Сценарий занятия "Как хорошо уметь читать"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шарапова Светлана Владимировна

Разработка занятия для "Дня открытых дверей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по литературному чтению «Как хорошо уметь читать!»

Цель: Формирование читательского интереса.
Задачи
- поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;
- привитие обучающимся и родителям навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;
- создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития обучающегося как читателя;
- совместное общение учащихся и родителей, пропаганда чтения как способа организации семейного чтения

Ход занятия

1. Организационная часть.

- Ребята, уважаемые родители, русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем людей. Я хочу обратиться к вам со словами А. Лупана:

.В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего!

   - Но если книга просто лежит на столе и никто ее не читает, то сама она ничего не сможет нам рассказать. А чтобы книга подарила нам свои знания, надо научиться читать. Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать!».

2 Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!»

(Читает ученица 1 класса)

Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать, 
Не надо к бабушке идти: 
- Прочти, пожалуйста! Прочти! 
Не надо умолять сестрицу: 
- Ну, почитай еще страницу! 
Не надо звать. 
Не надо ждать. 
А можно взять 
И почитать!

3. Поиск названий команд

   - Уважаемые гости! Вы оказались на непростом занятии. Сегодня у нас игра. Вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучших читателей. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ вы будете получать сердечко. Итак, начинаем игру.

- Вы разделились на команды. Но нет названия ваших команд. Чтобы это узнать, надо сложить пазл, отгадать героя сказки и назвать автора.

      Участники команд складывают пазл  и видят героев сказок: Кот в сапогах (Ш.Перро), Дюймовочка (Г.Х. Андерсен), Карлсон (А.Линдгрен), Буратино (А.Толстой), Русалочка (Г.Х.Андерсен),  Золушка (Ш.Перро)

  (Раздаем группам картинки с изображением героя для приклеивания сердечек)

4. Молодцы , справились! (раздаем сердечки)  Конкурс «Угадай, что это? Или кто это?»

  - Отвечайте одним словом! Вопросы задаются по очереди каждой команде.

Транспортное средство Бабы Яги. (Ступа)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Алёнушка)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка) 

Кто из обитателей болота стал женой царевича.(Лягушка) 

В чём нес медведь девочку вместе с пирогами? (Короб или кузовок) 

Этим подавился петушок. (Зёрнышко) 

На её кончике смерть одного сказочного героя. (Игла) 

Жилище Бабы Яги. (Избушка) 

Пресмыкающееся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)  

Мужское имя в сказках. (Иван) 

Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)

(дополнительные вопросы задаются той команде, которая не сумела ответить на вопрос):

 Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка) 

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому. (Колобок) 

Имя героя поймавшего щуку. (Емеля)

(Раздаются и наклеиваются сердечки)

5 «Цветик – семицветик»

– Молодцы! (приклеиваем сердечки)  Посмотрите какой у нас красивый цветок! Кто знает, как он называется? (Цветик - семицветик).  Кто написал эту сказку? (В.Катаев) А какой это цветок? (Волшебный) Почему он волшебный? (Он исполняет желания).

Правильно. Он исполнял все желания девочки Жени. Давайте теперь мы с вами исполним желания Цветика – семицветика. На  каждом лепестке написан номер отрывка  из сказки. (Участник каждой команды выбирает лепесток с номером 1, 2, 3, 4, 5, 6.  Учитель дает отрывок из сказки с этим же номером)  Вам надо вспомнить сказку, ее автора, и прочитать отрывок по ролям.

          1.Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

   Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

          Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

   Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

   Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

(К.И. Чуковский «Путаница»)

 2. А что же было с маленькой Гердой после того, как Кай не вернулся? Куда он исчез? Никто этого не знал, никто не мог ничего рассказать о нем. Мальчики говорили только, что видели, как он привязал свои салазки к большим великолепным саням, которые потом свернули на другую улицу и умчались за городские ворота города. Ох, как тянулись эти мрачные зимние дни! Но вот пришла весна, засияло солнце.
       — Кай умер, он больше не вернется, — сказала маленькая Герда.
       — Я этому не верю! — возразил солнечный свет.
       — Он умер, и больше не вернется! — сказала она ласточкам.
       — Не верим! — ответили они, и, наконец, сама Герда перестала этому верить.
       — Надену-ка я свои новые красные башмачки, — сказала она как-то утром. — Кай еще ни разу не видел их. А потом спущусь к реке и спрошу о нем.

(Г.Х.Андерсен «Снежная королева»)

     3. Пошли они вместе. Осёл идёт кричит по-ослиному, собака идёт лает по-собачьи, кот идёт мяукает по-кошачьи. Шли они, шли. Проходят мимо одного двора и видят: сидит на воротах петух и кричит во все горло: "Ку-ка-ре-ку".

-Ты что, петушок, кричишь? - спрашивает его осёл.

-Что с тобой случилось? -  спрашивает его собака.

-Может, тебя кто обидел? - спрашивает кот.

-Ах, говорит петух, пожалейте вы меня, осёл, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут. Вот и собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?

Отвечает ему осёл:

-Пойдём, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть.

(Братья Гримм «Бременские музыканты»)

   4. Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".

Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    5. – Да, да, реви хорошенько себе в усы, – сказала Багира, – придёт время, когда человеческий детёныш заставит твой голос звучать другим образом. Это будет так, или я ничего не знаю о людях.

– Вы хорошо сделали! – сказал Акела. – Люди и их щенята очень умны. Со временем он сделается нашим помощником.

– Конечно, он сделается твоим помощником в тяжёлую минуту; ведь никто не может надеяться вечно водить стаю, – заметила Багира.

Акела ничего не сказал. Он думал о времени, наступающем для каждого вожака, когда его силы уходят и он всё слабеет и слабеет, пока, наконец, стая не убивает его и не является новый вожак, которого в свою очередь тоже убьют.

– Уведи его, – сказал Акела Отцу Волку, – и воспитай его в правилах Свободного Народа.

(Киплинг «Маугли»)

    6. Кот взглянул на принцессу и смекнул: “Прекрасная жена для моего хозяина!”

– Что может быть проще, ваше высочество, – сказал он громко. – Вы найдете его завтра на прогулке там, где мельницы. Он ходит туда каждый день и считает, что нет лучшего места для раздумий.

– Отец, давайте навестим маркиза де Карабаса! – стала умолять принцесса.

Король кивнул в знак согласия, радуясь, что наконец-то сможет познакомиться с маркизом. А кот побежал во весь дух к мельнице.

– Ну, что там опять? – спросил, просыпаясь, сын мельника.

– Завтра, хозяин, твоя жизнь изменится. Всё, что от тебя требуется, – это только искупаться в реке.

– Не видел я еще, чтобы купание в реке как-то меняло жизнь. Ну, вообще-то, я не прочь искупаться.

На следующее утро сын мельника в сопровождении кота отправился на речку купаться. Только он влез в воду, как кот схватил его одежду и спрятал в кустах.

(Ш.Перро «Кот в сапогах»)

6. «Пословицы рассыпались»

  - Молодцы! (приклеиваем сердечки) К нам на конкурс бежал Незнайка. Он хотел показать нам, что тоже ходит в школу и многому научился. Но Незнайка так торопился, что упал и все слова  у него рассыпались. Помогите ему собрать пословицы и поговорки.

(Команды получают файлы со словами пословицы)

1.Книгу читаешь, как на крыльях летаешь

2. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

3. Испокон века книга растит человека.

4. С книгой поведешься – ума наберешься.

5. Будешь книги читать – будешь все знать.

6. Книга мала, а ума придала.

- Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок?

6.  –Молодцы! (раздаем сердечки).  Задание на внимание.

  - Слушая внимательно, находите на столе 2-ю букву каждого слова, которое я буду называть. Если вам удастся все сделать без ошибок, то из этих букв получится строка из хорошо известного вам стихотворения. Кто его автор?

   (Читаю слова)

СМОЛА, БОК, КРЫША, ПОЛЕ, УЗОР, ЛИСТ, УСЫ, МОЛНИЯ, КЛАД, ИНЕЙ, СЦЕНА, ГЕРОЙ, УДАР, ПЕРО, ЮНГА, ВЬЮГА, ОЧКИ, КУРТКА, ОДЕЯЛО, ПЕНЬ, ОСЛИК, АНГЕЛ, ЛЫЖИ, АЙБОЛИТ.

(Мороз и солнце, день чудесный… А.С.Пушкин)

   - Молодцы! Правильно. Послушайте это стихотворение.

 (Читает ученица 3 класса)

                                ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

-- А.С.Пушкин утверждал «Чтение – лучшее учение!»

7. Молодцы! Давайте подсчитаем, сколько сердечек набрала каждая команда?  (Выявляем победителей). Вот и подошло к концу наше занятие. Вы хорошо отвечали на все вопросы. Но сколько книг в библиотеках, сколько тайн, событий хранится в них. И для того, чтобы раскрыть все секреты, нам необходимо дружить с книгой.  Воистину, книги творят чудеса. Сколько мы знаем и умеем, благодаря им!

  8. Заполнение анкет.

Уважаемые дети и родители! Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста.

Анкета для родителей
«Роль книги в развитии читательских умений»
1. Нужны ли книги в доме? (да, нет)
2. Ваше мнение: для чего нужны книги?_____________________________________________________
3. Нравится ли вашему ребенку читать книги? (да, нет, иногда)
4. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он это делает без принуждения? (да, нет, иногда)
5. Какие книги он предпочитает читать?(о природе, войне, сказки или_________________________________________________________
6. Как вы поощряете его читательские стремления?_________________________________________________
7. Дарите ли вы своему ребенку книги? (да, нет, иногда)
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? (да, нет, иногда)
9. Считаете ли вы себя активным читателем? (да, нет, иногда)
10. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? (да, нет)
11. Как вы считаете, смогут ли другие способы получения информации полностью заменить книгу?___________________________________

Анкета для учащихся 
«Роль книги в развитии читательских умений»
1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? (да, нет)
2. Нравится ли тебе читать книги? (да, нет, иногда)
3. Какие книги ты читаешь с удовольствием? (сказки, о природе, о войне..____________________________________________________?)
4. Нравится ли тебе получать книги в подарок? (да, нет, иногда)
5. Какую книгу ты сейчас читаешь?_________________________________
6. Тебе ее подарили или ты взял в библиотеке?______________________
7. У вас дома много книг? (да, нет)
8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?__________________________________________________
9. Знают ли родители, какую книгу ты сейчас читаешь? (да, нет)
10. Беседуешь ли ты со своими родителями о прочитанной книге? (да, нет, иногда)
11. Сколько времени ты проводишь за книгой?(15-20 минут в день, раз в месяц, раз в неделю).

8. Рефлексия.

  - Я хочу вас спросить, а понравилось ли вам наше занятие. Что понравилось? Что запомнилось?

Спасибо за активное участие на занятии.  На прощание  дарим памятки правильного чтения. До свидания.

Памятка 1 для родителей

Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день

Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).

Те места, которые легко читать, читай быстрее.

Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов

Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит эта книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

Сценарий праздника "Как хорошо уметь читать"

     Материал данного мероприятия будет полезен учителям первых классов. Утренник посвящён окончанию первой учебной книги....

Сценарий праздника "Как хорошо уметь читать!"

Праздник для первоклассников можно провести после окончания букварного периода обучения грамоте или в конце учебного года. Дети готовят инсценировки, читают стихи о буквах и поют песни....

Сценарий праздника "Как хорошо уметь читать!"

Сценарий праздника для учащихся 1 классов после окончания букварного периода или в конце учебного года. В сценарий включены инсценировка, стихи и песни о буквах....