Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гостюхина Любовь Владимировна

Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему  "Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) 1 «А» КЛАСС

Тема: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е.Чарушина, его произведением;

- содействовать совершению навыков чтения, развития устной речи учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить работу по формированию читатель-ских умений, анализировать художественное произведение;

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

- содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

- способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- учить принимать роль в учебном сотрудничест-ве; контролировать процесс и результаты деятельности;

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь);

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственные мысли, высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Межпредметные связи: физкультура, тема «Осанка».

Ресурсы урока: Азбука 2 часть (В.Г.Горецкий и др.), портрет Е.И. Чарушина, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

 Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. (Слайд №    )

    - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

     Чистоговорки  (Слайд №       )

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры -  у мальчиков шары.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоционально настраиваются на урок.

Читают чистоговорки разным темпом хором.

Актуализация необходимых знаний

1. Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ...
(Алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите?

- А сколько гласных букв?

- А сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?

2. Игра «Найди лишнюю букву» (в парах)

-У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.

1. а, в, и, е

2. э, я, у, ы    1ряд

3. х, ш, м, ц

4. р, н, з, щ     2 ряд

5. ё, д, ь, х

6. ф, п, ю, ч     3 ряд

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах.

Аргументируют свой выбор.

Организация познавательной деятельности

І.  Постановка темы и учебной задачи урока

-        А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.        

    Стихи читают заранее подготовленные ученики:

1ученик:              Я теперь уже читаю,

                                     Цифры знаю, буквы знаю.

2 ученик         (показывает на  букву «Р»): Эту тоже?

1 ученик:               Ну а как же?!

                                      Скажет каждый во дворе:

                                      Перед вами буква «рэ».

       БУКВА Р:          Я -  не «рэ», не «рэ», не «рэ»,      
          Хоть пишусь я во, «дворе»,

                                     Ты найдешь меня в «горах»,

                                     «Тундре», «речке», «берегах»,

                                     Рокочу я громким громом

                                    И реву звериным ревом

                                    Вот тигриным, например.

                                    Мое имя - буква «эр»!

1        ученик:               Извините, я не знал.

2        ученик:               Но он правильно читал!

 

-Какую ошибку сделал мальчик?

- Как вы думаете,  какая буква будет главная  сегодня на уроке? (Буква «р».),   - Мы повторим с вами всё о букве «р».

- Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные)

Физминутка

  • Встаньте,  у кого в имени есть буква «Р».
  • Встаньте,  у кого в фамилии есть буква «Р».

Давайте потренируемся произносить звук «р»

Скороговорка: (Слайд №       )

Проворонила ворона воронёнка.  

Отработаем темп и громкость чтения. Произнести сначала: медленно, с ускорением, быстро. Тихо, громко, шепотом.        

-О ком говорится в скороговорке?

-Что сделала ворона? (проворонила воронёнка)

- Что значит проворонила? (проглядела, упустила, прокараулила)

-Что вы знаете о вороне?

-А я знаю историю, как ворона научила  мальчика произносить звук «р».

 - Сегодня на уроке  мы  познакомимся с рассказом  « Как мальчик Женя учился говорить букву эр». (Слайд №       )

- Назовите фамилию писателя, с  которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд №       )

В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…

II. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (Слайд №       )

   Евгений Иванович  Чарушин родился 29 октября  1901 года г. Вятке (нынче Киров). (Слайд №       ) Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина  -  садовод.   Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

   Евгений Чарушин рисовать начал очень  рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и  птиц.

    С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому  Чарушину определиться в дальнейшей жизни. (Слайд №       ) Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. (Слайд №       ) Позже  Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. (Слайд №       ) Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.  За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

    Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

2. Первичное чтение  текста.

Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

3. Первичное восприятие рассказа.

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

-  Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить    правильно некоторые звуки?

         - А как менялось настроение мальчика?

 - Кто помог ему произносить звук «р»?

         - Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»?  ( Упорность, настойчивость, целеустремленность,  терпеливость).

Физминутка (если услышите в слове звуки Р Р*, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.)

4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (Слайд №       )

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем  трудные слова.

                  не-пра-виль-но                      вы-го-ва-ри-вать

                  не-вы-со-кий                         по-лу-ча-ет-ся

                  при-ле-те-ла                          рас-ка-ты-ва-ет-ся

                  по-лу-чи-лось                       об-ра-до-вал-ся

                  по-смот-ре-ла                        то-ро-пит-ся

                  на-кло-ни-ла                          ра-ду-ет-ся

                  при-щёлк-ну-ла                    вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

 

5.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

– Какие слова предлагали  сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте)

-А трудно ли  Жени было научиться произносить звук  «Р»? (Найдите это в тексте)

-А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»?   Найдите в тексте эти слова.

 -Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида»,           «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам  и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

 Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.

6. Работа в парах (слайд 12)

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному   рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 ряд читает.        

Терпение и труд все перетрут.    

                                       Кто не работает, тот не ест.

                Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

Слушают рассказ учителя о писателе.

Первичное восприятие текста учениками.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.

Осуществляют профилактику переутомления.

Читают трудные слова.

Читают рассказ «цепочкой».

Отвечают на вопросы, используя выборочное чтение.

Придумывают свой заголовок к тексту.

Работают в парах

Рефлексия

(Слайд №       )

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»

Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК  «Школа России», авторы  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся со звуком [э] и буквами Э(э).Задачи урокаДидактические:1. познакомить обучающихся со звуком [э], заглавной печатной и с...