Рабочая программа по предмету «Чтение». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Чтение».  1 класс ФГОС ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass_fgos_ovz.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету: «Чтение»

/ предметная область «Язык и речевая практика»/

  1 класс

2017 – 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Для достижения поставленной цели на уроках чтения решаются следующие задачи:

  • уточнить  и обогатить представления об окружающей действительности и владеть на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание)
  • формировать первоначальные «дограмматических» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки
  • владеть различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач
  • корригировать недостатки речевой и мыслительной деятельности
  • формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию
  • развивать навыки устной коммуникации
  • формировать положительные нравственные качества и свойства личности.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • расширение представлений о многообразии окружающего мира
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные результаты:

  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя
  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу
  • ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях)
  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю)
  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема)

Познавательные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка
  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
  • слушать собеседника и понимать речь других
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений)

Коммуникативные результаты:

  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
  • принимать участие в диалоге
  • принимать участие в работе парами и группами

Предметные результаты:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей
  • различать и узнавать звуки окружающей действительности
  • дифференцировать неречевые и речевые звуки
  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение)
  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет
  • понимать и показывать пространственное расположение фигур
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.)
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку
  •  понимать различие между звуками и буквами
  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова)
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги
  • различать слово и предложение, слово и слог
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения
  • осознавать слово как единство звучания и значения
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений
  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам
  • составлять предложения из данных слов
  • составлять предложения по схеме
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты
  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.

Минимальный уровень:

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы
  • знать  и различать буквы
  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками
  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Достаточный уровень:

  • различать звуки на слух и в собственном произношении
  • знать буквы, различать звуки и буквы
  • различать гласные и согласные звуки
  • определять звуки в начале и в конце слова
  • определять количество слогов в слове
  • определять количество слов в предложении
  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Добукварный период

13

2

Букварный период

86

                                                           Итого                                         99

Содержание учебной программы

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (чтение и письмо)

1-й этап

Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.

Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

2-й этап

Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.

Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.

Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал?Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.

Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.

3-й этап

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.

Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.

Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.

Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.

Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.

Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Математика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Математика». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочие программы учебных предметов 1-4 класс ФГОС УМК "Школа России»

Рабочие программы учебных предметов 1-4 класс ФГОС УМК "Школа России»...

Рабочая программа по предмету " Математика" 1 класс ФГОС О У/О

   Рабочая программа по учебному предмету « Математика»  1 класс составлена с учетом требований к усвоению АООП ( вариант 1)...

Рабочая программа по предмету «Математика» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Математика» 2 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету «Чтение» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Чтение» 2 класс ФГОС ОВЗ....