Урок литературного чтения во 2-ом классе
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Гайфуллина Ильзира Ринатовна

И.Бунин стихотворение « Розы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_liter.chtenie_3_klass.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока.

1. Общая готовность детей к уроку.

2.Концентрация внимания детей.

I этап.

Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.

1.Актуализация знаний.

2.Знакомство с писателем.

3. Опора на имеющиеся знания и опыт учащихся

4.Появление темы урока

5.Антиципация

6.Презентация,

значение цветов роз.

Опора на опыт учащихся

7.Постановка целей урока

-Здравствуйте, дети, тихонечко садитесь. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Меня зовут Ильзира Ринатовна.

-Ребята, на уроке нам понадобится:

 учебник по литературному чтению, ручка и раздаточный материал (для рефлексии).

-У всех всё лежат на партах? (Да)

-Хорошо, тогда, сядьте все ровненько, ноги вместе, спинки прямые. Молодцы! Теперь можно приступать к работе.

Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомните:

-В каком разделе вы начали работать? (Природа летом)

-С произведениями каких авторов вы познакомились?                ( Есенин, Чехов, Толстой, Тургенев).

-В каких жанрах они писали?

( Есенин-стихотворение, Чехов-повесть, Толстой- повесть, Тургенев- стихотворение в прозе)

- Какого писателя вы еще видите? Известен он вам?                ( И.Бунин)

-Какие-то его произведения вы читали? Что слышали о нем?

- А сейчас я дополню информацию о нем. Слушаем внимательно.

Иван Бунин - знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии, которую вручают за большие заслуги в литературе. Родился в 1870 году в Воронеже,  в небогатой дворянской семье. Детство и юность провел в деревне. Начальное образование получил в домашних условиях, учителя приходили домой, так было принято раньше(обучал домашний учитель). Затем учился в гимназии.

Бунину нравились стихотворения Пушкина и Лермонтова. Он, как и они, свои стихотворения начал писать рано, в 17 лет.

Жизнь его сложилась так, что он долгое время жил вдали от Родины.

Почти вся его жизнь состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Но, несмотря на то, что он находился вдали от Родины, Бунин продолжал писать различные произведения и мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось.

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить.
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. 

- Сейчас я вам прочитаю определение жанра. Подумайте и назовите его. С места не выкрикивайте.

- Поэтический жанр; небольшое произведение, написанное стихами, которое отражает внутренние чувства человека. (Стихотворение)

-Верно, ребята. Как называется стихотворение, с которым мы познакомимся, вы узнаете, прослушав музыку. (Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

-Кто узнал эту музыку? Назовите фамилию композитора.

-Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)

-Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс? (Розы, лилии)

-Кому хотелось бы увидеть этот танец хоть одним глазком? Кивните мне! Очень часто на балах выбирают королеву бала! Как вы думаете, какой цветок смог бы оказаться самым прекрасным на этом балу?

-Действительно, розы!

-Верно. Как будет называться стихотворение? О чем мы будем говорить? ( И.Бунин стихотворение « Розы»)

-Как вы думаете, о чем же будет идти речь в данном стихотворении? ( О розах, о природе)

-Посмотрите на экран, что вы видите? (Розы).

-Какие же они красивые! Чем они отличаются? (Цветом)

-Какие цвета вы видите? (Красный, розовый, желтый, белый)

-Верно. А вы знали, что определенный цвет роз, имеет свое значение?!

-Да, имеет, сейчас расскажу вам об этом.

-Розы могут сказать о многом и прежде всего о чувствах человека. Выбирают эти цветы в качестве подарка.

Белый цвет-символ чистоты, честности.

Красный цвет - символ настоящей любви. Также преподносят в знак восхищения и уважения. Запах красных роз удивителен по-своему.

Желтый цвет - символ радости, счастья, дружбы.

Розовый цвет - символ симпатии, гордости, вежливости, чувство восхищения и нежные эмоции.

-Ну вот, ребята, теперь вы будете разбираться в цветах роз. Выбирая цветы для подарка, маме или бабушке, например, будете выбирать подходящий цвет роз.

-Какие цели мы поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать? (прочитать стихотворение, проанализировать, узнать, о чем это стихотворение)

-Хорошо, а теперь посмотрите на экран и прочитайте.

1.Познакомиться с творчеством писателя и его стихотворением «Розы», проанализировать.

2.Определить тему и идею стихотворения.

Приветствие.

Следуют указаниям учителя.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание

Свободное владение прошлым материалом.

Размышление.

Выдвижение версий.

Изложение своего мнения.

Участие в диалоге, в беседе.

Слуховое восприятие.

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Размышление.

Изложение своего мнения.

Звуковое восприятие.

Участие в диалоге.

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи

Умение самостоятельно сформулировать тему урока

По названию определение смысловой направленности текста

Выдвижение версий.

Изложение своего мнения.

Умение формулировать цели урока

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

1.Подготовка к первичному чтению:

Словарная работа

2.Первичное восприятие текста

3.Проверка первичного восприятия

4.Мотивация перечитывания и анализа произведения

5.Опора на имеющиеся знания и опыт учащихся

III этап.

Вторичное чтение и анализ

1.Чтение 1-ой строфы одним учащимся

2.Чтение 2-ой строфы, жужжащее чтение

3.Чтение 3-ей строфы, выборочное чтение

4.Чтение 4-ой строфы хором

5.Чтение 5-ой строфы учителем

IV этап

Обобщающая беседа по содержанию в целом.

1.Выразитель-

ное чтение

2.Работа с иллюстрацией

3.Работа над заглавием

4.Подведение итогов

V этап

Этап рефлексии

Домашнее задание

-Прежде, чем приступим к чтению стихотворения, проведем словарную работа.

Лепились - располагались.

Лазурь - светло-синий цвет.

Сумрак - темный, мрачный

 Истома - чувство приятной расслабленности.

Зыбкий- неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.

Томные – тяжкие.

Очами-глазами.

-Хорошо, молодцы.

-А сейчас я вам прочитаю стихотворение, слушаем внимательно. Учебники у всех закрыты.

-О чем стихотворение?  (О летнем дне, о розах)

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение)

-О чем заставило задуматься это стихотворение?

-Хорошо, ребята. А теперь откройте учебники на стр.101.

- Теперь, каждый читает это стихотворение про себя, очень вдумчиво и внимательно. Начинайте.

-Какое природное явление нарисовал Бунин? (Картина летней грозы)

-В каких произведениях вы уже знакомились с этим природным явлением?

-Какая она: (гроза)

Страшная, как у Чехова,

Долгожданная и живительная ,как у А.Толстого,

Стремительная ,как у Тургенева?

-Нет. А какая она? (гроза у Бунина не страшная, не долгая, она, как утреннее умывание…)

-Верно, ребята.

- Как вы думаете, откуда наблюдает поэт картину, которую описывает в своем стихотворении? (Из своего окна)

-Сейчас будем читать стихотворение по строфам и найдём строчки, в которых можно увидеть краски и услышать звуки летнего дня.

 -Кто знает, что такое строфа? (Это повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов (это одна строчка, одно предложение), связанных по смыслу, по интонацию).

-Читает 1 ученик.

- Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?

(Летний, солнечный, жаркий день)

- С чем сравнивает Бунин розы? Какого они цвета?

(Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» - то есть, алые, красные.)

–  Как поэт говорит о доме? Что значит сумрак?

(Дом тёмный, сумрачный, мрачный, а розы его украшают)

–  Почему нас не пугает, не портит нашего настроения этот «прохладный сумрак дома»?

(В нём прохлада, там можно укрыться от жары, в его окна «глядит зелёный сад», о саде говорится как о живом существе)

–  Что значит «знойный сад»?

(Он залит солнечным светом)

– Еще  раз напомните, что означает слово «истома».

(Чувство приятной слабости, расслабленность, усталость, вялость)

–  «Истома струила сладкий аромат». Что это за аромат сена? Почему он сладкий?

(Запах трав, цветов, он очень приятный)

-Выберите слова, которые  рисуют нам летний день.

(Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)

-Такие слова в литературе называются эпитеты-художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.

-Найдите в 3-ей строфе глаголы, с помощью которых автор передает звуки? Прочитайте их. ( Грохотал, пели, звенели, день сиял)

-А в этих строфах Бунин рисует картину летней грозы. Какая она? (Она не страшная, не долгая, она как утреннее умывание)

-«Потоки голубых ливней шумно пробегали» – О чем это говорит? Долгой ли была гроза? (Ливень быстро проходил, омыв землю)

-Заметили, что второй раз повторяются эти слова «день сиял»? Почему?

-Что означает «млели розы»? (В состоянии истомы, расслабления)

-И снова мы видим розы – прекрасные цветы, но какие они теперь? (Они завяли)

-  Недолгая жизнь у цветов. И всё же, какими мы видим розы? (Они улыбаются сквозь слёзы, глазами полными огня).

-Что это за слезы? (Капли дождя)

-Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы?

(Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят)

 

- Можно ли сказать, как относится к розам сам поэт       И. Бунин?

(Он их любит, и сожалеет об их короткой жизни)

-Какой же летний день у Бунина? (Пламенный, жаркий, душный, истома – и гром, голубые ливни. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни.)

-Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а к примеру, не об одной? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе. Помогать друг другу.

-Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это произведение? Что он чувствовал? (Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью. Любовался гармонией и красотой природы)

-В записках автора есть одна фраза “начинается пора прелестных облаков”. Бунин очень любил работать летней порой – “порой облаков”, “ порой дождей”, “порой цветения”. Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и притягательные. Читая Бунина, видишь цвет и свет, чувствуешь запахи и слышишь звуки

-Мы с вами поработали над содержанием, познакомились с автором, а сейчас нам нужно поработать над выразительным чтением.

-Что же нужно учесть при выразительном чтении это стихотворения!

-Нужно передать эмоции, настроение; проникнуться чувством лирического героя, раздумывать вслух.

-Значит, постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

-Несколько человек прочитают нам стихотворение. Кто желает выразительно прочитать? (Читают 2-3 ученика)

-Молодцы! Ребята, сейчас оцените выразительное чтение этих учеников. Встают ученики, которому понравилось чтение 1 ученика, 2 ученика, который смог донести нам красоту летнего дня.

-Рассмотрите иллюстрацию в книге, на стр.101.

-Согласны вы с тем, как проиллюстрировал художник это стихотворение? (Дети высказывают свои мысли, очень много возникает картин, возможно это одна из них!)

-Радуга – предвестник чуда, счастья! Окно!

-Какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

-Почему же И.А.Бунин назвал своё стихотворение “Розы”, а не летний день? Как вам кажется? (Розы вдохновили поэта на творчество!)

- О чем заставил нас задуматься И.Бунин? Какие картины летнего дня мы сегодня представили на уроке?

-А теперь, ребята, вы видите, у вас на столах лежат розочки. Возьмите и прицепите их к карточке желтого цвета, кто на уроке все понял. А у кого не все получилось, и что-то не понял, на синий картон.

-Молодцы, многие справились.

-Открываем дневники, записываем домашнюю работу:

 нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Спасибо, за урок! Вы большие молодцы! До свидания!

Готовность к чтению, выявление словарного запаса

Слежение, слушание

Слуховое восприятие

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, ее адекватность к тексту.

Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании.

Проявление внимания к суждения товарищей.

Размышление. Изложение своего мнения

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируя свою точку зрения

Умение отвечать развернуто, используя элементы пересказа.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируя свою точку зрения

Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

Выделение основного в тексте

Выдвижение гипотез, формулирование аргументов.

Выделение основной идеи текста.

Умение выразить свои чувства, мысли.

Слуховое восприятие.

Проверка выразительного чтения

Соотнесение текста с иллюстрациями

Сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника

Определение «характера» заглавия, что оно отражает.

Демонстрация главного итога.

Оценка и рефлексия собственной деятельности

     Учитель ________                                

     Методист ________

Дата: 28.10.2015

Класс: 3 Б

Предмет: литературное чтение

Тема: Стихотворение «Розы» И.Бунина

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:
Деятельностные:

- формирование и совершенствование знаний учащихся о писателе, о его стихотворении «Розы»;

- формирование и совершенствование навыков чтения стихотворения.

 Образовательные:

- познакомить с творчеством и стихотворением И.Бунина « Розы»;

- обогащать и расширять словарный запас учащихся;

- формировать и совершенствовать навыки работы со стихотворением.

Развивающие:

-совершенствовать навыки правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; развития речи учащихся;

- развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы;

- развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

- формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь.

Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, к цветам;

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать сознательную дисциплину;

- воспитание коммуникативных умений в работе в парах (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

Методы и приемы: наглядный; объяснение учителя; беседа, частично-поисковый.

Наглядность и оборудование: учебник «В одном счастливом детстве» программа 2100; раздаточный материал (для рефлексии); презентация.

Практикант: Гайфуллина Ильзира Ринатовна

Учитель: Барыева Гульчачак Мингазовна

Методист: Ларина Ольга Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....