Конспект урока литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Абрамова Ольга Викторовна

Открый урок литературногочтения на тему " И.З.Суриков " Детство" дан на городском семинаре- практикуме" Эффективные формы и методы формирования духовно- нравственного воспитания младших школьников" 17 ноября 2017 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i.surikov_detstvo_3_klass.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

,Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
  • называть стихотворение, определять тему;
  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

-готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

-формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.      

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; рисунки по теме урока, презентация, учебник Л.Климановой «Литературное чтение»? аудиозапись.

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания;

      -Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их!

                            Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

                            Возможно, есть классы и лучше и краше.

                            Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                            Пусть будет уютно и очень легко.

                            Поручено всем нам урок начинать,

                            Поэтому время не будем терять.

Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.

б) Оптимистический настрой на урок.

 - Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Хорошо. Тогда мы начинаем.

-Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

                     Мы спокойны и добры;

                     Приветливы и ласковы.

  2. Проверка домашнего задания.

Посмотрите в окно. Какой сегодня прекрасное утро. Как  удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

– У вас было домашнее задание нарисовать  «Зимние забавы» детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. С каким настроением вы их рисовали?

 3. Актуализация, мотивация.

-Назовите тему раздела по которой мы работаем?

-Поэтическая тетрадь №1.

- С какими произведениями о зиме мы познакомились в этом разделе?

-Аф.Фет « Мама! Глянь-ка из окошка…», Ив.Никитин « Встреча зимы», И.З Суриков « Зима».

-Как вы думаете, почему я решила вам  напомнить об  этих стихотворениях?

-Будем читать о зиме.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Ивана Захаровича Сурикова.

Вспомним, какие  интересные факты из его биографии вам запомнились?

- Какова цель нашего урока?

Познакомиться с новым  произведением Ивана  Захаровича Сурикова.

- О чем или о ком писал Суриков?

Хотелось бы узнать о каких детских забавах мы еще не знаем.

- Задачи урока?

Научиться выразительно читать, развивать устную речь, чтобы правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

3. Работа над новой темой урока.

Прочитайте и назовите тему нашего урока.

 И. Сурикова  «Детство».

 - Как вы думаете, как связаны ваши рисунки с этим стихотворением?

Дети очень любят  зимние забавы. Подберите синонимы к слову «забава» (игры, развлечения)

- Какие самые распространенные детские зимние развлечения вы знаете?

-лепка снеговиков;

постройка снежной крепости;

катание на санках, коньках и лыжах;

Игра в хоккей;

 Игра в снежки.

4.Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

5. Продолжение работы по теме урока.

     Чистый снег вносит большое разнообразие в детские развлечения. Большинство игр и развлечений пришли к нам от наших предков.

     Зимой на Руси  все сезонные полевые работы уже завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных.

    Ясными морозными днями и вьюжными вечерами зима закрепляет своё звание самого веселого и самого захватывающего времени года.

5.1. Историческая справка

   Дома вы должны были используя дополнительные источники узнать, какие зимние развлечения у детей были на Руси?

Сообщения детей.

1.Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, сукном и даже бархатом. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами. (Оценивание)

2.Ближе к вечеру вся деревенская молодежь собиралась около горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Дети садились на санки по нескольку человек. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом". (Оценивание)

    3.Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных, но применяли редко из-за определенных неудобств, связанных с выбранным материалом. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках.( Оценивание)

4.Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах. А на огромных снежных пространствах, когда вьюга порой наметает снег под самую крышу, добыть пищу и даже просто сходить к соседу в гости немыслимо без лыж! Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки - что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть - вот ты и герой, образец для подражания. (Оценивание)

  Любая забава на Руси требовала ловкости и смелости от ее участников. Ведь многие из этих забав популярны и в наши дни. Всех, без исключения, захватывает дух русской зимы. Кроме того, развлечения на свежем воздухе дарят здоровье телу и бодрость духу!

Игра- важнейший вид детской деятельности.

Какие качества характера  воспитывались через совместные игры?

Уважение, сплоченность, групповая игра, где каждый делится своими знаниями в игре, одному скучно, а с друзьями веселее, играя мы развиваемся, получаем определенные эмоции.

- А сейчас дети играют в те же игры, что более века назад?

 Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие?………

6.Открытие новых знаний и способов действий.

6.1.Теория литературы.

Итак, познакомимся с произ-ем Ивана Сурикова «Детство».

- Откройте учебник на с.72.

-Сядьте правильно и приготовьтесь, слушать новое произведение.

Не забудьте определить жанр произведения.( Жанр- это вид художественного произведения)

Аудиозапись. (следить по книге)

-Какой литературный жанр?

Жанр стихотворение т.к. есть рифма и ритмическая пауза.

- Какой период жизни человека описан И.З. Суриковым?

-От чьего имени ведется повествование?

- Что говорит автор о своем детстве? Весело текли…

-Где происходит действие? В деревне.

-Я хочу обратить ваше внимание на повторы; каждая строка начинается со слова «Вот» (изобразительно- выразительное средство-Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Используется  о в стихотворениях, в прозе, в поэмах).

Почему?

-Ведь мы с вами знаем повторы не очень одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют особое значение..

Вчитайтесь еще раз первую строфу стихотворения. ( строфа- столбик)

-Наверное, этим автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни, чтобы мы  представили описываемое.

-На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка,  друзья.

-И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 -Оно было неудачным, он свалилсяв сугроб.

– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

Кубарем кочуся

– А как себя чувствовал мальчик?

“Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

–Как автор описывает душевное состояние мальчика?

“Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- Какое настроение вызывает у вас эти строчки?

- Я думаю, что с радостным,- ведь  всё что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы - это радостное событие в жизни каждого человека. Это мы каждый по себе знаем. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части? (что мальчик был счастлив)

В тексте есть противопоставление (элемент антитезы)  « Мне в сугробе горе- «И домой тихонько нехотя бредешь».

-Прочитайте строки, в которых описано изменение погоды (Поднялася вьюга ,на небе темно…)

-Подберите синонимы к слову «вьюга» (метель, пурга, буран, буря, снежная мгла) 

Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

    Конечно, семейный  вечер в те времена сильно отличается от современных вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

 -Какие слова говорят о том, что это было в старину? (печь, лапти, прялка, светец)

 Словарная работа: в парах

У вас на столе листочки на них написаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Слайд

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.        

– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

“И начну у бабки
Сказки я просить
...”

Как автор говорит о манере  бабушки рассказывать сказки.

 Прочитайте в тексте.

 – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком
.

 А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

 Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

  А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

-  Вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”)

- Каким другом был Серый волк Ивану –царевичу? Верным, преданным.

 -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети: – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная ( а почему вы считается , что сказка
волшебная- происходят чудеса, волшебство), и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “
Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

   Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять душевное состояние мальчика.

Прочитайте строчки, в которых  рассказывается о волшебном сне.

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Иван- царевич

- Что он видит во сне?

 Прочитайте строчки, в которых говорится о наступлении утра.

Изменилось настроение мальчика, он побывал в сказке и утро наступило солнечное.

А ка вы думаете, о чем молилась бабушка?

Найдите строфу, в которой заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

 – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали никакие печальные события.

 – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.

А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

 Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой. Дети очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно это доказывает Суриков.

Писатели пишут стихи, для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Научиться выразительно читать стихотворение;

Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Узнать, почему Суриков его написал.

Это автобиографическое стихотворение, его автор написал по воспоминаниям из детства

Что  мы узнали, о детских зимних забавах детей 19 века?

 А в какие игры вы играете зимой?

Часто ли вы играете в снежки?

Хотели ли вы , чтобы были сугробы на улице?

Как только выпадет снег, поиграем с вами в снежки, покатаемся на санках.

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата?

Как вы оцениваете общую работу класса на уроке?

 Мы работали дружно, вместе, помогали друг другу.  Делились информацией  по теме урока.

Ребята, вы оценили работу класса. А сейчас оцените каждый свою работу на уроке.

    Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение.  А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину. (в город Саранск)

– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?.

9. Домашнее задание:

1) Выучить наизусть первые четыре строфы из стих-я «Детство».

- Ребята, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....