Рабочая программа 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Квиткина Ольга Игоревна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3ispr.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класс

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут.

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

 

                                                                      Содержание учебного предмета

          РАЗДЕЛ

                                         ПЛАНИРУЕМЫЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

 

                             Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

        писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика 

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Круг детского чтения

ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

- выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги, грамотно использовать понятия: “сюжет”, “герои”, “персонажи”, “образ”, “эпизод”, “репродукция”, “эпиграф” и др.;

- находить разделы “Твой город”, “Проверь себя”, ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

- пользоваться словарем учебника и справочной литературой, выполняя задания “Прочитай дополнительно”;

- дополнительно ознакомиться с произведениями в хрестоматии;

- представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов.  

- различать тематику книг, понимать назначение различных книг;

- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной литературы;

- определять особенности произведений зарубежной литературы;

- рассказывать ( в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах;

- ориентироваться в публичной библиотеке;

- называть одно периодическое детское литературно – художественное издание. 

Календарно-тематическое планирование по литературному  чтению   3 класс

Дата  проведения урока

Содержание

(разделы, темы)

        I четверть

Количество

часов

План

Факт

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Самое великое чудо на свете

3

2

Рукописные книги Древней Руси

1

3-4

Первопечатник Иван Федоров

2

Устное народное творчество

15

5-7

Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

3

8-9

Докучные сказки.

Развитие речи: сочинение докучных сказок.

2

10-11

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

12-14

Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

3

15-17

Сказка «Сивка-бурка».

3

18

Внеклассное чтение.

Рубрика «Советуем прочитать»

1

19

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Поэтическая тетрадь 1

11

20

 Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза»,

1

21

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

1

22

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

23-25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»

3

26-28

И. Суриков «Детство», «Зима»

3

29

Оценим себя и проверим свои достижения

1

30

Урок-концерт по стихам русских поэтов

1

II четверть

Великие русские писатели

24

31

 

А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», « «Евгений Онегин».

1

32

А.С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», « «Евгений Онегин».

1

33

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

1

34

А.С. Пушкин. «Зимний вечер»

1

35-38

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

4

39

И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы.

1

40

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

1

41

И.А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна».

1

42

И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

1

43

Развитие речи: подготовка к театрализации басен.

1

44

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт.

1

45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком»

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1

46

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого.

1

47-48

Л.Н. Толстой «Акула».

2

49

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

50

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

51

Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному.

1

52

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

1

53

Проверим себя и оценим свои достижения

1

54

Внеклассное чтение

1

Поэтическая тетрадь 2

6

55

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1

56

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

57

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К. Бальмонт «Золотое слово»

1

59

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы»

1

60

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Литературные сказки

8

61

Знакомство с названием раздела.  

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка.

1

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

63-64

В. Гаршин.

«Лягушка-путешественница»

2

65-66

В. Одоевский «Мороз Иванович»

2

67

Внеклассное чтение

1

III четверть

68

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Были-небылицы

10

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

70-71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

2

72-73

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

2

74

Развитие речи: обучение краткому пересказу.

1

75-76

А. Куприн «Слон»

2

77

Проверим себя и оценим свои достижения

1

78

Резервный урок

1

Поэтическая тетрадь 1

6

79

Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания.

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

80

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

1

81-82

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

2

83

С. Есенин «Черёмуха»

Проверим и оценим свои достижения

1

84

Урок-концерт по произведениям изученных поэтов

1

Люби живое

16

85

Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания.

М. Пришвин «Моя Родина»

1

86

Развитие речи: составление устных рассказов о родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. Пришвина «Моя Родина».

1

87-88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2

89

В. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

1

90-91

В. Бианки «Мышонок Пик»

2

92-94

Б. Житков «Про обезьянку»

3

95

В. Астафьев «Капалуха»

1

96

В. Драгунский «Он живой и светится…»

1

97

Пересказ рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…»

1

98

Внеклассное чтение

1

99

Проверим себя и оценим свои достижения

1

100

Резервный урок

1

Поэтическая тетрадь 2

8

101

Знакомство с названием раздела.

Запуск проекта «Праздник поэзии».

1

102

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»

1

103

А. Барто «Разлука», «В театре»

1

104

С. Михалков «Если»

1

IV четверть

105

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

106

Проверим себя и оценим свои достижения

1

107

Подведение итогов выполненного проекта

1

108

Урок-концерт по произведениям изученных авторов

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

109-110

 

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

2

111

А. Платонов «Цветок на земле»

1

112-113

А. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ.

2

114-115

М. Зощенко «Золотые слова»

2

116-117

М. Зощенко «Путешественники»

2

118

Н. Носов «Федина задача»

1

119

Н. Носов «Телефон»

Проверим себя и оценим свои достижения

1

120

Внеклассное чтение

1

По страницам детских журналов

8

121

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики.

1

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

123

Составление вопросов по содержанию рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

1

124

Ю. Ермолаев «Проговорился»

1

125

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

1

126

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1

127

Р. Сеф «Весёлые стихи»

1

128

Проверим себя и оценим свои достижения

1

Зарубежная литература

7

129-131

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

3

132-133

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

2

134

Внеклассное чтение

1

135

Проверим себя и оценим свои достижения

1

136

Повторение

1

ИТОГО:

136ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...