Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения   в 3  классе

учителя начальных классов

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Ельниковой Натальи Васильевны

УМК:  «Школа России»

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: «Устное народное творчество. Русские народные песни».

Цель урока:

- актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

- углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

 Формировать УУД:
Предметные: 
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
• Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Метапредметные: 
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Личностные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность, навыки сотрудничества.


Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
Предполагаемый результат:

Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.

формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.

Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.

Развитие  речи, памяти.

Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.

Воспитание потребности в общении с народным искусством.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Организация направленного внимания на начало урока

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
(Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)

Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
Запись на доске. 
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать сое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.

Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.

Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют  для чего их нужно выполнять.

2.Актуализация знаний, мотивация.

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Речевая разминка.

Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну.

А что это за страна вы сейчас узнаете.

 Прочитайте стихотворение.

Коляда, коляда,
Приходи из далёка,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты — сани
Покатили сами -
От села до села,
Коляда весела.

- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.


- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?

- Кто придумал эту песню?

Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.

Колядку.

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание  колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок)

3. Постановка цели и задачи урока.

Выдвинуть предположение  о теме и целях предстоящего урока.

Словарная работа.

- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни».

 – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?


А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.  

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

- К какому жанру можно отнести колядки?

Дети  высказывают свои предположения о  целях урока; отвечают на вопросы учителя.

Это песни.

4. Первичное восприятие произведения.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

1) Беседа о русских народных песнях.

– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)

- Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.

- Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?

Песни бывают:

- Колыбельные песни;

- Песни-потешки;

- Заклички;

- Шуточные песни;

- Плясовые песни.


- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.

Чтение стр.14-15.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен.

5.Выявление особенностей восприятия  (проверка восприятия)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

- Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
-  По исполнению, какие это песни?

- Когда исполнялись эти песни - заклички?

- К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.

- Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.

- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.

- Кто подразумевался под образом лебёдушки?

- Когда молодая девушка покидает свой дом?

- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»

- Прочитайте песенку на стр. 17.

- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

Физминутка.

- Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?

Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают  самостоятельно песни.

6.Повторное восприятие

(перечитывание)

Углубить восприятие произведения

Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.

Чтение песен вслух.

7.Рефлексия деятельности

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания?

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

 - Как оцениваете свою работу?

Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается.

8. Домашнее задание

Закрепить умения, полученные на уроке

Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.

Дети записывают домашнее задание в дневник

Оценочная деятельность

Дать оценку, полученным знаниям.

Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.

Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...