Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе по программе « Школа России»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Стасишина Ольга Валентиновна

    Тема: «Защита проекта « Книга Воспоминаний», В. Богомолов « Подвиг гвардейцев»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kniga_vospominaniy.pptx1.95 МБ
    Файл fotografii.docx250.87 КБ
    Файл vladimir_osipovich_bogomolov.docx73.55 КБ
    Файл v._bogomolov_podvig_gvardeytsev.docx22.26 КБ
    Файл konspekt_uroka.docx38.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Книга воспоминаний о Великой Отечественной войне. Авторы: ученики 4 класса 2016-2017 учебный год МБОУ Пречистенская СШ Составитель презентации учитель начальных классов Стасишина О. В.

    Слайд 2

    Воспоминание моей мамы Моего дедушку звали Карапиря Афанасий Савельевич, а бабушку Карапиря Пелагея Аксентьевна . Когда заканчивалась Великая Отечественная война, бабушка с дедушкой хотели убежать с поля боя. Но когда они бежали, увидели немцев. Немцы начали стрелять. Они убили дедушку, а бабушка успела убежать. Щербан Игорь, ученик 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 3

    Воспоминание моей мамы Моего прадедушку звали Анатолий Николаевич Смирнов. Он родился 31 января 1940 года в городе Гжатске Смоленской области. Когда началась Великая Отечественная война, ему был 1 год и 4 месяца. Его отца забрали на войну. Он остался с мамой. Им было очень тяжело. Потом пришло известие, что прадедушкиного отца убили на войне. Он совсем его не помнил. По окончанию войны его маму отправили в ссылку в Сибирь. А прадедушку в детский дом. Свою маму он так больше и не увидел. Никифорова Маргарита, ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 4

    Воспоминание моей прабабушки Мою прабабушку зовут Добренкова Лидия Дмитриевна. Она мне рассказывала, что во время войны была очень трудная жизнь. Людям не хватало еды. В длинных очередях нужно было стоять, чтобы получить немного хлеба. Умирало много людей и не только от ран, но ещё от голода и болезней. С фронта приходили письма о погибших людях. Было очень тяжело людям, у которых умер близкий человек . Добренкова Алина,ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ .

    Слайд 5

    Воспоминание моего папы Мою бабушку зовут Новикова Анна Фёдоровна. В войну бабушка была в Германии в городе Франкфурт на Майне. Она и другие женщины из нашего села работали на заводе. Труд у них был очень тяжёлый. К ним относились как к рабам. Освободили их американские солдаты. Новикова Мария, ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 6

    Воспоминание моего папы Моего дедушку зовут Новиков Андрей Анисимович. Шёл бой на Соловьевой переправе. Дедушку ранило в ногу. Наши войска отступали. Раненый он выполз на дорогу. Никто его не хотел подбирать. Тогда дедушка достал пистолет и лёг на дороге. Остановилась машина, и его отвезли в госпиталь. В то время он был в звании лейтенанта. Новикова Мария, ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 7

    Воспоминание моей мамы Мою прабабушку зовут Потапова Александра Андреевна. Когда началась война, деревню, в которой она жила, захватили фашисты. Много местных жителей попало в плен. И х отправили в концлагерь в город Слуцк. Она там еле выжила. Заключенным не хватало еды. Прабабушка перенесла страшную болезнь – тиф. Тимошенкова Алина, ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 8

    Воспоминание моей мамы Моего прадедушку звали Сафронов Василий. В боях под Смоленском его подорвали в танке, но он остался жив. После ранения попал в партизанский отряд « Батя». Этот отряд находился в Духовщинском районе Смоленской области. Он рассказывал, что они помогали советским воинам: взрывали немецкую технику, мосты. В отряде находились местные жители, которые спасались от фашистов. Сафронова Анжелика , ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 9

    Воспоминание прабабушки Мою прабабушку зовут Власова Христина Васильевна. Она рассказывала моей маме, что их деревня была захвачена немцами. Это был 1942 год. Немцы заходили в каждый дом и, если был скот, то его уводили, забирали запасы продуктов. Ночью приходили партизаны. Прабабушка их принимала и сообщала необходимую информацию. Это было очень опасно, так как полицаи за всеми следили и могли расстрелять. Устинова Ксения, ученица 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 10

    Воспоминание моего дедушки Мой дедушка, Шишков Михаил, родился 1933 году. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 7 лет. Он работал на заводе , помогал изготавливать снаряды и оружия. Дедушка чистил пистолеты вместе со взрослыми. Их завод сохранился, потому что не подвергался обстрелу. Игнатенков Антон , ученик 4 класса МБОУ Пречистенская СШ.

    Слайд 11

    Сменилось ни одно поколение, а в памяти родных остались те страшные годы Великой Отечественной войны, которые пережила, каждая семья.

    Слайд 12

    Архивные документы музея Великой Отечественной войны МБОУ Пречистенской СШ. Воспоминания родителей. Фотографии из интернет-ресурса . Литература



    Предварительный просмотр:

    http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/899/d-898739/img49.jpg

    http://intpicture.com/wp-content/uploads/2011/05/91b86c6de8050a83817737ca67f1.jpg

    http://www.b177.ru/uploads/posts/2011-08/1313056707_foto-voina-fotographyy-vtoroi-mirovoi-15-b177.ru.jpg



    Предварительный просмотр:

    http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/1/1/6364114.jpg

    Владимир Осипович Богомолов



    Предварительный просмотр:

    Владимир Богомолов

    Подвиг гвардейцев


    Наши танкисты получили приказ прорвать оборону противника в районе завода имени Петрова. Неприятель встретил советские машины мощным заградительным огнем батарей. Но это не остановило гвардейцев. Они ворвались в расположение фашистов и начали уничтожать технику и живую силу.

    Смело и решительно действовал экипаж младшего лейтенанта Михаила Кития. Огнем и гусеницами он уничтожил восемь орудий, девять пулеметов и три дзота фашистов.

    Но вот танк наскочил на мину и замер на месте. Тотчас восемь вражеских танков окружили подбитую машину. Михаилу Кития и его друзьям предложили сдаться в плен. Однако герои решили вступить в неравную схватку, но чести гвардейцев не опозорить.

    Метким огнем они вывели из строя еще три фашистских танка. Но вот загорелась и наша боевая машина. Гитлеровцы ждали, что теперь-то советские танкисты откроют люк и вылезут с поднятыми руками. Но вместо этого услышали песню, которую пели гвардейцы:

    Это есть наш последний и решительный бой,

    С «Интернационалом» воспрянет

    род людской...

    Враг рвался к южным окраинам Сталинграда. Гитлеровцы решили преодолеть Дубовый овраг, чтобы выйти на улицы города. Но тут на их пути неприступной крепостью встал взвод старшего сержанта Михаила Хвастанцева. На позиции бойцов шло двадцать танков и десант автоматчиков.

    Вот уже пятьсот, четыреста метров остается до батареи.

    Фашисты решили, что наши бойцы в панике убежали. Но Хвастанцев и его друзья готовились к смертельной схватке. И когда танки приблизились на 300-200 метров, гвардейцы открыли огонь.

    Враг не выдержал и повернул назад. Но недолго было затишье. Над нашими артиллеристами появились немецкие бомбардировщики. С воем падали бомбы, поднимались столбы земли, дыма и огня.

    Командир приказал раненым покинуть позицию и вступил в единоборство с танками, которые шли на новый штурм батареи. Из уцелевшей пушки он подбил еще одну фашистскую машину, но кончились снаряды.

    Вражеская колонна и автоматчики разбились на две группы и полукольцом охватывали смельчака. Но Хвастанцев не растерялся: метким огнем из противотанкового ружья подбил еще танк. Остальные двигались вперед. Тогда Михаил выскочил из окопа и метнул гранату под гусеницы головного танка. Машина вздрогнула, но продолжала надвигаться на окоп.

    Хвастанцев едва успел соскочить в окоп, как тяжелые гусеницы стали утюжить землю. Танк прошел. Михаил снова выскочил и бросил в след последнюю гранату: танк загорелся... Но в тот же миг Хвастанцев был сражен автоматной очередью.

    Командир погиб, но враги не ворвались в город. К месту боя подошла новая наша батарея: артиллеристы отбросили фашистов от Дубового оврага далеко в степь.

    * * *

    Все яростнее становились атаки гитлеровцев, все труднее было сдерживать нашим бойцам натиск озверевшего врага. Все меньше и меньше оставалось бойцов на участках обороны. Но надо было держаться. «Ни шагу назад!» — таков был приказ Ставки Верховного командования.

    Гитлеровцам казалось, что еще одно усилие, еще один новый бросок — и город Сталинград будет взят...

    А в это время по указанию Государственного Комитета обороны Генеральным штабом вместе с командующими фронтов разрабатывался план окружения и разгрома фашистских армий в районе Сталинграда.

    * * *

    — А мы пойдем к Мамаеву кургану, дедушка? — спросил мальчик, когда они снова сели в трамвай.

    — Да, внучек! Обязательно побываем там. Ведь этот курган самый главный в битве за наш город.

    — А я знаю, почему Мамаев курган самый главный.

    — Почему? — переспросил дедушка.

    — Потому что в нем похоронили войну. Мы про Мамаев курган песню на сборе нашей октябрятской звездочки разучили.

    — А ну-ка, что за песня такая?

    И Ваня спел:

    На Мамаевом кургане — тишина,

    За Мамаевым курганом — тишина,

    В том кургане похоронена война.

    В мирный берег тихо плещется волна.

    Дедушка потеребил кончики усов, посмотрел на Ваню, погладил его по голове и сказал:

    — Верно, внучек! Очень верно сказано в песне!



    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе по программе « Школа России»

    Тема: «Защита проекта « Книга Воспоминаний»,

    В. Богомолов « Подвиг гвардейцев»

    Цель урока: расширить знания детей о ВОВ; воспитывать чувство сопричастности ребенка к истории его страны ; показать богатство литературы, повествующее         о ратных подвигах нашего народа

    Задачи урока:

    Образовательные: учить грамотно представлять свои проекты; выразительно читать произведение; анализировать прочитанный текст; видеть картины Родины

    Развивающие: развивать умения эмоционально откликаться на произведение литературы; проводить исследование жизни родственников в годы Великой Отечественной войны

    Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну; проявление бережного отношения к близким родственникам

    Оборудование: портрет В. Богомолова, музыкальное сопровождение, фотографии, выставка книг, презентация.
                                                             

    Ход урока

    1. Мотивация.

    -Ребята, сегодня наш урок литературного чтения необычный. На этом уроке каждый из вас представит свою страничку воспоминаний из коллективного проекта « Книга Воспоминаний».

    2.Знакомство с темой урока.

    -На доске вы видите фотографии (приложение 1). Как вы думаете, что у них общего? (на них запечатлена война)

    -Как вы думаете, с какими произведением вы познакомитесь на уроке литературного чтения? (мы будем изучать произведение о Великой Отечественной войне)

    3.Подготовка к восприятию нового материала.

    -Произнесите  слово ВОЙНА.

    -Какие ассоциации у вас возникли? (смерть, стрельба, слезы, голод, беда).

    -Какие  прилагательные подходят к этому слову? (кровопролитная, страшная, чудовищная, яростная).

    -Что вы чувствуете, когда слышите слово ВОЙНА? (тревогу, беспокойство, страх)

    -Ребята, а что вы слышали о Великой Отечественной войне? (дети рассказывают о войне)

    - Тяжелейшим испытанием для всех смолян, как и для страны в целом, стала Великая Отечественная война. Смоленщина, стоявшая на пути главных сил германской армии, сполна испытала чашу страданий и разрушений. 

     

             Духовщинский район находился в оккупации два года и два месяца – с 15 июля 1941 года по 20 сентября 1943 года

        На территории Духовщинского района было создано два концлагеря для советских военнопленных – Духовщинский и Пречистенский, в которых замучены десятки тысяч человек. Много людей было угнано в Германию, оставшиеся жители подвергались грабежам со стороны немецких солдат. Во время оккупации в нашем районе было уничтожено 112 деревень.

    4.Защита проекта.

    -Учащиеся нашего класса работали над коллективным проектом «Книга воспоминаний». Они записывали воспоминания родителей о Великой Отечественной войне. Послушайте, что же помнят взрослые о тех далеких днях войны.

    Дети читают стихотворение под музыку.

    Кто был на войне
    Дочь обратилась однажды ко мне:
    - Папа, скажи мне, кто был на войне?
    - Дедушка Лёня - военный пилот -
    В небе водил боевой самолёт.
    Дедушка Женя десантником был.
    Он вспоминать о войне не любил
    И отвечал на вопросы мои:
    - Очень тяжёлые были бои.
    Бабушка Соня трудилась врачом,
    Жизни спасала бойцам под огнём.
    Прадед Алёша холодной зимой
    Бился с врагами под самой Москвой.
    Прадед Аркадий погиб на войне.
    Родине все послужили вполне.
    Много с войны не вернулось людей.
    Легче ответить, кто не был на ней.


    Учащиеся защищают проект « Книга воспоминаний» ( приложение 2)

    -Странички книги вы видите на доске. Я предлагаю вам представить  ваши проекты. (Дети подходят и защищают свои проекты. Рассказы детей сопровождаются презентацией)

    -Молодцы, ребята. Вы собрали важную, интересную информацию.  Эта книга будет храниться в школьном музее Великой Отечественной войны.

    5. Работа над новой темой

    Знакомство с биографией писателя.

    -Посмотрите на портрет. (приложение 3)

    -С произведением  какого писателя вы познакомитесь на уроке? (с произведением В. Богомолова)

    -Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель.  Он родился в Московской области в деревне Кирилловка. Писатель  жил в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушёл на фронт. Владимир Богомолов служил в разведке. Свой военный путь начал с рядового, а закончил командиром разведки. Владимир был ранен, награжден Орденом Отечественной войны I степени за бои июня – июля 1944 г. По освобождению Белоруссии. Первое офицерское звание получил в 1941 году. В армии писатель служил до 1952 года.

    Знакомство с  рассказом «Подвиг Гвардейцев»

    Я предлагаю вам узнать, как солдаты сражались за Родину из рассказа  В. Богомолова « Подвиг гвардейцев».

    -У каждого из вас лежит брошюрка В. Богомолова « Подвиг гвардейцев» ( приложение 4).

    -Я буду читать рассказ, а вы следите за моим чтением. Если вам встретятся непонятные по смыслу слова, вы их подчеркивайте.

    Выявление первого впечатления.

    - Вам понравился этот рассказ?

    -Какая тема рассказа В. Богомолова  « Подвиг гвардейцев»? (Тема ВОВ, прорыв обороны противника)

    -Определите главную мысль произведения (защита Родины)                                    

    -Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? (Чувство гордости за русских солдат, страха, патриотизма.

    Физкультминутка

    Чудо-нос. После слов "задержу дыхание" учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

    Носиком дышу,
    Дышу свободно,
    Глубоко и тихо -
    Как угодно.
    Выполню задание,
    Задержу дыхание.
    Раз, два, три, четыре -
    Снова дышим:
    Глубже, шире.

    Словарная  работа (слова представлены на интерактивной доске, объяснение слов закрыто шторкой, по мере объяснения учитель открывает значение слов):

    оборона, гвардейцы (отборная воинская часть),

    экипаж (группа людей, выполняющая общую работу),

    дзот(деревянная огневая точка),

     десант (войско, которое высаживалось на землю),

     мина, артиллеристы (род войск с огнестрельным оружием) ,

     окоп (искусственное сооружение в земле)

    Чтение по цепочке абзацами.

    -Я предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Каждый ученик читает один абзац .

    Работа над содержанием текста.

    - Какой приказ получили танкисты? (Прорвать оборону противника)

    - Прочитайте отрывок, где говорится, как действовал экипаж Михаила Кития (2 абзац)

    - Как действовал экипаж, окруженный врагом? (Вступил в неравную схватку)

    - Об освобождении какого города рассказывается в этом произведении? ( о Сталинграде )

    - Расскажите, как взвод сержанта Михаила Хвастанцева сражался за окраины Сталинграда.

    Почему говорят, что на Мамаевом кургане похоронена война?

    Рисование обложки и слушание песни.

    -Какую можно нарисовать обложку к рассказу «Подвиг гвардейцев» ?

    -Я предлагаю вам послушать песню « На Мамаевом кургане тишина».

    -Пока звучит песня, вы карандашом нарисуйте обложку к рассказу «Подвиг гвардейцев».

    - Представьте свои работы (дети выходят и показывают свои обложки)

    Работа над пословицами.

    -Русский народ сложил много пословиц об отваге, о подвигах, людей. На интерактивной доске, вы видите пословицы, состоящие из двух частей. Вам нужно собрать их и объяснить смысл. ( дети передвигают рамки с пословицами)

    • Подвиг делает тот, кто вперед идет.
    • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    • Русский солдат не знает преград.
    • Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

    -Какая пословица отражает главную мысль  рассказа В. Богомолова «Подвиг Гвардейцев»?

    6.Рефлексия

    -На интерактивной доске вы видите « облако тегов». Вам необходимо устно их дополнить.

    • Сегодня я узнал …
    • Было трудно …
    • Я понял, что…
    • Я научился…
    • Было интересно узнать, что…
    • Мне захотелось…

    7.Домашнее задание. (выставка книг)

    -Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги о Великой Отечественной войне.

    -Я вам предлагаю выбрать одну из книг и самостоятельно прочитать её дома.

    -Спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

    Литературное чтение.Пояснительная записка2012-2013 уч. год. Цели:- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров- Обогощать нравственно- эстетический и познавательный опыт реб...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

    Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по УМК "Школа России" с УДД

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами»,  Концепция духовно-нравственного разви...

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

    Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

    КТП по литературному чтению 4 класс по программе "Школа России"

    Календарно- тематическое планирование содержит планируемые УУД в соответствии с требованиями ФГОС....

    Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

    Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....