Литературное чтение 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья" (отрывок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya._e.uspenskiy_krokodil_gena.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Необычная  Красная  Шапочка  (  Э.Успенский  «Крокодил  Гена  и  его  друзья»  (отрывок).

Класс:  1  класс.

Урок:  литературное  чтение,  УМК  «Школа  2100».

Тип  урока:  работа  с  новым  произведением.

Цель  урока:

показать  детям,  как  писатель  передаёт  свои  мысли  и  чувства  через  поступки  и  переживания  героев  и  через  главную  мысль  сказки: «Важно  не  подвести  друга».

Задачи  урока:

1)  формировать  приёмы  понимания  текста  и  обучать  работе  над  образом  литературного  героя;

2)  развивать  читательское  воображение  детей  и  умение  слушать;

3)  способствовать  эмоциональному  восприятию  произведения,  воспитывать  желание  прийти  другу  на  помощь  в  трудную  минуту,  ответственность  за  порученное  дело.

Проект  урока

Методы  и  приёмы  работы

Этап  урока

1.  Психологический  настрой  на  урок.

2.  Работа  с  девизом.

3.  Фронтальная  беседа.

4.  Чтение-рассматривание  художественной  книги.

1.  Самоопределение  к  учебной  деятельности.

Цель:  включить  обучающихся  в  учебную  деятельность  посредством  девиза;

определить  содержательные  рамки  урока.

 -  Знаю,  что  вы  умные, добрые  и  очень  активные  ребята.

-  Давайте  прочитаем, какие  слова  станут  девизом  нашего  урока.

«ЧЕРЕЗ  ИГРУ -  К  ЗНАНИЯМ  И  ОТКРЫТИЯМ!»

-  Значит,  что  нас  ждёт  на  уроке?         ( Мы  узнаем  что-то  новое, может  быть  сделаем  для  себя  открытие .)

-  Итак,       1)  ВКЛЮЧАЕМСЯ  В  РАБОТУ.

-  Нас  ожидает  знакомство  с  книгой  Эдуарда  Успенского  «Крокодил  Гена  и  его  друзья».

-  Кто  из  вас  уже  знает  эту  книгу  или  смотрел  мультфильм?  Поднимите  руку.

-   Тогда  назовите  главных  героев.

-  На  примере  главных  героев  мы  можем  узнать,  как  нужно  поступать,  как  избежать  ошибок,  какие  качества  воспитывать  в  своём  характере.

-  А  вы  хотите  узнать  про  приключение,  случившееся  с  крокодилом  Геной?

1.  Работа  над  структурой  текста.

2.  Работа  с  опорными  словами.

3.  Сжатый  пересказ  сказки  «Красная  Шапочка».

2.  Актуализация  знаний.

Цель:  актуализировать  знания  детей  в  работе  с  текстом  до  чтения,  обратить  внимание  на  структуру  текста.

-  Итак,    2)   ПОВТОРЯЕМ  ИЗВЕСТНОЕ.

-  Давайте  откроем  учебник  на  с. 30.

-  Будем  ли  мы  читать  всю  книгу  на  уроке?  (Нет,  только  отрывок.)

-  Перелистайте  страницы,  посмотрите,  какой  большой  отрывок.  Чтобы  нам  было  удобно  читать,  этот  отрывок  разделили  на  части.  Сколько  таких  частей?  (   Две.)

-  В  тексте  вам  встретятся слова .  Хором  прочитайте  их.

                КРАСНАЯ  ШАПОЧКА
               ОЧЕНЬ  СТРАННЫЙ  СПЕКТАКЛЬ
               ЗАБЫТАЯ  СКАЗКА

-  Что  вы  можете  предположить  ещё  до  чтения?

-  А  вы  хорошо  помните  эту  сказку?  Кто  может  пересказать?

1. Чтение-слушание  сказки.

2.  Фронтальная  беседа.

3.  Формулирование  проблемы и  цели  урока.

4.  Составление  характеристики  главного  героя.

3.  Первичное  чтение  1  части  с  комментариями. Выявление  причины  затруднения.

Цель:  установить  связь  между  читаемым  произведением  и  собственным  жизненным  опытом  детей.

Чтение  отрывка  учителем  на  с. 30.

-  Кто  такая  Галя?

-  Отчего  она  плачет?

-  Какая  проблема  у  неё  возникла?

-  А  вы,  ребята,  переживаете  за  Галю?  Почему?

-  Можем  мы  оказаться  в  подобной  ситуации?

-  Что  вы  тогда  будете  делать?  ( Попрошу  друга  заменить  меня.)

-  А  если  друг  не  знает  слов?  А  если  друг  стесняется  выступать  на  сцене?  А  если  вы  этот  друг?  Как  тогда  быть?

                3)  ВЫЯВЛЯЕМ  ЗАТРУДНЕНИЕ.

-  В  чём  возникло  затруднение?   (Мы  не  знаем,  как  поступить,  когда  друг  заболел  перед  важным  мероприятием,   перед  спектаклем.)

-  Итак,  перед  нами  стоит  цель.  Что  мы  должны  узнать  на  примере  литературных  героев?       (  Узнать  на  примере  литературных  героев,  как  поступить,  когда  друг  заболел  и  нуждается  в  помощи.)

-  Давайте  послушаем,  что  сказал  Крокодил  Гена.

Чтение  отрывка  учеником  на  с.31.

-  Как  вы  оцениваете  предложение  Гены?  Какой  он  друг?

 ( Приходит  на  помощь  другу;  добрый  и отзывчивый; сочувствует  подруге;  переживает  вместе  с  ней.)

1.  Работа  с рисунками-схемами.

2.  Составление  плана  выхода  из  затруднения.

4.  Составление  плана  выхода  из  затруднения.

Цель:  в  коммуникативной  форме  организовать  построение  обучающимися    плана  будущих  действий,  спрогнозировать  авторский  ответ.

-  Теперь  мы    4)   СТРОИМ  ПЛАН  ВЫХОДА  ИЗ  ЗАТРУДНЕНИЯ.

-   А  если  вы  захотите  прийти  на  помощь  заболевшему перед  спектаклем другу?   Какие  шаги  предпримите?  

( 1.  Нужно  прочитать  произведение.

2.  Представить  мысленно  героя, роль  которого  предстоит  сыграть.

3.  Выучить  наизусть  слова.

4.  Репетировать  на  сцене.)

-  Обязательно  это  или  нет?

-  А  если  вы  захотите  на  ходу  придумать  слова?  Стоит  это  делать  во  время  спектакля?                   (  Нет,  слова  будут  не  из  текста , и  другие  актёры  запутаются,  не  будут  знать,  что  отвечать.)

-  К  чему  это  может  привести?   (Артисты  растеряются;  может  сорваться  спектакль.)

-  Докажите,  что  Крокодил  Гена  уверен  в  своих  силах.

(  Он  не  стесняется;   считает,  что  помнит  сказку;  занимался  в  театральном  кружке.)

-  А  Галя  уверена  в  этом?  Какие  слова  из  текста  служат  подтверждением?                                  

1.  Слушание  сказки.

2.  Упражнение  на  внимание «загибаем  пальчики».

3.  Словарная  работа.

4.  Придумывание  своего  названия  сказки.

5.  «Мысленный  экран»(прогнозирование  эмоционального  состояния  героев).

6.  Физкультминутка.

7.  Рефлексия со смайликами.

5.  Первичное  чтение  2  части  с  комментариями.

Цель:  сопоставить  предполагаемые  действия  с  действиями  героя;  формировать  приёмы  понимания  текста.

-  Ребята,  хотите  узнать,  как  Гена  выручил  Галю?

-   Давайте  мысленно  отправимся  в  театр  на  этот  спектакль.  Я  уже  раздала  вам  билеты  на  него.

-  Только  вы   загибайте  пальчики,  если  заметите  в  спектакле  что-то  странное  и  необычное.

  Чтение  сказки  учителем  с. 31-32.

-  Перечислите, сколько  странностей  вы  уже  заметили?

                                       ( 1)  песенка;

                                         2)  реплика  Гены;

                                         3)  слова  про  Африку  и  Нил;

                                         4)  слова  про  двоюродную  бабушку.)

-  Вы  обратили  внимание  на  реакцию  мальчика,  играющего  Волка?

Что  значит  ОСТОЛБЕНЕЛ  ?   ( Замер, застыл,  стал  неподвижным, как  столб.)

-Ещё  бы:  вместо  девочки  увидел  взрослого  крокодила.

-  Помнит  ли Гена  сказку?  Что  значит  СПОХВАТИЛСЯ ?   (Вспомнил.)

-  К  чему  привела  импровизация,  когда  Гена  «на  ходу»  стал  придумывать  слова  героини?            ( Актёру  Волку  пришлось  тоже  придумывать  ответы.)

Чтение  абзаца  учителем  на  с. 32.

-  Выходит  Гена  подвёл  Галю?  (  Гена  совестливый, не хочет  подвести  Галю,  поэтому  перечитал  сказку.)

Чтение  сказки  на  с. 32-33

-  А  хорошая  ли  память  у  Гены?  Что  опять  пошло  не  так в  спектакле?

(Волк  не  выдержал  и  тоже  вышел  из  роли.)

-  Как  вы  считаете,  съест  он  Красную  Шапочку?

-  Интересно,  что  в  этот  момент  происходило  в  зрительном  зале?

(Дети  смеялись,  хохотали.)

-  Как  вы  думаете,  вышли  на  сцену  охотники?  Почему?

-  Какое  своё  заглавие  можно  придумать  для  этого  спектакля? (НЕОБЫЧНАЯ  КРАСНАЯ  ШАПОЧКА)

-  Подумайте,  какие  чувства  во  время  спектакля  испытывали

зрители?     (Восторг, изумление,  удивление,  радость.)

- Покажите,  как  хлопали  зрители.  ( Физкультминутка)

-  Каким  был  Крокодил  Гена?  (  Спокойным,  уверенным, невозмутимым.)

-   Что  испытывал  мальчик, играющий  Волка?  (Недоумение,  удивление,  неуверенность,  обиду,  злость,  страх.)

-  Почему  Гена,  несмотря  на  свой  опыт,  не  смог  точно  сыграть  роль?

                 5)  РЕАЛИЗУЕМ  ПЛАН.

-  Пусть  наш план  служит  подсказкой  при  ответе.

 (  1.  Гена  не  прочитал  сказку  перед  спектаклем.

    2.  Не  представил  характер,  образ  Красной  Шапочки.

    3.  Не  знает  слов  наизусть.

    4.  Не  репетировал.)

-  Каждый  из  вас  получил  билетик  на  спектакль.  Напишите,  какой  совет  хотите  дать  Крокодилу  Гене.

-  Прочитайте  свои  советы.

-  Интересно,  на  чьей  стороне  ваши  симпатии?  Зрителей,  которые  увидели  не  то,  что  ожидали?  Гены  в  новой  роли?  Или  мальчика,  который  изо  всех  сил  спасал  спектакль,  не  давая  ему  сорваться.

-  Прикрепите,  пожалуйста,  «улыбки»  возле  карточек.

1.  Работа  с  деформированным  картинным  планом.

2.  Составление  плана  сказки.

3.  Формулирование  главной  мысли.

4. Работа с карточками  в  парах.

6.  Закрепление  нового  материала.

Цель:  усилить  эмоциональное  воздействие  текста  в  работе  с  иллюстрациями;

формировать  умение  работать  с  картинным  планом,  соотносить   иллюстрации  с  текстом;

развивать  умение  формулировать  главную  мысль  произведения.

-  Итак,                    6)  ЗАКРЕПЛЯЕМ  НОВОЕ.

-  Я  вам  предлагаю  составить  мультфильм  из  рисунков.  Помогите  их  разложить  так,  чтобы  получился  картинный  план.

-  А  теперь  придумайте  название  к  каждому  пункту  плана.

( 1.  Галя  заболела.

  2.  Идея  Гены.

  3.  Странная  Красная  Шапочка.

  4.  Наспех  перечитал  сказку.

  5.  Необыкновенное  завершение  сказки.)

-  Вспомните  девиз   урока.  ( «ЧЕРЕЗ  ИГРУ – К ЗНАНИЯМ  И  ОТКРЫТИЯМ!»)

-  Ребята,  какой  урок   вы  для  себя  извлекли,  слушая  историю  про  Крокодила  Гену?              ( Важно  не  подвести  друга.  Если  пообещал,  то  сделай  дело  хорошо.

-  Почему  писатель  Э.Успенский  придумал  для  вас  эту  историю?

(  На  примере  сказочных  героев  можно  узнать,  как  поступить  в  похожей  ситуации,  как  избежать  ошибок.  Чтобы  мы  были  дружными,  выручали  друга  из  беды,  не  подводили  в  трудную  минуту.)

-  А  Гена  осознал  это?

-  Как  вы  считаете,  он  повторит  свою  звёздную  роль?

-  По  вашим  смайликам  вижу,  что  этот  герой  вам  очень  нравится.  Опишите,  какой  он.   Возьмите  листок,  посоветуйтесь  в  парах  и  проведите  линии.

-  Кто  хочет  озвучить  свою  работу?

1.  Фронтальная  беседа.

2.  Рефлексия.

7.  Рефлексия  учебной  деятельности.

Цель:  зафиксировать  новое  содержание,  изученное  на  уроке;

обучать  оценивать  детьми  собственную  работу  на  уроке.

-                                   7)  ОЦЕНИВАЕМ  РАБОТУ,

-  Почему  же  «Крокодил  Гена  и  его  друзья»  любимая  сказка  у  детей?

 (Смешная,  добрая,  забавная,  с  юмором,  учит  дружить  и  совершать  добрые  поступки.)

-  Оцените  свою  работу  и  работу  товарищей  на  уроке.  Кто  нам  больше  всего  помогал?  Кого  особенно  можно  похвалить?

-  Оцените  себя.  На  каком  этапе  работы  вы проявили  себя  или  чувствовали   наиболее  уверенными?

СЛУШАТЬ  И  ЧИТАТЬ  СКАЗКУ
ОЦЕНИВАТЬ  ПОСТУПКИ  ГЕРОЕВ
РАБОТАТЬ  С  КАРТИННЫМ  ПЛАНОМ

-  Прикрепите,  пожалуйста, «улыбки»  возле  карточек.

-  Закончился  необычный  спектакль  в  книге,  и наш урок  подошёл  к  концу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...