Урок внеклассного чтения В Сутеев "Под грибом"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Галина Николаевна

Предназначен для проведения внеклассного чтения по теме: В Сутеев "Под грибом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_suteev_pod_gribom.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного  чтения в 1 классе

Класс:

УМК: Начальная школа  ХХI века

Учебный предмет: Литературное чтение

Тема урока: В.Сутеев «Под грибом»

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Предметные:

создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  чтения сказки В.  Сутеева «Под грибом», активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа   художественного  текста.

Метапредметные

Личностные: 

формирование мотивационной основы учебной  деятельности; нравственно-  этическое оценивание поступков героев,  формирование готовности оказать  помощь.

Регулятивные: формировать умение  планировать действия в  соответ- ствии   с поставленной задачей;  способствовать развитию  критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.  

Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения,            анализа; овладевать навыком смыслового чтения  текста в соответствии  с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.

 Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно     выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению     совместной деятельности; формулировать собственное мнение и  позицию.

Тип урока: Урок внеклассного чтения

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:

Печатные пособия:

     портрет   писателя В. Сутеева; книги В. Сутеева «Ёлка», Палочка -  выручалочка, Дядя Миша», «Мешок яблок»; книги детских писателей с иллюстрациями Сутеева; конверты;   карточки с заданиями для групповой работы; рисунки солнышек для рефлексии.

     Технические средства:

     настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;  

     магнитофон; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

     Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация, аудиозапись шума

     дождя.

   Структура  (план) урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение темы и постановка цели урока.
  4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
  5. Рефлексия.

 

                                             Ход урока:

1. Организационный момент.

     Ребята! Готовы ли вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Покажите мне, какое у вас настроение?

(Дети на парте выкладывают «солнышко» или «тучку».

2. Актуализация знаний.

 

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказки. Путешествуя, мы с вами будем учиться правильно и красиво читать, отвечать на вопросы и рассуждать.

- попробуем, ненадолго, превратиться в героев нашей сказки.

Рассказ об авторе.

- Сказку, в которую мы сегодня попадем,  написал Владимир Григорьевич Сутеев.  Родился он в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С 14 лет мальчик подрабатывал  в школе.

А профессиональную деятельность  начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев  («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).

Владимир Сутеев написал множество сказок для самых маленьких читателей, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью. Почти каждое предложение сопровождается  яркой иллюстрацией.

Сутеев сам иллюстрировал и  свои произведения, и произведения других авторов.  Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев.   Этот человек обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём,  одновременно одной рукой мог писать, а  другой – рисовать.  

- Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, сказки о чем или о ком он писал?

- Наше предположение мы проверим немного позже.

 

3. Сообщение темы и постановка цели урока.

Подготовка к восприятию текста

- А сейчас я приглашаю вас в путешествие по летнему лесу. (Звучит музыка дождя, гремит гром)

-  Представьте, что мы идём по лесу, а теперь остановимся на полянке, устроимся поудобнее и послушаем историю, которую подсмотрел в лесу, а потом написал для нас сказку В.Г. Сутеев.

- Вы должны слушать внимательно, потому что в тексте сказки есть вопрос, на который  нужно будет ответить.

4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.

   Чтение сказки с  остановками.

Под звуки дождя учитель читает первый эпизод.

Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький  грибок,  добежал  до  него  и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом - дождь пережидает.  А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

 

1-я остановка.

  Учитель. Предположите, как будут развиваться события дальше.

Дети высказывают свои предположения.

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

    - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь  не

могу!

    - Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. -  Я  один  тут  кое-как

уместился.

    - Ничего! В тесноте, да не в обиде.

    Пустил Муравей Бабочку под грибок.

    А дождь ещё сильнее идёт...

 

2-я остановка.

 Учитель. Оправдались ли ваши предположения?  

Ответы детей.

 Учитель. Друзья мои, а что может дальше произойти?

 Предположения высказывают дети.

Чтение произведения дальше

Бежит мимо Мышка:

    - Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

    - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

    - Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

3-я остановка.  

Учитель. Как же поступили животные? Что заставило наших героев поступить именно так? Как вы считаете, если ещё кто-то попросится под грибок, найдётся ли для него место?

Чтение произведения дальше

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

    - Намокли  перышки,  устали  крылышки!  Пустите  меня  под  грибок

обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

    - Тут места нет.

    - Подвиньтесь, пожалуйста!

    - Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место.

4-я остановка.

Учитель. Сравните ваши предположения с авторским текстом. Как могли животные поступить? Какие качества заставили их поступить именно так?

Какое волшебное слово употребил Воробей?

Дети. Пожалуйста.

Учитель. Как дальше будут разворачиваться события?

Чтение произведения

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

    - Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..

    - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

    - Зайца не видели? - спрашивает.

    - Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

    - Не тут ли он спрятался?

    - Где ему тут спрятаться!

 Махнула Лиса хвостом и ушла.

5-я остановка.

Учитель. Что угрожало Зайцу? Как называют тех, кто помогает в беде? Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?   Что было дальше? Предположения детей.

Чтение произведения  

К тому времени дождик прошёл -  солнышко  выглянуло.  Вылезли  все

из-под гриба - радуются.

Муравей задумался и говорит:

    - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно  было,  а  теперь

всем пятерым место нашлось!

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

 Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

    - Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

 А вы догадались?

Учитель. Ребята, а вы догадались, почему всем хватило места под грибом? Может, гриб был волшебный?

Дети. Прошёл грибной дождь, гриб вырос.

Учитель. Так о ком сказка? Оправдались наши предположения? (да)

Учитель. Как можно охарактеризовать животных, укрывшихся под грибом?

Дети. Они были дружные.

Учитель. Так ли заканчивается сказка у Сутеева, как вы предполагали?

Ответы детей.

Учитель. Какую похожую сказку вы знаете?

Дети. Рукавичка, теремок.

Физминутка

Учитель. И мы с вами давайте пойдём по лесу погуляем, грибы пособираем. Как будете грибочки собирать?

Ответы детей.

Гриша шёл, шёл, шёл.

Белый гриб нашёл.

Раз -  грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

Работа над иллюстрациями

- Ребята, художник нарисовал иллюстрации к сказке. Рассмотрите их.

Дети. Все иллюстрации перепутаны.

- Что нам нужно сделать? (расставить все по местам)

Работа в парах (2 чел у доски)

- Вот молодцы. Теперь все правильно? (Художник не нарисовал иллюстрацию, на которой должен был изобразить Зайца, когда тот прибежал к грибу)

- Давайте добавим эту картинку и немного почитаем.

- Но сначала проведем речевую разминку.

(на слайдах)

Чтение отрывков сказки детьми.

- Посмотрите на экран. К какому эпизоду сказки относится иллюстрация?

- Найдите у себя такую иллюстрацию и прочтите отрывок.

Работа с пословицами

- Прочтите пословицу.

В тесноте, да не в обиде.

- Когда так говорят и почему?

 Учитель. Чему можно порадоваться в сказке? (Добру, взаимовыручке,    дружелюбию, желанию помочь).

- Какова главная мысль сказки?

- Рябята, а что всегда побеждает в сказке?

- Так значит какими нужно быть детьми?

  1. Рефлексия.

Учитель. Вы должны выбрать слова, с помощью которых можно описать сказку. Составим  синквейн.

На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки:страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет

1-я строка                                     Сказка

2-я строка                            добрая, интересная

3-я строка                            учит, наставляет, объясняет

4-я строка                       Побуждает делать добрые поступки

5-я строка                                       урок

Ответы групп.

 Учитель. Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения? Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?  Выразите ваше отношение к уроку, показав тучки или солнышки.

- Спасибо, а дома вы выполните творческое задание: раскрасите эпизод из сказки и расскажите, о чем в нем говорится.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"

Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....