынский. «Где сладкий шёпот моих лесов?» Выразительное чтение.

1

16.11

41

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения..

1

17.11

42

И.С .Никитин. «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении.

1

20.11

43

Н.А.Некрасов. «Школьник». Выразительное чтение.

1

21.11

44

Н.А.Некрасов. «В зимние сумерки нянины сказки. .». Выразительное чтение.

1

23.11

45

И.А.Бунин «Листопад»  Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

1

24.11

46

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

27.11

Раздел V «Литературные сказки» (16 часов)

47

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».  Особенности данного литературного жанра.

1

28.11

48

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. .

1

30.11

49

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки.

1

01.12

50

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». .Подробный пересказ сказки.

1

04.12

51

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

1

05.12

52

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1

07.12

53

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль текста.

1

08.12

54

П.П.Бажов «Серебряное копытце».  Мотивы народных сказок в авторском тексте. Составление плана сказки

1

11.12

55

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного текста.

1

12.12

56

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

1

14.12

57

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

15.12

58

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

18.12

59

Проверка уровня сформированности навыка чтения

1

19.12

60

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои художественного текста.

1

21.12

61

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

1

22.12

62

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки»

1

25.12

Часть 2.  Раздел VI «Делу время-потехе час» (9 часов)

63

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.

1

26.12

64

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения.

1

28.12

65

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Прямое и переносное значение слов.

1

29.12

66

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.

1

11.01

67

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» Пересказ текста от лица героев.

1

12.01

68

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» Пересказ текста от лица героев.

1

15.01

69

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского

1

16.01

70

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Смысл заголовка. Герои произведения.

1

18.01

71

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Смысл заголовка. Герои произведения.

1

19.01

Раздел VII «Страна детства» (8часов)

72

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

22.01

73

Б.С.Житков «Как я ловил человечков» Характеристика героя.

1

23.01

74

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте          

1

25.01

75

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Составление плана. Озаглавливание частей текста.

1

26.01

76

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Пересказ текста.

1

29.01

77

М.М.Зощенко «Ёлка». Характеристика героев.

1

30.01

78

М.М.Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ.

1

01.02

79

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу: «Страна Детства».

1

02.02

Раздел VIII «Поэтическая тетрадь»  (5 часов)

80

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела .В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

05.02

81

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».  Развитие чувства в лирическом произведении.

1

06.02

82

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» Тема детства в произведениях М. Цветаевой.

1

08.02

83

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

1

09.02

84

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу.

1

12.02

Раздел IX «Природа и мы» (12 часов)

85

  Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка.

1

13.02

86

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Составление плана. Подготовка выборочного пересказа.

1

15.02

87

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.

1

16.02

88

А.И.Куприн «Барбос и Жулька» Герои произведения о животных.

1

19.02

89

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведений.

1

20.02

90

М.М.Пришвин  «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе  их поступков.

1

22.02

91

Е.И. Чарушин. «Кабан». Герои произведений. Характеристика героев на основе поступков.

1

26.02

92

В.П.Астафьеев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

27.02

93

В.П.Астафьеев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана.

1

01.03

94

В.П.Астафьеев «Стрижонок Скрип».Выборочный пересказ.

1

02.03

95

Проект «Природа и мы»

1

05.03

96

Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы».

1

06.03

Раздел X «Поэтическая тетрадь» (8 часов)

97

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака.

1

09.03

98

С.К. Клычков «Весна в лесу». Выразительное чтение стихотворения.

1

12.03

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях.

1

13.03

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

1

15.03

101

С.А. Есенин «Лебедушка». Настроение и характеристика героев.

1

16.03

102

Краевая диагностическая тестовая работа по читательской грамотности

1

19.03

103

Праздник поэзии. Обобщающий урок. Конкурс чтецов.

1

20.03

104

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

22.03

Раздел XI «Родина» (8 часов)

105

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

23.03

106

И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения.

1

02.04

107

С.Д. Дрожжин «Родине». . Авторское отношение к изображаемому.

1

03.04

108

 А.В. Жигулин «О. Родина! В неярком блеске!» Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

1

05.04

109

Россия – Родина моя.

1

06.04

110

Поэтический вечер. Конкурс чтецов.

1

09.04

111

Проект «Они защищали Родину»

1

10.04

112

Оценка планируемых достижений.

1

12.04

Раздел XII «Страна Фантазия» (7 часов)

113

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

13.04

114

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

1

16.04

115

Промежуточная аттестация: контрольная тестовая работа

1

17.04

116

К. Булычёв  «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

1

19.04

117

К. Булычёв  «Путешествие Алисы». Необычные герои фантастического жанра.

1

20.04

118

Пересказ от лица героев произведений фантастического жанра.

1

23.04

119

Оценка достижений по разделу «Страна Фантазия».

1

24.04

Раздел XII «Зарубежная литература»  (17 часов)

120

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.

1

26.04

121

Д.Свифт. «Путешествие Гулливера»(отрывок). Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

27.04.

122

Д.Свифт. «Путешествие Гулливера»(отрывок). Герои приключенческой литературы.

1

03.05

123

Д.Свифт. «Путешествие Гулливера»(отрывок). Особенности характеров героев.

1

04.05.

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1

07.05

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление рассказа о Русалочке.

1

08.05

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика поступков героев произведения.

1

10.05

127

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Пересказ сказки.

1

11.05

128

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Пересказ эпизодов от лица героев.

1

14.05

129

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования

1

15.05

130

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

17.05

131

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1

18.05

132

С. Лагерлёф «Святая ночь».

1

21.05

133

Проверка уровня сформированности навыка чтения

1

22.05

134

С. Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство.

1

24.05

135

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и иуда.

1

25.05

136

Оценка достижений.

1

28.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по литературе

"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...

Рабочая программа по литературе

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...