Технология продуктивного чтения
статья по чтению на тему

Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процесса «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как средство  формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процесса «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества  чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных  компонентов произведения как  частей художественного целого.

Цель уроков литературного чтения  - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного  читателя.

Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению является педагогически нецелесообразный процесс обучения в начальной школе. На уроках литературного чтения, произведение, прежде всего, должно рассматриваться как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное содержание.

Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской.

Продуктивным чтением является  такое чтение, при котором вместо скорости чтения и  воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности. Умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя  тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, - умения извлекать информацию  из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от  традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они  сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем-партнером, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить свой вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя все более сводятся к «режиссированию» этой активной, учащихся, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трехступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  • Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  • Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  • Первичное чтение текста.
  • Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста.
  • Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  • Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
  • Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  • Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Выявление и формулирование основной идеи текста или  совокупности его главных смыслов.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
  • обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Задача учителя – сформировать читательские умения и навыки.

В заключение, хочется отметить, что формирование типа правильной читательской деятельности является сложным процессом, тем более у младших школьников, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...