Главные вкладки

    Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Гостюхина Любовь Владимировна

    Технологическая карта урока по обучению грамоте (чтение) на тему  "Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) 1 «А» КЛАСС

    Тема: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

    Тип: Изучение нового материала

    Задачи:

    - создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е.Чарушина, его произведением;

    - содействовать совершению навыков чтения, развития устной речи учащихся.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - продолжить работу по формированию читатель-ских умений, анализировать художественное произведение;

    - устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

    - содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

    - способствовать обогащению словаря учащихся.

    Метапредметные:

    - определять и формировать цель деятельности на уроке;

    - учить принимать роль в учебном сотрудничест-ве; контролировать процесс и результаты деятельности;

    - учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

    - развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь);

    - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

    - формулировать собственные мысли, высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.

    Личностные:

    - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения;

    - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

    - высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

    Межпредметные связи: физкультура, тема «Осанка».

    Ресурсы урока: Азбука 2 часть (В.Г.Горецкий и др.), портрет Е.И. Чарушина, презентация.

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя:

    Содержание деятельности обучающихся:

    Мотивация познавательной деятельности

     Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро. (Слайд №    )

        - Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

    Речевая разминка

    - Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

         Чистоговорки  (Слайд №       )

    Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

    Ра-ра-ра – начинается игра.

    Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

    Ры-ры-ры -  у мальчиков шары.

    Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

    Приветствуют учителя, друг друга.

    Эмоционально настраиваются на урок.

    Читают чистоговорки разным темпом хором.

    Актуализация необходимых знаний

    1. Отгадайте загадку:

    Буквы-значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены в ряд.
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется строй ...
    (Алфавит)

    - Сколько букв в русском алфавите?

    - А сколько гласных букв?

    - А сколько согласных букв?

    - Какие буквы не обозначают звуков?

    2. Игра «Найди лишнюю букву» (в парах)

    -У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.

    1. а, в, и, е

    2. э, я, у, ы    1ряд

    3. х, ш, м, ц

    4. р, н, з, щ     2 ряд

    5. ё, д, ь, х

    6. ф, п, ю, ч     3 ряд

    Отгадывают загадку.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Работают в парах.

    Аргументируют свой выбор.

    Организация познавательной деятельности

    І.  Постановка темы и учебной задачи урока

    -        А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
    Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.        

        Стихи читают заранее подготовленные ученики:

    1ученик:              Я теперь уже читаю,

                                         Цифры знаю, буквы знаю.

    2 ученик         (показывает на  букву «Р»): Эту тоже?

    1 ученик:               Ну а как же?!

                                          Скажет каждый во дворе:

                                          Перед вами буква «рэ».

           БУКВА Р:          Я -  не «рэ», не «рэ», не «рэ»,      
              Хоть пишусь я во, «дворе»,

                                         Ты найдешь меня в «горах»,

                                         «Тундре», «речке», «берегах»,

                                         Рокочу я громким громом

                                        И реву звериным ревом

                                        Вот тигриным, например.

                                        Мое имя - буква «эр»!

    1        ученик:               Извините, я не знал.

    2        ученик:               Но он правильно читал!

     

    -Какую ошибку сделал мальчик?

    - Как вы думаете,  какая буква будет главная  сегодня на уроке? (Буква «р».),   - Мы повторим с вами всё о букве «р».

    - Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные)

    Физминутка

    • Встаньте,  у кого в имени есть буква «Р».
    • Встаньте,  у кого в фамилии есть буква «Р».

    Давайте потренируемся произносить звук «р»

    Скороговорка: (Слайд №       )

    Проворонила ворона воронёнка.  

    Отработаем темп и громкость чтения. Произнести сначала: медленно, с ускорением, быстро. Тихо, громко, шепотом.        

    -О ком говорится в скороговорке?

    -Что сделала ворона? (проворонила воронёнка)

    - Что значит проворонила? (проглядела, упустила, прокараулила)

    -Что вы знаете о вороне?

    -А я знаю историю, как ворона научила  мальчика произносить звук «р».

     - Сегодня на уроке  мы  познакомимся с рассказом  « Как мальчик Женя учился говорить букву эр». (Слайд №       )

    - Назовите фамилию писателя, с  которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд №       )

    В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

    Используйте для этого запись.

    1. Познакомиться с творчеством…

    2. Учиться правильно, выразительно…

    3. Отвечать на…

    II. Работа по теме урока

    1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (Слайд №       )

       Евгений Иванович  Чарушин родился 29 октября  1901 года г. Вятке (нынче Киров). (Слайд №       ) Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина  -  садовод.   Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

       Евгений Чарушин рисовать начал очень  рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и  птиц.

        С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому  Чарушину определиться в дальнейшей жизни. (Слайд №       ) Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. (Слайд №       ) Позже  Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. (Слайд №       ) Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака.  За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

        Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

    2. Первичное чтение  текста.

    Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

    3. Первичное восприятие рассказа.

    – О ком этот рассказ?

    – Что он не умел делать?

    -  Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

    -Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

    -Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

    -Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить    правильно некоторые звуки?

             - А как менялось настроение мальчика?

     - Кто помог ему произносить звук «р»?

             - Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»?  ( Упорность, настойчивость, целеустремленность,  терпеливость).

    Физминутка (если услышите в слове звуки Р Р*, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.)

    4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (Слайд №       )

    - Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем  трудные слова.

                      не-пра-виль-но                      вы-го-ва-ри-вать

                      не-вы-со-кий                         по-лу-ча-ет-ся

                      при-ле-те-ла                          рас-ка-ты-ва-ет-ся

                      по-лу-чи-лось                       об-ра-до-вал-ся

                      по-смот-ре-ла                        то-ро-пит-ся

                      на-кло-ни-ла                          ра-ду-ет-ся

                      при-щёлк-ну-ла                    вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

     

    5.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

    – Какие слова предлагали  сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте)

    -А трудно ли  Жени было научиться произносить звук  «Р»? (Найдите это в тексте)

    -А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»?   Найдите в тексте эти слова.

     -Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида»,           «Упорный Женя»)

    -Чему учит нас рассказ?

    • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

    - В жизни придётся вам  и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

    Теряйте на дороге мешки и утюги.

     Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

    Теряйте и роняйте, не велика беда.

    Но только не теряйте надежды никогда.

    6. Работа в парах (слайд 12)

    Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному   рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 ряд читает.        

    Терпение и труд все перетрут.    

                                           Кто не работает, тот не ест.

                    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

    Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.

    Слушают рассказ учителя о писателе.

    Первичное восприятие текста учениками.

    Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.

    Осуществляют профилактику переутомления.

    Читают трудные слова.

    Читают рассказ «цепочкой».

    Отвечают на вопросы, используя выборочное чтение.

    Придумывают свой заголовок к тексту.

    Работают в парах

    Рефлексия

    (Слайд №       )

    Подводят итог урока.

    Оценивают свою работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

    Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

    Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

    Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

    Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...

    Технологическая карта урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс

    Технологическая карта урока по обучению грамоте (письмо) на тему: "Письмо слогов и слов с изученными буквами"....

    Технологическая карта урока по обучениюб грамоте. Чтение. 1 класс

    Технологическая карта урока по чтению. 1 класс. Тема урока: Звуки [К] и [К], буквы К,к....