Устное народное творчество
методическая разработка по чтению на тему

Козлова Ирина Ивановна

Презентация  и конспект урока-обобщения по теме  "Устное народное творчество" в игровой форме. Занятие помогает закрепить знания по теме и донести до детей понимание о различных видах фольклора.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - игра Обобщение по теме « Устное народное творчество»

Слайд 2

ФОЛЬКЛОР- устное народное творчество

Слайд 3

1 конкурс Баллада, загадка, песня, повесть, пословица, потешка , закличка , поэма, считалка, скороговорка, рассказ, сказка, миф, поговорка, легенда, пьеса, небылица

Слайд 4

2 конкурс 1 команда. 2 команда Яблоко от яблони … Чем богаты, тем … Что в лоб, что … Пришла беда – … Цыплят по осени … Как корова языком … Новая метла … На воре и шапка … Сам заварил кашу — … Не рой яму другому – сам … Семь пятниц … На воре и шапка … Слово — серебро, молчание — …. Гусь свинье … Хорошо там, … Копейка рубль … Тише едешь — … Язык без … У страха глаза … Что упало, то …

Слайд 5

3 конкурс Без труда не вытащить рыбку из пруда. Поспешишь – людей насмешишь. Тише едешь – дальше будешь.

Слайд 6

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Век живи – век учись. Сделал дело – гуляй смело.

Слайд 7

4 конкурс считалка закличка загадка колыбельная песня небылица скороговорка

Слайд 8

5 конкурс

Слайд 11

6 конкурс

Слайд 12

7 конкурс 1 команда 2 команда

Слайд 13

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок-игра в 4 классе .

Тема: Обобщение по теме «Устное народное творчество»

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Задача: Формирование УУД

Личностные УУД

Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

Регулятивные УУД

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Ход урока.

Орг. Момент.

Дети делятся на 2 команды, придумывают название и девиз.

Объявление темы урока

Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для Вас!

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

-Сказки нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним ваши любимые сказки.

Представление команд.

   В нашей игре участвуют 2 команды. Представьте названия своих команд. (Дети озвучивают название и девиз)

Конкурсы

Наша игра будет состоять из 2-х этапов. В каждом будут конкурсы, за победу, в каждом можно получить по 3 жетона.

Первый посвящён фольклору.

-Что же такое фольклор?  (устное народное творчество)

1 конкурс.  Жанры

-Каждая команда получает конверт с карточками. Выберите только те жанры, которые относятся к фольклору.

(Баллада, загадка, песня, повесть, пословица, потешка, закличка, поэма, считалка, скороговорка, рассказ, сказка, миф, поговорка, легенда, пьеса, небылица)

Подведение итога.

2 конкурс.                 Продолжи поговорку.

1 команде.

2 команде

Яблоко от яблони …

Чем богаты, тем …

Что в лоб, что …

Пришла беда – …

Цыплят по осени …

Как корова языком …

Новая метла …

На воре и шапка …

Сам заварил кашу — …

Не рой яму другому – сам …

Семь пятниц …

На воре и шапка …

Слово — серебро, молчание — ….

Гусь свинье …

Хорошо там, …

Копейка рубль …

Тише едешь — …

Язык без …

У страха глаза …

Что упало, то …

Подводим итог.

3 конкурс         Знатоки пословиц.

К предложенным пословицам разных народов подберите подходящую русскую пословицу.

1 команда

Дагестанская:

Торопливым людям не хватает мудрости.

Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Киргизская:

Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Таджикская:

Ещё не знал никто и никогда удачи без труда.

Тише едешь – дальше будешь.

2 команда

Украинская:

И живи до старости, и учись до старости.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Малайская:

Закончил шить - оборвал нить.

Век живи - век учись.

Удмурдская:

Слово не стрела, а сердце пронзает.

Сделал дело – гуляй смело.

Подводим итог.

4 конкурс.          Фольклорные жанры.

К какому жанру народного творчества относятся эти тексты.

Для 1 команды:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

?

(считалка)

Солнышко, солнышко,

Красное солнышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут —

Тебя в гости ждут!

?

(закличка)

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

?

(загадка)

Для 2 команды.

Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке,

Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.

Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою,

                 ?

(колыбельная песня)

Из-за тучи, из-за гор

Едет дядюшка Егор.

Он на пегой на телеге,

На скрипучей лошади,

Топорищем подпоясан,

Нараспашку сапоги,

На босу ногу кафтан,

А на голове карман.

?

(небылица)

От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

?

(скороговорка)

Подводим итог.

5 конкурс.                  Знатоки сказок

Угадайте сказки по рисункам.

Какая команда первая поднимет флажок, та и отвечает .

  1. Петушок и бобовое зернышко
  2. Гуси-лебеди
  3. Два Мороза
  4.  Иван – царевич и серый волк
  5.  Колобок
  6.  Лиса и журавль
  7.   Маша и медведь
  8.  Морозко
  9.  Мужик и медведь
  10.  По – щучьему веленью
  11.   Пузырь, соломинка и лапоть
  12.   Репка
  13.  Теремок
  14.   У страха глаза велики

Подводим итог.

6 конкурс.                 Чёрный ящик.

Команды по очереди достают из ящика предмет, , называют русскую народную сказку, в которой он встречался.

(В ящике: клубок, яблоко, скатерть, кувшин, пирожок, соломинка, ведёрко, боб.)

Подводим итог.

7 конкурс.             Зоологический.

1 команда

2 команда

медведь

лиса

гусь

кот

мышь

заяц

собака

волк

лягушка

щука

Подводим итог.

8 конкурс .               Задавайте вопросы

 Ребята каждой команды должны придумать по 3 вопроса по русским народным сказкам для команды-соперника. За каждый правильный ответ по 1 жетону.

Подводим итог

Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. Мы- продолжатели традиций, должны знать и передать своим детям эти источники мудрости и добра.

Итак, наш первый этап окончен. Подведём итоги. Команды набрали следующее количество жетонов: …

У отстающей команды ещё есть шанс на победу. Мы переходим ко 2 этапу нашего соревнования.

2 этап               Театр сказки.

На столах лежат комплекты масок к 4 сказкам.

Теремок

Колобок

Репка

Петушок и бобовое зёрнышко

Выберите любую сказку и представьте её нам на обозрение. На подготовку даётся 5 минут.

Команды сейчас посовещаются и огласят решение.

(Команды показывают сказку)

Подводим итог .

Рефлексия

-Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

- Было ли оно полезно и интересно для вас? Почему?

-Довольны ли вы своим участием в работе команды?

-Кто из ребят вас поддерживал сегодня?

-Кому вы оказали помощь?

- Насколько просто или сложно было принимать совместные решения?

- Какими качествами должны обладать члены команды, чтобы работать сплочённо и побеждать?

-Оцените себя. Выберите смайлик соответствующий вашей самооценке.

Спасибо за внимание. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

Устное народное творчество Кубани.

Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...