Красна речь пословицей
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Чепрасова Светлана Викторовна

 

Красна речь пословицей

Ход занятия

1.       Сообщение темы урока

–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…

-Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2.       Выставка книг с пословицами и поговорками

–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

3.Основная часть

-Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

-Объясните смысл?

(На месте цветочка ягодка образуется,  из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем  о них говорить, узнаем  много  новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

-Что же общего между ними?

В них  присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.

-Чем пословица отличается от поговорки?

(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

       ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово.           Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,

охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

В) Пословицы о пословицах.

Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

Пословица недаром молвится.

Пословица ведётся, словно веником метётся.

Пословица - всем делам помощница.

-Кто придумал  пословицы и поговорки? (Народ)

-Когда появились пословицы и поговорки?

-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)

-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания  почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

4.  Игры, конкурсы, занимательные задания.

(Класс делится на три команды, дети получают задания)

А) Игра «Перепутаница»

-К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

( Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.

( Хочешь есть калачи –  не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

( Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)

Б)  Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

В) Игра «Закончи пословицу»

(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

Терпение и труд…………(всё перетрут)

Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

Чтение - лучшее………….(учение)

Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

Сделал дело -……………(гуляй смело)

С волками жить……..(по-волчьи жить)

Худой мир….(лучше доброй ссоры)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..( не воин)

Новый враг хуже……(старых двух)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь

Д) Конкурс «Магические числа»

Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв,  по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

Ч

Е

Н

Ь

Е

-

С

В

Е

Т

,

Н

Е

У

Ч

Е

Н

И

Е

-

Т

Ь

М

А

 

 

 

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Любишь……..(кататься, люби  саночки возить)

Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)

Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)

Жизнь………(прожить - не поле перейти)

Овчинка…….(выделки не стоит)

5.       Заключительная часть(рефлексия).

-Вот и подошло наше занятие к концу.

-С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Я надеюсь, что вы  теперь сможете отличить их друг друга.

-Что было самым интересным?

-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

 

Красна речь пословицей

Ход занятия

1.Сообщение темы урока

–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…

-Ах, какая жалость - «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.

ЦОВСПОАИЛ (пословица)

2.Выставка книг с пословицами и поговорками

–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

3.Основная часть

-Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»

-Объясните смысл? 

(На месте цветочка ягодка образуется,  из поговорок складываются пословицы.)

ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем  о них говорить, узнаем  много  новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.

-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие. 

-Что же общего между ними?

В них  присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.

-Чем пословица отличается от поговорки?

(Пословица - это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в

       ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка - просто меткое слово.           Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее,

охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)

А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)

Как сыр в масле катается. (Поговорка)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

Говорит - что рублём дарит. (Поговорка)

Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка)

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)

Решетом воду носит. (Поговорка)

Б) Русские писатели

Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ

В) Пословицы о пословицах.

Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

Пословица недаром молвится.

Пословица ведётся, словно веником метётся.

Пословица - всем делам помощница.

-Кто придумал  пословицы и поговорки? (Народ)

-Когда появились пословицы и поговорки?

-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)

-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?

(Портрет)

Г) Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания  почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа». 

4.  Игры, конкурсы, занимательные задания.

(Класс делится на три команды, дети получают задания)

А) Игра «Перепутаница»

-К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.

Что с возу упало, того не вырубишь топором.

( Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.

( Хочешь есть калачи –  не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

( Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)

Б)  Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)

В) Игра «Закончи пословицу»

(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)

Терпение и труд…………(всё перетрут)

Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)

Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)

Чтение - лучшее………….(учение)

Поспешишь - ………..(людей насмешишь)

Сделал дело -……………(гуляй смело)

С волками жить……..(по-волчьи жить)

Худой мир….(лучше доброй ссоры)

На безрыбье……..(и рак рыба)

Шила в мешке……(не утаишь)

Один в поле…..( не воин)

Новый враг хуже……(старых двух)

Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.

Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь

Д) Конкурс «Магические числа»

Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)

Ж) Конкурс «Собери пословицу»

Пословицы рассыпались.

(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)

(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)

(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)

З) Конкурс «Поле чудес»

На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв,  по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.

 

УЧЕНЬЕ-СВЕТ,НЕУЧЕНИЕ-ТЬМА

 

Е) Конкурс «Угадай»

Досказать пословицу

Любишь……..(кататься, люби  саночки возить)

Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)

Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)

Жизнь………(прожить - не поле перейти)

Овчинка…….(выделки не стоит)

5.Заключительная часть(рефлексия). 

-Вот и подошло наше занятие к концу. 

-С чем мы сегодня знакомились на уроке?

Я надеюсь, что вы  теперь сможете отличить их друг друга.

-Что было самым интересным?

-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Красна речь пословицей" (2-3 класс)

Перед проведением интеллектуальной игры, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая к...

Внеклассное мероприятие " Красна речь пословицей"

Занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдется человек, который не пользуется мудрыми изречениями.Недаром в народе говорится: "Без угла дом не строитс...

Конспект урока по литературному чтению «Красна речь пословицей и поговоркой»

laquo;Красна речь пословицей и поговоркой»Цели:1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некото...

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой"

Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой". Презентацию можно использовать по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности....

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»

Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Красна речь пословицей"

Перед проведением внеклассного мероприятия, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает назван...

Урок литературного чтения "Красна речь пословицей".

Обобщение знаний учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества....