Ф. И. Тютчев "«Зима недаром злится»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Шушкина Марина Викторовна

Урок литературного чтения по программе "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. 30 сек

Слайд

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок? (интересный, познавательный, увлекательный и т.д. )

- Какими должны быть ученики на уроке?  (любознательными, добрыми, трудолюбивыми)

- Вперёд за знаниями.

Девиз нашего урока

- Внимательно слушай - и всё услышишь.

  • Внимательно смотри - и всё увидишь.

-  Думай - и всё поймёшь

II. Актуализация знаний

-Я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.

  (просмотр фрагмента из передачи )- 2 мин

- Кому нравится эта телепередача?

- А кому нравится эта телеведущая?

- А  трудно быть телеведущей?

- А много надо трудиться?

Речевая разминка   3 мин

- Сегодня я вам предлагаю поработать над теми качествами, которые необходимы телеведущей.

- Какими качествами должна обладать телеведущая? (быть доброй, эмоциональной, красивой…)

- Какая речь должна быть у телеведущей?  (речь должна быть спокойная, правильная, красивая, чёткая дикция, понятная)

- Поработаем сегодня над этими качествами?

- Речь должна быть чёткой и грамотной. В этом нам поможет скороговорка.

Слайд

Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат
. (с движениями)

- Телеведущим нужно говорить с нужной интонацией, соблюдая знаки препинания, делая паузы.

Слайд

Давайте и мы с вами попробуем прочитать стихотворение  шёпотом, медленно и грустно.

"Пёстренькая сойка,
О весне мне спой-ка." -
Просит заинька косой. -
"Спой мне песню, сойка, спой! "

- А теперь быстро, весело

 

III. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи) 2 мин

- А телеведущие, ребята, должны ещё много читать, чтобы быть хорошо эрудированными.

- Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?

- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу,

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.    (Зима)

-По каким признакам вы определили, что говорится о зиме? (белая краска, иней на крыше, а когда подует тёплый ветер, зима уйдёт)

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели

Слышен звонкий стук капели,

Небо чисто-голубое

Что с природою такое?     (Весна)

- Какие основные признаки весны вы бы назвали? (тает снег, птицы поют, капель, небо голубое)

- Ребята, а может ли человек повлиять на природу?

- Между природой и человеком, конечно, существует тесная связь. Но человек не может устанавливать законы в окружающем мире. Они существуют независимо от него.

-  Ребята, вспомним  какие закономерности  мы  наблюдаем  в природе? (Смена дня  и ночи.

Зимой низкие температуры, а летом – высокие.  Зимой идёт снег, а летом дождь. Одно время года сменяется другим.)

- Ребята, можно ли с помощью литературы показать смену времён года?

- Как вы думаете,  о чем мы с вами будем говорить на уроке? Какую цель поставим? У нас же не урок окружающего мира!

(Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных  временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения. 30 сек

- Чтобы достичь указанной цели, мы должны:

1. Познакомиться с биографией поэта и его поэтическим произведением.

2. Проанализировать текст

3. Научиться читать выразительно.

- Каким путём  вам интереснее пойти: самим найти ответ или услышать готовый ответ? (постараться самим найти ответ)      

Слайд

- Посмотрите на эти ПОРТРЕТЫ,  убирая по одному лишнему, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш. Перро – французский сказочник, А. Барто – современная поэтесса. Остается Ф.Тютчев)

 -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873).

 Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Его называют «певцом природы».

Слайд

Работа в группах

Сегодня на уроке вы будете работать  и в паре, и в группе.  Давайте вспомним правила сотрудничества:     

  • Осмысливать задания;
  • Выслушивать мысли каждого;
  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
  • Не  перебивать друг друга;
  • Соблюдать правило поднятой руки.

  1. Составить хронологическую последовательность жизни писателя и его творчества.

1 группа

Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье.

 В раннем возрасте Тютчев обнаружил необыкновенные способности к учению.

Первое образование получил в домашних условиях.

Затем учился в Московском университете.

2 группа

Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет.

Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах.

А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений.

Похоронен в Петербурге в 1873году.

3 группа  

Поэтическим мастерством его восхищались,  перед талантом его преклонялись.

Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков.

Афанасий Фет называл его «поклонником вечной красоты».

4 группа  

Тютчев не писал специально для детей.

Но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.

Многие стихи Тютчева были положены на музыку.

Есть переводы на иностранные языки.

Слайд

ПРОВЕРКА (чтение текстов) Итак, читаем громко, чётко, как диктор телевидения.

- Какую задачу решили?  (познакомились с биографией и творчеством писателя)

Физкультминутка. 1 мин

-Дети, а сейчас мы отдохнём. Представьте, что мы в весеннем лесу.

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  
(плавное покачивание  поднятыми вверх руками)


Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  
(встряхивание рук перед собой)


В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  
(горизонтальные, одновременные движения руками  вправо - влево)


Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад  

  1. Знакомство с стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”. 2 мин

- Итак, какую следующую задачу мы ставим? (познакомиться с произведением поэта)

Слайд

Прослушивание видеоролика  

- Закройте глаза и послушайте произведение  Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении народного артиста России - Олега Табакова.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- Какие чувства оно вызывает? (весёлое, радостное)

- На что похоже это стихотворение?  (на сказку.)

-Какие образы рисует поэт? Какие два персонажа созданы автором? (зима и весна)

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- Какую задачу мы ставили? ( познакомиться со стихотворением)

- Мы выполнили её?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  

- Сейчас мы постараемся понять: как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении.  

- Итак, какую следующую задачу мы ставим?  (проанализировать стихотворение)

1. Упражнение в моделировании обложки  1 мин

- Откройте учебник на с. 107. Итак, мы знакомимся с произведением Ф. И. Тютчева.  Найдите название стихотворения.

- Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам)

- Заполните модель обложки. (Стихотворение  о природе, Тютчев «Зима недаром злится»)

Слайд

ПРОВЕРКА (с эталоном)

2. Словарная работа (работа в паре) 2 мин

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов.

Ваша задача – соединить слово и его значение

Слайд

Недаром

не напрасно, не зря

Наперекор

назло

Пуще

Ещё сильнее

Пора

время

Трезвон

частые, резкие звонки, сильный звон

Взбесилась

очень сильно разозлилась

Горя мало

о беззаботном, не унывающем человеке,

Слайд          

ПРОВЕРКА

- Кто из вас без ошибок сделал это задание?

3.  Работа с текстом (фронтально) 6 мин

- Сколько строф в стихотворении? (пять)

Читайте   1 строфу   (все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам)

1 – строфа

 - Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)

- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)

 - Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как будем читать эти строки? (радостно)

2 – строфа

- «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение?

(побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» (заставляет  зиму уйти, нудит- вынуждает.)

-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

Слайд

Звукозапись. Послушаем пение жаворонка.

3 – строфа

 - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

(Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).

 -  А как шумит Весна? (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).

4 – строфа

 -  Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась).

  - А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).

 -  А как называет Весну? (прекрасное дитя ).

 -  Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима.

(Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.)

 5  - строфа

 - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

 - Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)

- Мы подробно рассмотрели содержание стихотворения. Мы справились с задачей?

Физминутка 30сек

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!


Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!


Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!

Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

VII . Включение в систему знаний и повторение 5 мин

- Продолжим работать над стихотворением и узнаем какие литературные приемы использовал автор при написании. Будем  открывать для себя новые знания, как настоящие исследователи.

  1. Применение знаний в новой ситуации

- Какое настроение создаёт стихотворение? ( И весёлое, и грустное)

-Какой  литературный образ создаёт  грустное настроение? Зима

- Почему? Её время прошло

-  Какой литературный образ создаёт весёлое настроение? Весна  

- Почему?        Весной всё пробуждается,   всё цветёт,  всё движется.                                                               

-Почему слова ЗИМА и ВЕСНА  написаны в стихотворении с заглавной буквы?

-Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы.

Слайд

Такой литературный прием, когда неодушевлённым предметам приписывают свойства и признаки одушевлённых предметов называют ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком

Слайд

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

- Что такое КОНТРАСТ?

- Контраст – это резкая противоположность.

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

– Найдите в тексте слова характеризующие зиму, весну. 1 мин

(находят слова и записывают)

Слайд

– Какое слово написано в контрасте у поэта?

На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Проверка с эталоном ( по очереди читают)

Зима                                                                                              Весна

злится                                                                                            стучится

нудит                                                                                             подняли трезвон

хлопочет                                                                                       хохочет

ворчит                                                                                           шумит

взбесилась                                                                                    умылася

пустила                                                                                        стала румяней

- Для чего Ф. Тютчев в этом стихотворении использовал контраст?  (Чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, Зимы и Весны)

- Кто победил в этом поединке?

 

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения. А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

- По-вашему мнению, какое же время года, лучше?

- Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…», «Мороз и солнце! День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!»

 Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

  1. Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам. 5 мин

- А теперь всё о чём мы с вами говорили  нужно передать при выразительном чтении.

- Итак, какую следующую задачу мы ставим? (научиться читать выразительно)

- В стихотворении 5 строф, а сколько продолжительных пауз? (четыре)

Групповая работа.

Каждая группа работает со своей строфой.

Задания (на листах):

  1. Выявить интонации, паузы.
  2. Подготовить выразительное чтение строф.

Слайд  ( читают группой, последняя строфа вместе)

ПРОВЕРКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ      2мин

  1. Творческая работа 5 мин

1 группа – художники  

Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Она не раскрашена. Вы должны выбрать образ Зимы и Весны, раскрасить иллюстрацию к стихотворению.

2 группа  - Защитники Весны

Составление «синквэйна» на тему «Весна»  

Долгожданная, яркая

Идет, спешит, торопится

Весна, весна! Как воздух чист.

Новая жизнь.

3 группа – защитники  Зимы

Составление «синквэйна» на тему «Зима»

Серебристая, кружевная

Накрыла, заколдовала, замела

Чародейкою зимою околдован лес стоит. 

Мороз и солнце! День чудесный!»  

«…И вот сама идёт волшебница зима!»

Заворожительно!

4 группа «Служба безопасности»

Составляют правила безопасности.  (Дополните строчки к стихотворению)

Ура! Весна и ледоход!

Плывет, плывет по речке лед...

Глядят ребята там и тут, 

Как льдины по воде плывут.

Ну чем тебе не корабли!

Но нет! – не уходи с земли!

На лед коварный не ступай,

Опасно это - так и знай!

Такой корабль перевернется,

На части может расколоться 

Иль унесет на центр реки...

Весной от речки  прочь беги!

Проверка выполнения 3 мин

VIII . Рефлексия  1 мин

  - Продолжите фразу «Я и не подозревал(а), что…»     

Спасибо за урок                                                    

VI. Домашнее задание.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...

Ф.И. Тютчев" Зима не даром злится"

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...