Внеклассное мероприятие " Красна речь пословицей"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Ридаль Ольга Андреевна

Занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдется человек, который не пользуется мудрыми изречениями.Недаром в народе говорится: "Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится"

Пословицы - бесценное наследие  нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красна речь пословицей

Цели.

 

– обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;

– умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить  выступление, отвечать на вопросы;

– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других;

– развитие памяти, артистических способностей;

– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа

Ход занятия.

« Все великие люди, от Пушкина до Суворова

и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

                                                                             Н. В. Гоголь

Учитель.  Сегодня наше занятие посвящено пословицам.  Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. ( слайд)

Ученики

1. Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.

2.Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.

3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.

4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.

5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи  с трудом и бытом народа. Пословицы  отображают жизнь народа той  эпохи, когда создана эта пословица.

6. Существует много пословиц  на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц  обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.

Учитель  О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них.  (чтение пословиц с доски).

- Так что же такое пословица? ( слайд)

Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:

 « Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».

- Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:

 Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.

Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.

Учитель

Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц

1.Конкурс

«Закончи пословицу»

1 команда.

Труд человека кормит,( а лень портит).

Кто много говорит,( тот мало делает).

Повторенье – (мать ученья).

Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).

2 команда.

Не спеши языком – (торопись делом).

Сделал дело – (гуляй смело).

Ученье-свет,( а неученье – тьма).

Куй железо, (пока горячо).

2 Конкурс

« Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».

( дети из мешка достают предметы)

 Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

 Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

 Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

 Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

3 Конкурс

«Магическая цифра».

 Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
Большое значение числу семь придаёт христианская  религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».    
- Назовите пословицы, в которых встречается число 7:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук  от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.

4 конкурс

«Собери части пословицы».

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда


5 Конкурс

«Угадайка…»

- В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.( слайды)

 Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы

6 Конкурс

 «Найди ошибку».

1 команда.

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Один в золе не воин.

2 команда.

Трус своей лени боится.

Нашла коза на камень.

Не зная броду, не суйся в моду.

7.Конкурс 

Инсценирование пословицы

Ведущий:

-На этом наше занятие заканчивается

 вы еще раз убедились:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Подведение  итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красна речь пословицей

Красна речь пословицейХод занятия1.       Сообщение темы урока–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…-Ах, ка...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Красна речь пословицей" (2-3 класс)

Перед проведением интеллектуальной игры, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая к...

Конспект урока по литературному чтению «Красна речь пословицей и поговоркой»

laquo;Красна речь пословицей и поговоркой»Цели:1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некото...

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой"

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой". Презентацию можно использовать по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности....

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Красна речь пословицей"

Перед проведением внеклассного мероприятия, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает назван...

Урок литературного чтения "Красна речь пословицей".

Обобщение знаний учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества....