Технологическая карта урока по обучениюб грамоте. Чтение. 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Канторшина Ольга Валерьевна

Технологическая карта урока по чтению. 1 класс. Тема урока: Звуки [К] и [К], буквы К,к.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте. Литературное чтение. 1 класс.

УЧИТЕЛЬ: КАНТОРШИНА О.В.                                    ШКОЛА: МБОУ «НОШ» С.ХОВУ-АКСЫ

Тема

 Звуки [к], [к’], буквы К, к

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [к], [к’], буквами К, к, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой К, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

С уважением относятся к труженикам села

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – привлекают имеющиеся знания из собственного опыта; логические – учатся разгадывать ребусы.

Коммуникативные: умеют работать коллективно

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [к], [к’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы К, к.

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Картинки с изображением одного мака и нескольких. Предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти; магнитная доска, буквы (изученные)

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Мотивация к уроку.

– Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)

Что это значит?

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие инд-х учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.

Игра «Найди лишнее»

Фронтальная. Наглядный, словесный. Беседа, игра

У 2 уч-ся карточки:

– Среди гласных выделите лишние буквы.

А   о  н    ы   у   с  и

– Какие гласные обозначают твердость предшествующих согласных?

– Какие гласные обозначают мягкость согласного в слиянии?

Остальные: Раздели на 2 группы.

На доске: а  н  о  у  с  ы  и

Составь слова из слогов и букв: Сы, Со, Но, н, ни, Са, с

Рассматривают буквы, выделяют среди гласных лишние – согласные н, с.

– Гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии

Делят на гласные и согласные. Объясняют свой выбор.

Сани, сон, нос, носы,сын.

Объясняют работу букв гласных звуков а, о, у, ы как показателей твёрдости предшествующего согласного звука и работу буквы и как показателя мягкости согласного

Гласные не встречают преграды, а согласные встречают

Фронтальный. Устные ответы

III. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Чистоговорка: Ки-ки-ки притаились пауки.
Ка-ка-ка, муха в сетке паука.
Ки-ки-ки нам полезны пауки
Ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Кто еще ловит мух?(загадка про лягушку, если не угадают сразу).
– Как квакает лягушка?

Повторяют за учителем

СЛАЙД 2.

Лягушка. СЛАЙД 3.

– Ква-ква-ква.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

– [к].

– Будем знакомиться со звуком [к] и буквой,  обозначающей его  на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [к] и [к’] (учебник, с. 49)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа
со схемой, беседа

На доске – картинки с изображением одного мака и нескольких, и схемы-модели слов.

– Выполните слого-звуковой анализ слов мак и маки.

– Охарактеризуйте новый звук

Рассматривают схемы-модели слов, обозначающих названия цветов на картинках.СЛАЙД 4,5

– Звуки [к] и [к’] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [к], [к’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков.

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и, обозначающая мягкость согласного

Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [к], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [к’] – зеленую карточку.

– Конь, каша, кино, карандаш, кисть, курица, коса, килька

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [к]; зеленую карточку – если слышат мягкий звук [к’]

Слышат и различают звуки [к], [к’] в словах. Определяют твёрдость
и мягкость согласных
в словах

Фронтальный. Игра

3. Знакомство с буквой К

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Звучит крик утки: Кря-кря-кря

Кто прилетел к нам?

Она принесла нам конверт, в котором находится буква, обозначающая на письме звуки К и К,.

Но, буква сломалась.

Составьте ее ( в конверте палочки, элементы буквы К).

Итак, звуки [к] и [к’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой к  (ка).

На что похожа буква К?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Высказывают свои предположения.

СЛАЙД 6

Из палочек выкладывают букву К

На доске образец букв К, к

СЛАЙД 7

Находят букву К на «ленте букв». Моделируют ее из палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Физическая минутка для глаз

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Чтение слияний согласного с гласным в слогах и слов
(учебник, с. 49)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Объяснение, чтение

– Рассмотрите слоги.

– Какая первая буква во всех слогах?

– Буква к может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги ка, ко, ку надо произносить твердо

Рассматривают слоги.

– Первая буква К.

Слушают объяснение учителя и смотрят на слоги.

Хором читают слоги

Соотносят новые звуки и букву К, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [к], [к’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой.

Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у) или как показателя мягкостипредшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного

Коллективный.

Чтение слогов, вопросительного и восклицательного предложений


1

2

3

4

5

6

Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ки надо произносить мягко.

– Посмотрите на слова (кони, кино)- СЛАЙД  8.

Что обозначает сплошная вертикальная прямая?

Найдите эти слова в учебнике и прочтите их

– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов

Читают самостоятельно, я в это время читаю с 1,2 учениками вместе.

5. Работа над выразительностью речи. Чтение текста. Составление рассказа по рисунку (учебник, с. 49)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа, рассказ

– Посмотрите на текст, какие знаки препинания вы видите? СЛАЙД 9

– Как нужно читать слова
с этими знаками?

– Прочитайте выразительно текст, соблюдая необходимую интонацию- сначала сами, потом по 1 предложению и хором на слайде.

– Что изображено на картинке? Составьте рассказ

– Вопросительный знак, точка, восклицательный знак.

Отвечают на вопрос учителя.

Выразительно читают текст.

Рассматривают картинку и составляют по ней рассказ

Понимают смысл читаемого текста. Соблюдают вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию при чтении предложений. Соотносят текст с иллюстрацией

Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы

6. Составление рассказа о сельскохозяйственных работах по своим наблюдениям- ( этот  этап пропускаем, если нет времени)

Индивидуальный. Словесный, практический. Беседа, рассказ

– Что вы знаете о сельскохозяйственных работах? Расскажите, опираясь на собственные наблюдения

Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт

Рассказывают о своих наблюдениях за сельскохозяйственными работами. Делают вывод о значении труда сельских тружеников. Строят высказывания о своем уважительном отношении к труженикам села

Индивидуальный. Рассказ, устные ответы


1

2

3

4

5

6

7. Развитие связной речи. Составление предложений по сюжетной картинке  по схеме на доске (учебник, с. 48)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Рассказ

– Рассмотрите рисунок.

– Вспомните сказку. Как она называется, кто ее автор?

– Назовите как можно больше слов, обозначающих предметы на рисунке, в которых встречается звук [к].

Составь предложения по схеме: ______   ___    ____

Рассматривают картинку.

– Ш. Перро «Кот в сапогах».СЛАЙД 10

– Кот, косари, кони, карета, камень, коса, замок, кучер, корона, колесо, кнут, колено

Косари косят траву

Составляют рассказ
по сюжетной картинке. Слышат и различают новые звуки в словах.

Приводят примеры слов с новыми звуками

Групповой. Рассказ по картинке

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Косари».

Представьте себе, что вы – косари, у вас в руках – косы и вы косите траву

Выполняют движения согласно заданию

Активно участвуют
в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

  1. Работа в парах

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение

У каждой пары набор предметных картинок и альбомный лист. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в паре.

Вспомните правила работы в паре.

- А теперь послушайте задание. Из всего набора картинок вы должны выбрать те картинки,  в названии которых есть звуки [к], [к’].

Картинки, в которых звук [к] твердый,  прик-

леить на первую строчку листа,

 а картинки с мягким звуком [к’]– на вторую строчку листа.

Выполняют задание, одна пара у доски работает.

Фронтальный. Устные ответы, чтение


1

2

3

4

5

6

  1. Составление слогов из букв

За правильно выполненное задание приз- печенье -буквы!

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение слогов

– Рассмотрите конвертики. Что вы видите?

-Составьте слоги и прочтите их.

– Попробуйте подобрать слова, где есть эти слоги

Буквы из печенья.

Составляют слоги: ка, ко, ки, ку.

Подбирают слова.

 Например кони, косы, курица, кино.

определяют цель задания, моделируют алгоритм его выполнения.

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы

V. Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

-С какой буквой познакомились?

- Что вы о ней узнали сегодня?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

-Поднимаем тучки (если урок не понравился), солнышки ( если урок понравился).

– Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока.

Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки [ к ], [ к ], буквы К, к. Подготовила: Канторшина О.В. Учитель начальных классов МБОУ «НОШ» с. Хову - Аксы

Слайд 8

КО | НИ КИ | НО

Слайд 9

Знаки препинания. ? !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему  "Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р»....

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...

Технологическая карта урока окружающего мира грамоте 1 класс «Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?»

Урок окружающего мира, разработан на тему:«Почему в самолёте и на корабле нужно соблюдать правила безопасности?»  для обучающихся 1 класса. Цель, задачи, планируемые результаты, задач...