Доклад «Приобщение детей к чтению с раннего возраста»
материал по чтению (1 класс) на тему

Стручкова Елена Гаврильевна

У каждого поколения существуют свои проблемы, вопросы, требующие решения. В наше время главным вопросом стал вопрос «Почему дети перестали читать?». Однозначного ответа на это нет, но необходимо выяснить причины этого явления. Сейчас технологический прогресс идет семимильными шагами. Это стало препятствием тому, чтобы дети читали книги.  В мире появились библиотеки без книг. Родители не заинтересованы собирать домашнюю библиотеку, как раньше.

            Любую информацию можно быстро получить из всемирной паутины. Эта информация дается на русском языке. Для национальных школ это стало палкой о двух концах: с одной стороны, информации много, с другой, - вся информация дается на русском языке, и ребенок постепенно отвыкает от родного языка. Читать произведения на родном языке дети могут только в библиотеке, по книгам. Перед родителями и педагогами стоит задача – приобщение детей к чтению с раннего возраста.

            Цели работы:

- проведение анкетирования среди учителей и родителей;

- организация эксперимента;

- выявление способов , приемов приобщения детей к чтению;

- изучение, выявление трудностей, встречаемых детьми при чтениипроизведений на якутском языке.

Гипотеза: Учитывая физическое и психическое развитие младшего школьника, выбрав оптимальный способ приобщения детей к чтению на родном языке, правильно проводя занятия, используя нужные методические приемы, можно добиться интереса детей к систематическому чтению.

Задачи:

  1. Проработать психолого-педагогические, методические труды;
  2. Разобрать программу для внеклассного чтения;
  3. Проанализировать отношение ученика, родителя, библиотекаря, учителя к чтению;
  4. Выявить основные приемы привлечения к чтению;
  5. Организовать проверку знаний, умений, навыков чтения;
  6. Выяснить особенности привлечения к чтению.

Методологическая основа работы:

- труды психологов, педагогов о чтении;

-периодическая литература.

Новизна: Систематизация приобщения детей к чтению на родном языке, выявление основных периодов чтения.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической, методической литературы;

-проведение экспериментов;

-анкетирование;

-беседы с учителями, родителями, библиотекарями.

Практическая значимость: Работа будет полезна учителям, библиотекарям, студентам, занимающимся со школьниками-якутами.

Апробация: Работа апробирована в МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Протодьяконова-кулантая» Усть-Алданского улуса РС(Я).

Содержание: Вступление, две главы, заключение, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_seg.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Приобщение детей к чтению с раннего возраста»

        У каждого поколения существуют свои проблемы, вопросы, требующие решения. В наше время главным вопросом стал вопрос «Почему дети перестали читать?». Однозначного ответа на это нет, но необходимо выяснить причины этого явления. Сейчас технологический прогресс идет семимильными шагами. Это стало препятствием тому, чтобы дети читали книги.  В мире появились библиотеки без книг. Родители не заинтересованы собирать домашнюю библиотеку, как раньше.

        Любую информацию можно быстро получить из всемирной паутины. Эта информация дается на русском языке. Для национальных школ это стало палкой о двух концах: с одной стороны, информации много, с другой, - вся информация дается на русском языке, и ребенок постепенно отвыкает от родного языка. Читать произведения на родном языке дети могут только в библиотеке, по книгам. Перед родителями и педагогами стоит задача – приобщение детей к чтению с раннего возраста.

        Цели работы:

- проведение анкетирования среди учителей и родителей;

- организация эксперимента;

- выявление способов , приемов приобщения детей к чтению;

- изучение, выявление трудностей, встречаемых детьми при чтениипроизведений на якутском языке.

Гипотеза: Учитывая физическое и психическое развитие младшего школьника, выбрав оптимальный способ приобщения детей к чтению на родном языке, правильно проводя занятия, используя нужные методические приемы, можно добиться интереса детей к систематическому чтению.

Задачи:

  1. Проработать психолого-педагогические, методические труды;
  2. Разобрать программу для внеклассного чтения;
  3. Проанализировать отношение ученика, родителя, библиотекаря, учителя к чтению;
  4. Выявить основные приемы привлечения к чтению;
  5. Организовать проверку знаний, умений, навыков чтения;
  6. Выяснить особенности привлечения к чтению.

Методологическая основа работы:

- труды психологов, педагогов о чтении;

-периодическая литература.

Новизна: Систематизация приобщения детей к чтению на родном языке, выявление основных периодов чтения.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической, методической литературы;

-проведение экспериментов;

-анкетирование;

-беседы с учителями, родителями, библиотекарями.

Практическая значимость: Работа будет полезна учителям, библиотекарям, студентам, занимающимся со школьниками-якутами.

Апробация: Работа апробирована в МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Протодьяконова-кулантая» Усть-Алданского улуса РС(Я).

Содержание: Вступление, две главы, заключение, приложение.

Глава 1. Теоретические основы приобщения детей к чтению

  1. Физическое развитие младшего школьника

С 6-7 лет в жизни ребенка наступает важный период. На этом этапе происходит функциональное совершенствование головного мозга, а также других органов и систем. Заканчивается дошкольный возраст, ребенок прощается с детским садом. Впереди поступление в школу, а значит, большие изменения в режиме дня, трудности адаптации к новым условиям, новому детскому коллективу. Задача родителей — помочь ребенку пройти этот период безболезненно, подготовить его и поддержать, если возникнут сложности.

Пропорции тела у детей седьмого года жизни приближаются к взрослым. У них сильно вытягиваются руки и ноги, туловище, относительно остальных частей тела, становится короче. Скелет интенсивно растет, а мышцы еще слабо развиты. Потому длительные статические нагрузки приводят к нарушениям осанки. Детям надо правильно организовывать рабочее место, делать передышки во время уроков. Большое значение имеют физические упражнения на переменах. Неплохо, если ребенок ходит в спортивную секцию.

Семилетние дети выдерживают интенсивные физические нагрузки. Они проходят пешком несколько километров, можно их смело брать в однодневные походы. Ребенок может пробежать в быстром темпе около 30-40 метров. Прыгает с места на 40 см, а с разбега — на метр. Легко подпрыгивает на правой и левой ноге. Играет с мячом, может легко попасть в цель с нескольких метров. Дети умеют прыгать со скакалкой, катаются на двухколесном велосипеде, плавают. Нервная система и рефлексы развиты пока слабо, они не контролируют еще всех движений. Потому дети не могут быстро выполнять упражнения, стартовать по сигналу.

Мелкая моторика рук интенсивно развивается, но пока не совершенна. Потому во время уроков руки у деток устают. Ученику легче писать и рисовать в тетради крупные буквы и фигуры. Параллельные и прямые линии получаются не слишком точные. Детям иногда трудно правильно определить и отобразить на бумаге наклон буквы, выписать сложные элементы. Зато лепка, аппликация, нанизывание бусинок, пазлы, складывание конструкторов у малышей получаются намного лучше, чем раньше. Прикладным занятиям уделяйте как можно больше внимания. Они помогут развивать мелкую моторику и улучшить письмо у детей.

  1. Гигиена чтения и письма

Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6–7-ми лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей. Формирование у них кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координаций. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6-ти и 7-ми лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6-ти лет 5,20 с и 7-ми лет – 1,98 с. В III классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5–4,4 раза. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32–49,8%, во II классе – 23–32,9% и в III классе – 17–19%.

Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом).

Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в I-II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма – 3 мин.

На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2-3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.

Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные упражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, сверху вниз, по горизонтали. Вырезание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.

В III–V классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20-ти мин.

Нормативы продолжительности письма получены при соблюдении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I–III классов рассчитывается объем домашних заданий и диктантов.

Гигиена чтения. Чтение – также весьма затруднительный для учащихся I–IV классов процесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно утомительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному тексту (строчке). У младших школьников со слабо сформированным навыком чтения число обратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований непрерывная целесообразная продолжительность чтения составляет для учащихся I класса 7–10 мин., II класса – 15 мин. и III класса – 20–25 мин. Трудность чтения усугубляется, если полиграфическое оформление учебников не отвечает требованиям гигиены.

Как и при письме, наиболее физиологична удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) – 24–25 см для учащихся I–IV классов и 30–35 см – для подростков, юношей и девушек.

Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения и письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим наклоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170°). Больший же наклон корпуса (145°) вперед становится неблагоприятным, поза крайне утомительна. Затруднено чтение и письмо при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Учащиеся должны иметь возможность менять позу во время занятий.

В современный учебный процесс все больше включаются технические средства обучения, радио, кино, телевидение. Плотность таких уроков существенно повышается за счет сокращения времени на малоэффективную работу. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями для учащихся 8–10-ти лет составляет на уроках русского языка 20–25 мин, а математики – 15–20 мин. На уроках чтения рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве наглядных пособий.

  1. Психологические особенности и педагогические требования обучения детей чтению на родном языке.

Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. «Не будь языка, письменности, был бы безвозвратно потерян опыт многих поколений людей, и каждое новое поколение было бы вынуждено заново начинать труднейший процесс изучения мира». Чтение - одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Здесь следует, прежде всего, отметить значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями.

В настоящее время чтение рассматривается « … как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности». Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения.

Краткий анализ истории исследования чтения показывает, что изучение чтения насчитывает более чем вековой период.

Ранние и современные исследователи сходились в одном: чтение – это неоднородный психический процесс, и неоднородность исследователи рассматривают как одну из характеристик, делающих его сложным процессом как для овладения им, так и для его исследования. Так А.Н. Соколов писал, что чтение, с одной стороны, является процессом чувственного познания, а с другой стороны, представляет собой опосредование речью отражения действительности, так как объектом восприятия является письменное речевое сообщение. А.Р. Лурия также неоднократно останавливал внимание на сложности психологии чтения вследствие разных психических процессов, находящихся в сложном взаимодействии в его психологическом содержании. Он писал, что чтение, по сути, является процессом перешифровки одних символов – зрительных (графических) в другую систему символов – устную речевую (артикуляторную). На основе этих сложных перешифровок и происходи процесс декодирования, понимания сообщения.

Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.

Весьма интересна позиция Р. Якобсона в этом вопросе. Он, изучая процесс чтения, писал о его сложности как психического процесса и связи с другими ВПФ. Понимание написанного при чтении он, как и ряд других исследователей, считал главной функцией процесса чтения. Однако Р. Якобсон придавал огромное значение и буквенным знакам, и в особенности их различия для правильного понимания написанного. Буквенные знаки и их различия настолько информативны, что с их помощью не только расшифровать содержание, закодированное в них, смысл и мысль, но можно постичь даже тот язык, звучание которого неизвестно.

Эти высказывания о чтении, о роли буквы в процессе чтения говорят о чрезвычайной сложности этого процесса и его огромной роли в психической деятельности человека.

При обучении чтению можно пользоваться методом педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева. Особенностью метода является использование кубика в процессе обучения. Педагог советует учесть следующие моменты:

- заинтересовать ребенка чтением;

-учитывать психологические особенности детей;

-предоставить ребенку свободу выбора.

Метод Зайцева получил широкую популярность.

Сложную работу приобщения детей к чтению исследовали И.И.Каратаев, М.Е.Охлопков, Я.Г.Павлов и М.Н.Саввина. По их мнению, приобщение детей к чтению на родном языке – обязательное условие развития личности.

  1. Программа занятий по внеклассному чтению

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). И зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Глава 2. Приобщение младших школьников к чтению

2.1. Изучение мнения жителей наслега

Апробация работы проведена в Хоринском наслеге Усть-Алданского улуса. Целями экспериментальной работы являлись выявление правомерности приобщения детей к чтению на родном языке, выяснение трудностей, встречаемых школьниками.

Первый этап работы – проведение анкетирования, бесед с родителями, библиотекарями. учителями. По результатам анкетирования составлены схемы.

Анализ анкет родителей.

Анкета состоит из _ вопросов.

Время проведения_

Участвовали_ родителей.

Из них полные семьи_, одинокие матери _, дети с бабушками, дедушками _.

  1. Количество семей с одним ребенком _

Количество семей с тремя и более детьми _.

  1. Количество семей со школьником-первенцем _.

Количество семей со школьником-младшим ребенком _.

  1. Родители, поддерживающие приобщение детей к чтению на родном языке _.

Родители, не поддерживающие приобщение детей к чтению _.

  1. Причины неподдержания:

Здоровье ребенка _, возраст ребенка _, нет условий _.

  1. Количество детей, вовлеченных в дополнительные занятия по чтению _, не вовлеченных _.
  2. Любимые занятия детей: лепка из пластилина _, рисование _, танцы _, письмо _, пение _, игры _, подвижные игры _.
  3. Основные болезни детей: ОРЗ _, ЖКТ _, аллергия _.
  4. Готовность мелкой моторики детей: высокая готовность _, средняя _, низкая _.
  5. Кто в семье занимается чтением с ребенком: бабушка, дедушка _, родители _, никто _.

Анализ анкеты родителей

  1. ФИО родителя
  2. Читаете ли книги детям? Да. Нет
  3. Читаете по просьбе ребенка? По своей инициативе?
  4. Анализируете ли прочитанные произведения?
  5. Любит ли ребенок читать на родном языке?
  6. Поощряете ли увлечение ребенка чтением?
  7. Являетесь ли примером читателя для ребенка?
  8. Ходите ли в библиотеку вместе с ребенком?

Анализ анкеты для учителей

Анкета состоит из 5 вопросов

Время проведения_

Участвовали_ учителей.

Из них со стажем до 5 лет _.

Со стажем 5-10 лет _.

Со стажем 11-20 лет _.

Со стажем больше 20 лет _.

  1. Количество учителей, поддерживающих увлечение детей чтением на родном языек _, не поддерживающих _.
  2. Основные трудности: нет методики _, нет пособий _, нет литературы _.
  3. Требуемые условия: необходимая литература _, группы по возможностям _.
  4. Считают, что чтение не наносит вред здоровью -, вредит здоровью _.
  5. Убеждены в необходимости чтения на родном языке _, не поддерживают чтение на родном языке _.

Анализ анкеты библиотекарей

6 вопросов

Время проведения_

Участвовали_ библиотекарей.

Из них со стажем работы 5-10 лет _.

Со стажем 11-20 лет _.

Со стажем больше 20 лет _.

В анкетировании приняли участие всего 16 родителей, 4 учителя, 2 библиотекаря.

Среди родителей, участвовавших в анкетировании, полных семей -6, матерей-одиночек - 4, живущих у бабушек, дедушек - 1. Семей с одним ребенком - 1, с более тремя детьми - 6. Семей с первым ребенком-школьником -3, с последним ребенком – 2.

Родители, поддерживающие приобщение детей к чтению на родном языке, составляют 93,5%, не поддерживающие – 6,5%.Причиной неподдержания является мнение, что учащиеся достаточно читают во время уроков.

Дети, занимающиеся на занятиях по внеклассному чтению, - 87%. Любимые занятия детей: лепка – 50%, рисование – 40%, чтение – 80%, пение, танцы – 50%, подвижные игры – 30%. Так как мы живем в холодных условиях, дети часто болеют ОРЗ – 80%, болезни ЖКТ – 10%, аллергией – 10%.

С детьми занимаются чтением бабушки, дедушки – 30%, родители – 40%, родственники – 30%. Эти результаты заставляют задуматься, дети могут отстать от сверстниковв учебе, потерять интерес к чтению.

Анкету выполнили 4 учителя. Из них 2 учителя со стажем до 5 лет, 2 учителя со стажем больше 20 лет. 75% учителей поддерживают приобщение детей к чтению. 100% учителей указывают на недостаток литературы, пособий.

Приняли участие 2 библиотекаря. Стаж у обеих – больше 10 лет. 100% поддерживают приобщение к чтению с ранних лет и отмечают снижение посещаемости детьми библиотек.

Эксперимент показал, что только совместными усилиями родителей, педагогов и библиотекарей можно добиться увлечения детей чтением.

2.2. Исследование интереса младших школьников к чтению на родном языке

Приняли участие 10 детей.

На вопрос о желании читать 100% детей ответили утвердительно. Указали цели чтения: чтобы много знать, стать умным.

30% детей умеют составлять рассказ по картине, 50% составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Рассказы в основном из 10 предложений, по 3-4 слова.

Разбираются в кратких, долгих гласных 5 детей, 2 ученика испытывают затруднения, 3 ученика не разбираются. Согласные звуки определяют – 5, затрудняются – 3, не знают – 2. Дифтоги знают – 5, затрудняются – 2, не знают – 3.

Разбивают на слоги – 4, затрудняются – 2, не умеют – 4.

Проведена проверочная работа.

  1. Чтение текста.
  2. Пересказ прочитанного.

4 ученика пересказали текст самостоятельно, 4 – с помощью наводящих вопросов, 2 – не справились с заданием.

Эксперимент подвел к такому выводу: занятия по внеклассному чтению для младших школьников нужны, учащиеся должны посещать без пропусков.

  1. Ступени приобщения младших школьников к чтению

Педагог должен учитывать:

- младшие школьники быстро схватывают любую информацию;

- могут запоминать много информации;

- энергичны;

- готовы получать знания;

- хотят читать книги.

Учитель должен придерживаться следующих принципов:

- быть всегда в приподнятом настроении;

- уважительно относиться к детям;

- занятия проводить интересные.

Правила для чтения:

- тексты, вызывающие интерес;

- объяснение незнакомых слов;

- соответствующий шрифт текста.

Заключение

Для приобщения младших школьников  к чтению на родном языке необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Ученик, свободно владеющий родным языком и читающий книги на родном языке, успешно учится по другим предметам.

Эксперимент привел к следующим выводам:

  1. Необходимо вести занятия по внеклассному чтению для младших школьников;
  2. Найти оптимальные методы и приемы приобщения детей к чтению;
  3. Выяснить причины слабого чтения школьников;
  4. Если ученик с раннего возраста полюбит чтение, он будет читать и в старших классах и не встретит трудностей по всем учебным предметам;
  5. Методика обучения чтению на родном языке должна распространиться среди учителей.

Использованная литература

  1. Атласова Е.Е., Дьячковская Г.В. О5о аа5ар дьо5урун сайыннарыы. – Майа. 1994.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М., 1993.
  3. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. – М., 1956.
  4. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. – Дьокуускай, 1001.
  5. Доман Г.Д. Как научить ребенка читать. – М., 1995.
  6. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формы работы по приобщению детей к чтению"

Приёмы развития у детей интереса к художественной литературе....

Сообщение по обобщению опыта По теме «Приобщение детей к чтению»

Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играм, просмотрами телепередач и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы, очевидна, в...

Анкета для родителей Приобщение детей к чтению

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организа...

«Приобщение детей к чтению книг. Советы родителям»

В статье говорится о значении регулярного чтения в развитии детей, а также даны простые, но очень эффективные рекомендации по приобщению детей к этому увлекательному и очень полезному занятию....

Способы приобщения детей к чтению.

Причины нежелания читать и способы их решения....

Консультация для родителей «Приобщение детей к чтению книг»

Современные дети живут насыщенной жизнью – и после того, как они за день успели посетить одну, а то и несколько спортивных секций, сделать домашнее задание по физике и математике, да еще и поигр...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассматриваются и подробно описываются разнообразные игры с учётом во...