Урок- исследование. В.Даль «Старик-годовик».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

На уроке ученики учатся  формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Даль «Старик-годовик». Урок- исследование.

Цели:

  • формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.

Оборудование: карточки с загадками и сказками, учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.

Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.

Мультимедийное приложение: презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент   (слайд 1)

Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – закрывают лицо руками.

Персонажи: Баба-яга,  Дюймовочка,  Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока  (слайд 2)

Задание:

У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой,  кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)

1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.

2.  Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!

3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?

4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

-На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки).

-Почему вы их так разделили? По каким признакам? Прочитайте отрывки из сказок, из загадок.

(слайд 3)

- А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой? 
(Обсуждают в группах)

- Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет,  и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.

Шифровка

Т   А   С   И   К   Р   -   Д   О   Г   О   К   И   В
2   3     1    5   6    4        3    4    1   2   7    6    5

(Старик-годовик)

- Подумайте, о чем будет это произведение? (слайды 4, 5)

-К этому уроку каждый экипаж нашего класса готовил своё задание: кто-то рисовал рисунки и писал сочинения миниатюры. А кто- то проводил настоящие исследования. 2 экипаж узнал много о таком человеке, как В. И. Даль. Ведь именно с его произведением мы будем знакомиться на уроке.

Биография В.Даля (слайд 6)в изложении группы учащихся.

1 ученик:

Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф. Родился в городе Луганске в небогатой семье врача. С детства он мечтал о море и профессии врача. Целых 6 лет он плавал по морям в звании мичмана (помощника капитана).

2 Ученик:

Владимир Даль всегда восхищался профессией врача. Он выучился на хирурга- окулиста. Владимир Даль был замечательным хирургом, который мог оперировать как левой, так и правой рукой. Он спасал жизни солдат  и мирных жителей.

3 ученик:

Владимир Даль ещё в детстве заметил,  как по-разному звучит речь у простого народа. У него появилась мысль составить словарь. С 18 лет Владимир записывал в свою книжку все  интересные  выражения и слова. Старался находить их корни и происхождение.

4 ученик:

Владимир Даль дружил с писателями Иваном Крыловом, Николаем Гоголем, Владимиром Жуковским, Александром Пушкиным.  Все они поддерживали его начинания. Предлагали ему писать книги о русском народе.

5 ученик:

53 года Владимир Иванович  занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. Владимир Иванович в шутку называл его «Живаго».  Словарь помогает нам овладеть прекрасным и могучим русским языком. Почти всю жизнь Даль собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

III.  Работа по новой теме

1) Чтение произведения учителем. 

- Почему сказка-загадка? (Сказка: волшебные птицы, вымысел. Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.)

– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте задание в конце страницы.

 2)  Чтение по абзацам учениками.

Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. 

- Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.

- Какие первые три птицы полетели?

 - Как догадались?

–Назовите зимние месяцы по порядку.
–Как догадались, что речь идет о зиме?  
(«Повеял холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали. ( слайд 7)

- Назовите 2-ю тройку. 

–  Что это? (Рассказывается о весенних месяцах)
–  Найдите в тексте признаки весны. 
(«Снег стал таять, на полянах показались цветы»)
–  Перечислите названия весенних месяцев.
–  Это вторая загадка,  которую мы разгадали.

- Какие птицы вылетели в 3 раз?

 - Что происходит в эти месяцы?

-Какие слова помогли нам представить картину лета?

-  Как  называются эти слова в русском языке? (Синонимы)

- Найдите и запишите на досочках синонимы, которые вы встретили в 3 абзаце.

 -  Что означают слова: жарко, душно, знойно.

  ( Жарко- жаркая, горячая (погода). Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание. Знойно- сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).

  - Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом).

 - Дополните синонимический ряд (тепло, пекло). 

– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)
–  Назовите по порядку летние месяцы.
–  Это третья загадка, которую мы разгадали.
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.
–  Назовите признаки осени. 
(«Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.» )
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
(слайд 10)

  Физ.минутка.

- К уроку каждый экипаж рисовал рисунки любимого времени года, писал небольшие сочинения-миниатюры. Я предлагаю 1, 3, 4,5 экипажу выйти к доске. (слайды 12-16)

1) И.З.Суриков «Зима»

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

3) С.А. Есенин «С добрым утром!»

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

2) А.Н.Майков «Весна»

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с черной вышины!

4)  И.А.Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой,  пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

1 ученик:

Наш экипаж нарисовал зиму. Зима это снежные горки, каток. Можно поваляться на снегу, поиграть в снежки. Зимой мы празднуем самый замечательный праздник - Новый год!

2 ученик:

На рисунках нашего экипажа вы видите весну. Весной природа просыпается. Тает снег, текут ручьи, появляются первоцветы.

4 ученик

Наш экипаж рисовал осень. Осень это пора листопада, богатого урожая. В лесу тишина, а под ногами золотые,  багряные листья.

3 ученик:

Наш экипаж рисовал лето. Лето это длинные, жаркие, солнечные дни. Можно загорать, купаться, играть, путешествовать с родителями. Лето – это каникулы!

- Да, все времена года хороши по-своему. Вы могли в этом убедиться в, если вспомните рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

– Прочитайте последний абзац. ( слайд 11)
–  Что поняли? 
(«Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.) 

Трудно ли было отгадать загадку, которую загадал нам Даль. Почему?

 - По заголовку мы догадались, что это за старик?  Итак, мы отгадали все загадки. А что же в этом произведении сказочного?  (Сам герой – старик-годовик)
–  Каким вы его представляете? Откуда такое странное имя? Посмотрите каким его представил художник – иллюстратор В. Ильин.

  - Тема сказки – волшебник Старик-годовик.

 -  В чём главная идея сказки? Что хотел нам поведать своим произведением В. Даль?

 (Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.

Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…)

IV. Итог урока

– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?

Домашнее задание: напишите сказку-загадку.

V.  Рефлексия.

– Ребята, а сейчас вы при помощи «смайликов» покажите свое настроение на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Урок по литературному чтению 2 класс. В.Даль "Старик - годовик"

На уроке ученики проявляют свои творческие способности, закрепляют знания устного народного творчества, показывают своё умение работать в группе....

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....