СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по чтению на тему

Козлова Людмила Евгеньевна

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Верховская средняя общеобразовательная школа №1"

 

 

 

     

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАВЫКА ЧТЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

(Из опыта работы учителя начальных классов Козловой Людмилы Евгеньевны)

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Верховская средняя общеобразовательная школа №1"

 

     

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  НАВЫКА ЧТЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Из опыта работы учителя начальных классов Козловой Людмилы Евгеньевны)

Чтение занимает особое место в жизни каждого культурного человека. Хорошая книга – воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно ее использовать. Но как научить ребенка осознанно и правильно читать, как сформировать навык работы с текстом большого объема. Как определить уровень понимания прочитанного? Наконец, как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему на них ответить.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством ученик учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: « На азбуке осекся – и цифирь не далась».

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее  накопленные представления и знания об окружающей деятельности, о человека, о природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на ТВ, в кино, театре, на улице. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий,  накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений и т.д.

Чтение, будь то общение с учеником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и  развития: умственного, речевого, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

На протяжении нескольких лет мне приходилось обучать детей, неподготовленных к занятиям в школе, со слабым словарным запасом. И тогда для меня встал вопрос: « Как достичь такого навыка чтения, который бы соответствовал всем требованиям программы общеобразовательной школы?»Понимая значимость обучения чтению, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов – новаторов, новые технологии обучения. Самое интересное, важное заносила в специальную тетрадь – справочник по чтению.

За основу работы над навыком чтения я взяла нетрадиционный метод –метод динамического чтения.

Динамическое чтение – это метод, когда читаются  не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении  ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.  Результаты прекрасные: все выпускники начальной школы вычитывают норму, большинство 120-130 слов в минуту, некоторые -180.

Начинала эту работу  в первом классе. Единственное условие – работать каждый день. С чего начинать? Прежде всего выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:

1.Регрессия – возвратные движения глаз.

2. Малое поле зрения(участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию. )Ученые доказали, что поле зрения глаза можно увеличить путем упражнений и научить глаз двигаться вертикально. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит, « шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов.

3.Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.

4. Недостаточное  использование явления антиципации (смысловой догадки).

5.Артикуляция. Слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые  при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель таким образом не только видит, но и проговаривает и даже слышит слова, а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли. Значит, это тоже замедляет чтение. Отсюда можно сделать вывод, что динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это  сделать, с помощью каких методов и примеров?

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинала работу над скорочтением  с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду  должны запомнить все, что изображено на картинке – «сфотографировать». Например,  показывала  иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все, что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд « Приготовиться! Внимание!» дается команда « Фотографируем!»

Я предлагаю такие задания:

1.Найти лишнюю букву(фотографируем):

а, о, в, у, и

2. Найти лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко

3.Найди лишнее слово:

река                      слон                          мала

речка                    лев                            моль

ручей                    мак                           мела

ручка                    тигр                          мила

ручеек

4.Раздели слова на две группы:

корова               заяц                          ленивый

соловей             горох                        смелый

коза                   ежик                          честный

ворона               медведь                    жадный

овца                   капуста                     добрый

сорока               волк

                          огурец

5. Из каждой сказки слова?

Я – мышка-норушка …

Бежит молочко по вымечку …

Постепенно задания усложняются. Дети читают вот такие таблицы.

Это таблицы Шульте. Они хорошо развивают поле зрения.

Я засекала время(10 секунд, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-4 секунды), дети вели счёт от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. Счёт можно вести в обратном порядке, от 30до1.Можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают  расположение цифр.

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

             

По такому же принципу изготавливаются таблицы с алфавитом и слогами. Дети называют буквы в алфавитном порядке или составляют как можно больше слов за определённое время.

ку

ман

туз

кас

ша

та

тин

бол

то

кар

тон

на

фель

лик

ка

низ

А

К

С

О

Т

П

С

Д

И

Б

М

У

З

Й

Ю

У

Ч

Щ

В

Р

Я

Л

Ё

Н

С

Ф

Э

Ш

Г

Х

Ы

А

Ж

Ц

Н

Я

                

Упражнения дети выполняют в положении сидя или стоя. Читают про себя, указывая карандашом буквы или слоги.

В работе с таблицами учащиеся используют памятку.

Памятка

1.Как  можно быстрее назови все буквы или слоги по порядку, указывая их карандашом.

2.Старайся  запомнить расположение сразу двух или трёх следующих друг за другом букв ,слогов.

3.Помни : глаза смотрят в центр таблицы, видят её целиком.

Наряду с таблицами  Шульте  использую и таблицы Т.Г. Швайко.Цель их – обучение вертикальному движению глаз.

13

33

9

4

26

3

22

19

2

30

28

31

12

2

30

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

15

34

17

25

20

Помогают мне в работе слоговые пирамидки. Дети фиксируют зрение на средней линии и прочитывают слоги.

Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм. Затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т.д.Даю задание : «Достаньте краешком глаза каждую букву.» Для контроля даю задание: «Назовите цифру, соответствующую прочитанному слогу.".Наряду с пирамидками использую таблицы-треугольники.

Учащиеся смотрят только на точку или цифру и читают все слоги.

Во 2-3 классах использую такие виды работы для чтения трудных , незнакомых слов при работе с текстом. Например,

зачер стветь

подбод  ривший

распусти  вшийся

дружочек

голосочек

тетеревочек

-Прочтите слова с опорой на ударение в словах.

лес

леса

лесник

лесовик

-с опорой на букву, которая обозначает гласный звук.

В своей работе я использую упражнения, направленные на развитие чёткости  произношения. От того, как развит речевой аппарат ребёнка зависит его произношение  и ,конечно, чтение.

   Урок  начинаю с игровой артикуляционной разминки ( работаем над постановкой дыхания и развиваем чёткость произношения ).Чем глубже дышим , тем сильнее воздействие упражнения:

  1. Вдох носом, выдох через рот,
  2. Вдох, задержали дыхание, выдох.
  3. Вдох, выдох по порциям.
  4. «Задуваем свечу.»
  5. «Надуваем щёчки.»
  6. «Хомячок.»
  7. «Конфета.»
  8. «Нюхаем цветочек.»
  9. «Надуваем воздушный шарик.»
  10. «Подбородок.»

Упражнения для развития чёткости произношения:

  1. Самолёты взлетают: у-у-у.
  2. Машины едут: ж-ж-ж-.
  3. Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
  4. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
  5. Муха бьётся в стекло: з-з-з.
  6. Летела муха около уха: ж-ж-ж.
  7. Летела оса около носа: с-с-с.
  8. Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел  на лоб, а мы его хлоп.

И поймали: з-з-з(кулачок к уху)

Пусть летит.

Затем идёт тренировка в чтении гласных букв. Например,

а, о, у, ы , и, э

сочетаний букв: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоиуэ, аиоуэ,ауиоэ и т.д.

ряда гласных с ударением на одном из них:

аоуиыэ,

аоуиыэ,

аоуиыэ

аоуиыэ

аоуиыэ

аоуиыэ

сочетаний согласных букв: з-с-ж ,ш-ж-с, чтение слогов с какой – нибудь гласной:  ра-па-та-ла-на-да

                ро-по-то-ло-но-до

                ру-пу-ту-лу-ну-ду

Это упражнение можно проводить, давая задание  учащимся - читать по    рядам. Например, первый ряд читает с гласной  -а, второй- с о, третий- с у.

Можно читать хором, индивидуально, в виде соревнования между девочками и мальчиками.

Эффективным является упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.

Запись на доске:

На – на – на            на – на – на         на – на – на

Но – но – но           но – но - но        но – но - но

Ну – ну – ну           ну – ну - ну        ну – ну - ну

Ны – ны – ны         ны – ны - ны        ны – ны - ны

Ни – ни – ни                                          ни – ни – ни       ни – ни - ни

Далее учащиеся работают с таблицей согласных. Делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

ЖЛПФХЧШБРПТСКЛ

Дети не сразу справляются с этим количеством звуков. Читают по 6-8 звуков на выдохе .Но в результате таких тренировок достигают конечного результата.

Далее идёт работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами, поговорками.

  1. Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца-прибежала к нам овца.

Цу-цу-цу- я веду домой овцу.

Цы-цы-цы- ухватились за концы.

  1. Ща-ща-ща- ходит Саша без плаща.

Ще-ще-ще- свёкла варится в борще.

Щи-щи-щи- очень вкусны были щи.

Щу-щу-щу- рот лекарством полощу.

-Прочти сначала медленно « про себя»,подумай : всё ли понятно тебе.

Какие звукосочетания надо произнести чётко?

Произнеси сложные  слова по слогам(беззвучно).

Прочти скороговорку шёпотом медленно. А теперь-  вслух медленно, а по

том быстро, чётко произнося слова.

1.Села мышка в уголок,

   Съела бублика кусок.

2.Водовоз вёз воду

   Из-под водопровода.

При работе с пословицами даю учащимся задание: «Закончи пословицу.»

Делу время- …

Кончил дело-…

Или такое задание: «Собери пословицу.»

Готовь сани летом-        торопись делом

Не торопись языком-                телегу зимой

Использую такие упражнения и в работе в парах, группах.

Большое внимание уделяю работе над темпом речи и постановкой голоса. Даю задание: «Читаем шепотом и медленно.»

  1. Да-да-да- из трубы бежит вода.

До-до-до- на дереве гнездо.

Ды-ды-ды- мы пошли по ягоды.

  1. Читаем тихо и умеренно.

Арла- арча

Арса- аржа

  1. Читаем громко и уверенно

Дверь-зверь- червь

Сам-там-нам

На уроках чтения использую упражнения, направленные на развитие гибкости и скорости чтения вслух и про себя.

Уже на первых уроках знакомства с согласной  буквой при прочтении слов даю установку детям: читать слова не слогами, а целыми словами. Предлагаю посмотреть на слово в течение нескольких секунд, губы прижать рукой, назвать слово. Таким образом, дети прочитывали столбики слов на доске, затем в учебнике( у детей есть полоски, которыми они закрывали и открывали слова с моей установкой),после этого читали короткие предложения, используя этот приём: дочитав предложение до конца, перечитывали его снова.

Для развития скорости чтения вслух и молча использую упражнение «Губы». По моей команде: «Губы», дети прикладывают пальчик к губам и читают плотно сжатыми губами. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения использую упражнение «Молния».Его смысл заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребёнку скорости чтения молча с чтением вслух. Даю детям команду: «Молния!» Учащиеся читают довольно быстро( индивидуально) , и продолжается это упражнение от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения упражнения.

Далее следует «жужжащее чтение». Говорю детям: «Пчёлки работают, трудятся, мёд добывают. Как они жужжат? Так и мы сейчас будем читать все вместе в одном темпе».Чтение продолжается до 3 минут.

Для развития скорости чтения использую упражнение «Буксир». Его можно проводить в парах. Один учащийся читает хорошо, а другой –похуже, старается успеть за ним. Можно читать в паре со взрослым. Взрослый читает «про себя» и пальцем следит по книге. А ребёнок читает вслух, успевая за пальцем взрослого. Так он должен успевать за чтением взрослого.  Другой  вариант  этого  упражнения.

Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя , стараясь успевать за мной .

Внезапно прекращаю чтение на каком – либо слове, ещё раз его повторяю. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.

Ещё одно упражнение, развивающее скорость чтения вслух и «про себя». Упражнение «Финиш». Я называю по учебнику текст для чтения про себя и указываю слово, до которого учащиеся должны как можно быстрее дочитать. Дочитав до заданного слова,  дети поднимают руку. Для проверки содержания прочитанного отрывка задаю вопросы.

Для совершенствования навыка чтения в своей работе использую упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

Уже в 1 классе знакомлю детей с Толковым словарём. Делаю вид, что не знаю значение того или иного слова. На перемене или дома дети сами находят значение слов в словаре.

Даю такое задание. Узнай предмет по его признакам.(Кудрявая, белоствольная, стройная?) Что это? Усложняю задание, изменяя вопрос.

Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Подберите к предмету слова , обозначающих действия. Например, ветер  - что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гонит.)

Для развития интереса к слову использую приём подбора антонимов, синонимов ,парных созвучных слов (Мишка – шишка и т.д.)

Перед чтением текста провожу словарную работу, где выясняем с детьми лексическое значение слов. Слова, имеющие сложный слоговой или морфемный состав, прочитываем по слогам. Также использую нетрадиционные методы обучения. Очень любят дети угадывать недостающие слова (метод антиципации – смысловая догадка).Например,

Посмотрите – дом стоит,

До краёв водой - …(налит)

В этом домике жильцы

Все умелые - …(пловцы).

При подготовке к самостоятельному восприятию текста предлагаю слова, записанные квазиписьмом. Например,

За---ро---к (заморозок)

Ле-н- - -й (лесничий)

Чтобы дети не повторяли слова при чтении, записываю трудные слова на доске. Они их прочитывают, затем находят в тексте и читают их в предложении. Использую метод наращивания слова. Например,

лес

лесок

перелесок

Записываю слова разновеликим шрифтом

паСЕЧНИКом

Попробуем

Использую чтение с закладкой. Закладка движется не под строкой, а на строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика. На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы и ускоряет чтение.

Делим трудные слова на более лёгкие: приободрился – ободрился - бодрый, сельскохозяйственный – хозяйственный, сельское хозяйство.

Использую приём взаимопроверки (работа в парах). Один читает – сосед по парте слушает и следит за правильностью, отмечая ошибки, затем меняются.

С большим удовольствием учащиеся играют в игру «Кто играет в прятки». На доске или на плакате пишу 4 – 5 рядов букв. Среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети читают и узнают, кто же играет с ними в прятки. Это могут быть звери, птицы, насекомые, грибы, растения и т.д. Например,

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЗЩ

Такие задания даю детям и для индивидуальной работы по карточкам Найденные слова печатают в тетрадях. Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание.

Следующая группа упражнений – это упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Часто можно наблюдать картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до 4 слова, забыл первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения. Тогда мне помогают зрительные диктанты, разработанные И.Т. Федоренко. В каждом диктанте имеются 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Диктант печатаю на доске и накрываю листом картона. Лист подвигаю вниз , а дети в течение определённого времени (от 4 секунд до 8 секунд) читают молча это предложение и стараются его запомнить. Затем это предложение опять закрываю и предлагаю его записать в тетради. Аналогично работаем со следующим предложением. Если дети плохо запомнили предложения, то набор повторяю( может повторяться до 4 дней подряд).После этого набора перехожу к следующему. Но должно выполняться главное условие: работать ежедневно. Когда же демонстрация набора будет доведена до 6 предложений, можно использовать задания повышенной сложности: запишите предложения в обратном порядке; запишите только 2 и 5 предложение; запишите предложения с 3 по 6. Всего в этой методике содержится 18 наборов по 6 предложений.

Набор 1.

                                                 1.Тает снег.

                                                 2.Идёт дождь.

 3.Небо хмурое.

4.Коля заболел.

5.Запели птицы.

6.Поле опустело.

Провожу игру «Слова». Даю задание детям: «Назовите как можно больше слов, относящихся к теме школа, город, одежда и т.д.» Или такая игра «Кто больше запомнит». Один ученик назвал слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.

Далее задания усложняются. Дети упражняются в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, записанных в столбик или в строку (до 3 слов ). Например,

ученье

учёный

ученик

вьюга, метель, позёмка, буря

синица, снегирь, воробышек

Можно читать «пирамидки» слов из произведения, которое читалось дома, или из нового текста. Детям даю целевые установки: « Читаешь  первое слово, сразу смотри на следующее, постарайся его понять.»

При работе с текстом предлагаю следующие задания :

1.Расположи вопросы по порядку содержания текста.

2.Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).

3.Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок(из предложенных).

4.Подбери к заголовку соответствующую часть текста.

5.Выборочное чтение.

6.Пересказ по вопросам и без них.

Очень нравятся детям такие приёмы работы с текстом, как: «чтение – спринт», «чтение – разведка», чтение с простукиванием ритма, чтение с речевыми помехами, чтение со звуковыми помехами, чтение в темпе скороговорки, многократное чтение, чтение – «кенгуру», чтение – «эхо», чтение – «канон».

«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для себя скорости читают незнакомый текст, а после прочтения отвечают на вопросы, которые формулирую перед чтением. Перед чтением даю команду: «Приготовились! Начали!» Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей! Быстрей!» Цель этого упражнения  - следить за выразительностью, безошибочностью. Провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста. При обучении «чтению – спринт» дети пользуются  следующей памяткой:

Памятка

                                  1.Плотно сожми губы и зубы.

                                  2.Читай только глазами.

                                  3. Читай как можно быстрей.

                                  4.Ответь на вопросы к тексту.

Можно разнообразить этот приём. Я использую его при проверке  домашнего задания. Два ученика начинают читать отрывки из текста одновременно, а дальше читают на скорость (соревнуются).Остальные учащиеся следят за читающими, а потом оценивают. Цель упражнения – читать выразительно, без ошибок.

Интересен приём «чтение – разведка» или приём вертикального чтения. Перед чтением незнакомого текста ставлю вопросы к нему, дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на них .Таким образом , учащиеся учатся находить главное  в тексте. Я разработала для детей специальную памятку:

Памятка

1.Плотно сожми губы и зубы.

2.Поставь пальцы на начало и конец строки.

3.Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

При работе с новым текстом использую приём «чтение со счётом слов». Приём этот  даётся не всем детям, но каждый старается выполнить это задание. Заключается он в том, что учащиеся на максимальной для них  скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. После окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные перед чтением текста. Главное условие  - читать только глазами. Дети пользуются памяткой.

Памятка

1.Плотно сожми губы и зубы.

2.Читай только глазами.

3.Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.

4.Ответь на вопросы к тексту.

Задаю вопрос детям о количестве слов. Если разрыв между названным числом и действительным не превышает 2 %, при условии, что ребёнок ответил на вопросы по содержанию текста,  то он справился  с этим заданием.

Любят дети читать «эхом». Заключается он в том, что по одному слову из предложения  начинают читать хорошо читающий ученик и слабочитающий, который следом прочитывает это слово за первым учеником. На позднем этапе сильный ученик меняется со слабым .

«Чтение – канон». Один ученик начинает читать абзац текста, а другой начинает читать этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3 – 4 слова (как при пении канона). Цель этого приёма – держать определённый темп чтения, читать выразительно, без ошибок, класс следит за читающими и оценивает. Я использую этот приём при проверке домашнего задания.

Очень интересно чтение с речевыми помехами. Одновременно со чтением текста про себя дети поют песенку.

Чтение с простукиванием ритма. Мы заранее с учащимися выучиваем ритм постукивания карандашом по столу. Далее при чтении незнакомого текста ученики простукивают ритм и после этого отвечают на вопросы к тексту.

На своих уроках при работе с незнакомым текстом использую приём чтения со звуковыми помехами. Включаю магнитофон, и звучит тихая спокойная мелодия. Учащиеся в это время читают, а потом отвечают на поставленные  к тексту вопросы.

Совершенствует навык чтения и многократное чтение. Дети в  течение одной минуты читают незнакомый текст и после этого отмечают, до какого места они  дочитали. Подсчитывают количество слов. Потом повторяют чтение этого отрывка и отмечают, до какого слова дочитали. Вновь подсчитывают и сравнивают с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз дети прочитали на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует этого делать Учащиеся утомляются.

Помогает совершенствованию навыка чтения приём «чтение – кенгуру»(скачкообразное чтение). Под мой счёт 1,2,3 дети фиксируют взгляд на начале, середине, конце строки. Читают таким образом абзац(вслух).Затем спрашиваю: «Что запомнили?» Дети отвечают. Далее задание усложняется. Я уже считаю до 2.Дети фиксируют взгляд на начале и конце строки .Отвечают на поставленный вопрос.

«Игра в прятки». Начинаю читать текст в любом месте, называя только страницу. Дети должны подстроиться под чтение, отыскав это место. Очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.

Указанные упражнения использую давно в своей педагогической деятельности. Убеждена в том, что, чем раньше начинать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдёт процесс формирования оптимальной техники чтения. В этом возрасте не нужны дополнительные занятия с учащимися для  овладения техникой чтения. Достаточно уроков, развивающих интерес к чтению, любовь к чтению. Такие уроки должны быть насыщены разнообразным материалом, содержащим выше указанные упражнения. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и последующих классах.

 Поэтому уже к концу 2 класса большинство моих учеников достигает скорости чтения 70 – 80 слов в минуту. Как правило, учащихся, читающих ниже нормы, у меня нет. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 – 130 слов в минуту. Необходимо, чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели. Поэтому в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все  учащиеся читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Затем записывают в Дневник по чтению. Такой дневник дети заводят в 1 классе. Им оказывают помощь родители.  

В правильном руководстве детским чтением большая роль принадлежит семье. На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребёнка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Родители должны проявлять живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т .д.  Очень важно быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребёнку. Помогают мне и открытые уроки для родителей, и консультации для родителей, и беседы. Многие благодарны  таким мероприятиям. Нередко признаются в своём неверном подходе к обучению чтению, неправильных требованиях к ребёнку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников

Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...