- Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. 30 сек
Слайд - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок? (интересный, познавательный, увлекательный и т.д. ) - Какими должны быть ученики на уроке? (любознательными, добрыми, трудолюбивыми) - Вперёд за знаниями.
Девиз нашего урока - Внимательно слушай - и всё услышишь. - Внимательно смотри - и всё увидишь.
- Думай - и всё поймёшь
II. Актуализация знаний -Я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент. (просмотр фрагмента из передачи )- 2 мин - Кому нравится эта телепередача? - А кому нравится эта телеведущая? - А трудно быть телеведущей? - А много надо трудиться?
|
Речевая разминка 3 мин - Сегодня я вам предлагаю поработать над теми качествами, которые необходимы телеведущей.
- Какими качествами должна обладать телеведущая? (быть доброй, эмоциональной, красивой…)
- Какая речь должна быть у телеведущей? (речь должна быть спокойная, правильная, красивая, чёткая дикция, понятная)
- Поработаем сегодня над этими качествами?
- Речь должна быть чёткой и грамотной. В этом нам поможет скороговорка. Слайд Глядят грачата на галчат, Глядят галчата на грачат. (с движениями) - Телеведущим нужно говорить с нужной интонацией, соблюдая знаки препинания, делая паузы. Слайд Давайте и мы с вами попробуем прочитать стихотворение шёпотом, медленно и грустно. "Пёстренькая сойка, О весне мне спой-ка." - Просит заинька косой. - "Спой мне песню, сойка, спой! " - А теперь быстро, весело
|
III. Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи) 2 мин
- А телеведущие, ребята, должны ещё много читать, чтобы быть хорошо эрудированными.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?
- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами.
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу, Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима)
-По каким признакам вы определили, что говорится о зиме? (белая краска, иней на крыше, а когда подует тёплый ветер, зима уйдёт)
Растопило солнце снег, Радость на душе у всех, Птицы весело запели Слышен звонкий стук капели, Небо чисто-голубое Что с природою такое? (Весна)
- Какие основные признаки весны вы бы назвали? (тает снег, птицы поют, капель, небо голубое)
| - Ребята, а может ли человек повлиять на природу?
- Между природой и человеком, конечно, существует тесная связь. Но человек не может устанавливать законы в окружающем мире. Они существуют независимо от него.
- Ребята, вспомним какие закономерности мы наблюдаем в природе? (Смена дня и ночи. Зимой низкие температуры, а летом – высокие. Зимой идёт снег, а летом дождь. Одно время года сменяется другим.)
- Ребята, можно ли с помощью литературы показать смену времён года?
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Какую цель поставим? У нас же не урок окружающего мира!
(Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.)
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения. 30 сек - Чтобы достичь указанной цели, мы должны: 1. Познакомиться с биографией поэта и его поэтическим произведением. 2. Проанализировать текст 3. Научиться читать выразительно.
- Каким путём вам интереснее пойти: самим найти ответ или услышать готовый ответ? (постараться самим найти ответ)
Слайд - Посмотрите на эти ПОРТРЕТЫ, убирая по одному лишнему, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш. Перро – французский сказочник, А. Барто – современная поэтесса. Остается Ф.Тютчев) -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Его называют «певцом природы».
Слайд Работа в группах Сегодня на уроке вы будете работать и в паре, и в группе. Давайте вспомним правила сотрудничества: - Осмысливать задания;
- Выслушивать мысли каждого;
- Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
- Не перебивать друг друга;
- Соблюдать правило поднятой руки.
| - Составить хронологическую последовательность жизни писателя и его творчества.
1 группа Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье. В раннем возрасте Тютчев обнаружил необыкновенные способности к учению. Первое образование получил в домашних условиях. Затем учился в Московском университете. 2 группа Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. Похоронен в Петербурге в 1873году. 3 группа Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков. Афанасий Фет называл его «поклонником вечной красоты». 4 группа Тютчев не писал специально для детей. Но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. Многие стихи Тютчева были положены на музыку. Есть переводы на иностранные языки.
Слайд ПРОВЕРКА (чтение текстов) Итак, читаем громко, чётко, как диктор телевидения. - Какую задачу решили? (познакомились с биографией и творчеством писателя) |
Физкультминутка. 1 мин
-Дети, а сейчас мы отдохнём. Представьте, что мы в весеннем лесу.
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад
| - Знакомство с стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”. 2 мин
- Итак, какую следующую задачу мы ставим? (познакомиться с произведением поэта)
Слайд Прослушивание видеоролика - Закройте глаза и послушайте произведение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении народного артиста России - Олега Табакова.
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
- Какие чувства оно вызывает? (весёлое, радостное)
- На что похоже это стихотворение? (на сказку.)
-Какие образы рисует поэт? Какие два персонажа созданы автором? (зима и весна)
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- Какую задачу мы ставили? ( познакомиться со стихотворением) - Мы выполнили её?
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Сейчас мы постараемся понять: как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении.
- Итак, какую следующую задачу мы ставим? (проанализировать стихотворение) 1. Упражнение в моделировании обложки 1 мин - Откройте учебник на с. 107. Итак, мы знакомимся с произведением Ф. И. Тютчева. Найдите название стихотворения. - Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам) - Заполните модель обложки. (Стихотворение о природе, Тютчев «Зима недаром злится») Слайд ПРОВЕРКА (с эталоном) 2. Словарная работа (работа в паре) 2 мин - А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Ваша задача – соединить слово и его значение Слайд Недаром | не напрасно, не зря | Наперекор | назло | Пуще | Ещё сильнее | Пора | время | Трезвон | частые, резкие звонки, сильный звон | Взбесилась | очень сильно разозлилась | Горя мало | о беззаботном, не унывающем человеке, |
Слайд ПРОВЕРКА - Кто из вас без ошибок сделал это задание?
| 3. Работа с текстом (фронтально) 6 мин
- Сколько строф в стихотворении? (пять)
Читайте 1 строфу (все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам) 1 – строфа - Скажите, почему же начала злиться зима? (она почувствовала, что наступает весна)
- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте. («Весна в окно стучится…»)
- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)
- Как будем читать эти строки? (радостно) 2 – строфа - «И всё засуетилось»- говорит поэт. Как вы понимаете это выражение? (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)
- Объясните вторую строку «Всё нудит зиму вон» (заставляет зиму уйти, нудит- вынуждает.)
-Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)
Слайд Звукозапись. Послушаем пение жаворонка.
|
3 – строфа - Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит ).
- А как шумит Весна? (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком).
4 – строфа - Выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. ( Зима взбесилась).
- А как называет поэт Зиму? (ведьмой злой ).
- А как называет Весну? (прекрасное дитя ).
- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. (Она посылает метель на землю, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег.)
5 - строфа - Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Ребята, каким тоном надо читать эту строфу? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
- Мы подробно рассмотрели содержание стихотворения. Мы справились с задачей? | Физминутка 30сек
Рукавом махнем мы раз – И зима летит тот час! Рукавом махнем мы два – На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем – Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз – Осень радует уж нас!
|
VII . Включение в систему знаний и повторение 5 мин
- Продолжим работать над стихотворением и узнаем какие литературные приемы использовал автор при написании. Будем открывать для себя новые знания, как настоящие исследователи.
- Применение знаний в новой ситуации
- Какое настроение создаёт стихотворение? ( И весёлое, и грустное) -Какой литературный образ создаёт грустное настроение? Зима - Почему? Её время прошло - Какой литературный образ создаёт весёлое настроение? Весна - Почему? Весной всё пробуждается, всё цветёт, всё движется. -Почему слова ЗИМА и ВЕСНА написаны в стихотворении с заглавной буквы? -Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. Слайд Такой литературный прием, когда неодушевлённым предметам приписывают свойства и признаки одушевлённых предметов называют ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком Слайд В своем стихотворении поэт использует прием контраста. - Что такое КОНТРАСТ? - Контраст – это резкая противоположность. - Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.) – Найдите в тексте слова характеризующие зиму, весну. 1 мин (находят слова и записывают) | Слайд – Какое слово написано в контрасте у поэта?
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Проверка с эталоном ( по очереди читают) Зима Весна злится стучится нудит подняли трезвон хлопочет хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила стала румяней
- Для чего Ф. Тютчев в этом стихотворении использовал контраст? (Чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, Зимы и Весны) - Кто победил в этом поединке? - Ребята, поэт показал два образа – два настроения. А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
|
- По-вашему мнению, какое же время года, лучше?
- Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…», «Мороз и солнце! День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!» Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.
- Чтение стихотворения вслух учащимися по строфам. 5 мин
- А теперь всё о чём мы с вами говорили нужно передать при выразительном чтении. - Итак, какую следующую задачу мы ставим? (научиться читать выразительно) - В стихотворении 5 строф, а сколько продолжительных пауз? (четыре) Групповая работа. Каждая группа работает со своей строфой. Задания (на листах): - Выявить интонации, паузы.
- Подготовить выразительное чтение строф.
Слайд ( читают группой, последняя строфа вместе) ПРОВЕРКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ 2мин
| - Творческая работа 5 мин
1 группа – художники Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Она не раскрашена. Вы должны выбрать образ Зимы и Весны, раскрасить иллюстрацию к стихотворению. 2 группа - Защитники Весны Составление «синквэйна» на тему «Весна» Долгожданная, яркая Идет, спешит, торопится Весна, весна! Как воздух чист. Новая жизнь. 3 группа – защитники Зимы Составление «синквэйна» на тему «Зима» Серебристая, кружевная Накрыла, заколдовала, замела Чародейкою зимою околдован лес стоит. Мороз и солнце! День чудесный!» «…И вот сама идёт волшебница зима!» Заворожительно! 4 группа «Служба безопасности» Составляют правила безопасности. (Дополните строчки к стихотворению) Ура! Весна и ледоход! Плывет, плывет по речке лед... Глядят ребята там и тут, Как льдины по воде плывут. Ну чем тебе не корабли! Но нет! – не уходи с земли! На лед коварный не ступай, Опасно это - так и знай! Такой корабль перевернется, На части может расколоться Иль унесет на центр реки... Весной от речки прочь беги! Проверка выполнения 3 мин VIII . Рефлексия 1 мин - Продолжите фразу «Я и не подозревал(а), что…» Спасибо за урок VI. Домашнее задание. |
|
|