анализ итогового тестирования по чтению в 1 классе
статья по чтению (1 класс)

Павлова Мария Николаевна

 В конце 1 класса проводила итоговое тестирование по чтение в 1 классе. Подробный анализ  работы с текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Таблица.  Анализ результатов итоговой диагностики.  1 класс  Чтение.                                                                                                                                                           

Акишин А.

Венедиктов А.

Гляжунова В.

Егорова Л.

Егорова В.

Иванов И.

Иванова М.

Козлова В.

Козлов А.

Никитин И.

Николаев А.

павлов А.

Титова Е.

Смелов В.

Смирнов В.

Яковлева В.

Уровень сл.

Тип задания

                          Вариант

1

1

3

1

3

1

1

3

3

1

3

2

1

1

3

3

Обязательная часть работы

1. Общее понимание содержания текста

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

Б

с выбором ответа

3. Умение находить явную информацию

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Б

с выбором ответа

3. Умение находить явную информацию

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

Б

с выбором ответа

4.Умение находить явную информацию

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Б

с кратким ответом

5. Установлений правильной последовательности

1

0

1

0

1

1

2

1

2

2

2

1

0

1

1

1

Б

с самостоятельным вписыванием цифр

6. Умение находить явную информацию

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

Б

с кратким ответом

7. Умение находить  информацию, заданную в неясном виде, делать на основе прочитанного несложный вывод

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Б

с выбором ответа

8. Интерпритировать содержание прочитанного (понимать общий смысл текста, авторский замысел, чувства главных героев)

1

1

1

2

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

Б

с развернутым ответом

Дополнительная часть

9. Находить информацию, заданную в явном  и неявном виде, делать на основе прочитанного несложный вывод.

1

0

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

1

2

2

П

с развернутым ответом

10. Определить авторский замысел, понять общий смысл текста, чувства героев.

2

1

1

1

0

2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

2

П

с развернутым ответом

1 группа умений 5 баллов

4

3

5

4

3

3

5

5

5

4

3

2

4

5

3

5

2 группа умений 2 балла

1

0

1

0

1

1

2

1

2

2

2

1

0

1

1

1

3 группа умений 7 баллов

5

2

5

6

2

5

7

6

6

6

4

5

5

5

7

7

Всего 14 баллов

10

5

11

10

6

9

14

12

13

12

9

8

9

11

11

13

           

Работа составлена для проведения мониторинга осознанности чтения учащихся начальной школы.    В тестировании принимало участие 16  обучающихся с разным уровнем развития.

  Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся
1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности      некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

1. Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1-го класса начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).

Занятия велись по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкий «Школа России»

Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Все задания можно разделить на 3 группы.

  1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.
  2. Задания на  установление последовательности событий. Ученик должен представить как события, о которых рассказывается, разворачиваются во времени, восстановить сюжет истории.
  3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста. Ответа на эти задания в готовом виде нет. Необходимо самостоятельно связать разные сообщения из текста, самостоятельное размышление и интерпретация.

38% учеников достаточно быстро справились с этой группой заданий.

  •  Задание 1.   У 31% встретились трудности в определении  главной мысли, о чём рассказывается в данном произведении, некоторые стремись указать 2 ответа .
  • В 2 задании 25% при чтении  текста отметили , что братьям стало холодно,  а не потому  что наступила ночь.
  • В задании 3 допустили    ошибки  12 % отметили 2 варианта ответов.
  • В 4  и в 6  вопросе  18%   учеников   неправильно ориентируются в тексте, перечитывают текст не осознавая прочитанного, очень медленно читают.

25% обучающихся чётко могут удерживать в памяти основные события в сказке, могут пересказывать, различать и устанавливать  порядок  в котором рассказывается о событиях. Восстанавливают сюжет истории.

56 % обучающихся в  понимании последовательности смысловых частей текста допустили 1 ошибку.  Нарушен порядок и допущено по одной ошибке. Например,  в тесте «Два брата» отметить 2 нужно было  «Спрятались братья под печкой» многие  отметили   «Кузнечик предложил пойти в поле» эти дети недостаточно могут удерживать основные события в памяти, часто не проверяют информацию, редко возвращаются  к предложенному тексту.

19 % Трудности у этих детей с пересказом. Иногда могут отойти от задания и вообразить текст совсем  по- другому.

7 задание  88 % справились с заданием

 18% учеников не справились с заданием.

8 задание.

                 У 32 % детей   дан ответ, свидетельствующий о высоком уровне понимания авторского замысла:                                                                                                   1 в   В ответе указано, что братья не смогли найти место, где бы им обоим нравилось, а жить там, где им не нравится, каждый из них не захотел.                                                                                                                                                                                                                                                         3 в .  Указано, что башмак счастлив оттого, что стал полезным не только великанчику, но и другим..                                                                               2. В.  Указано, что другие муравьи поняли, что вместе жить лучше, есть кому друг за друга заступаться.

     68%     учеников  отражено понимание событийной линии сказки: в ответе указывается, например, что башмак счастлив, потому что катает людей,  что Сверчку нравится там, где тепло, а Кузнечику там, где холодно ИЛИ что Сверчку в поле холодно, а Кузнечику в доме жарко.

В основном дети  с этим задание справились очень хорошо.

9 задание повышенной сложности.

 У 62 % обучающихся приведены приведено два примера, которые соответствуют содержанию сказки.

 У 32 % по одному примеру .

 С данным задание не справился 1 ученик. – 6 %

10 задание повышенной сложности.

50 % выбран ответ «Да» и приведено правильное объяснение.

42%  выбран ответ  и «Да» и «Нет» и приведено указание, которое необходимо уточнить                                                                                               6 %  выбрано только утверждение «Да» или «Нет», объяснений не приведено

      По итогам итогового тестирования, можно сказать, что обучающиеся в основном очень хорошо справились с предложенной работой.

   В основном плохо справились  дети, которые медленно   читают, плохо пересказывают содержание текста и имеют низкий уровень речевого  развития. Плохо владеют анализом и синтезом.

Чтение — это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе (а еще лучше — до поступления в школу). Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно, то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование и того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В существующей школьной программе не учтен тот факт, что письмо не является простым визуально-графическим навыком. Недаром его определяют как письменную речь. Сформировать письменную речь невозможно посредством заучивания способов написания элементарных графических единиц (букв, слов). Сначала необходимо понять смысл графических знаков. Ребенок должен соединить графические изображения слов с соответствующими осмысленными образами, речевые эквиваленты которых у него уже имеются. В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связываются его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. После этого его можно учить грамоте и развивать его письменную речь. (О примитивности письменной речи ярко свидетельствуют сочинения учащихся начальной школы, часто состоящие всего из 4-5-ти простых предложений, хотя их устные рассказы на эту же тему могут быть очень интересными.)

Пока ребенок не научился читать, этой «тройственной связки» (звук — смысл — изображение) у него в голове нет. Именно поэтому (он не может перевести в графическую форму то, что слышит или произносит. Диктанты, изложения и сочинения плохо читающие дети пишут безобразно, сливая слова или разрывая их на куски, пропуская, переставляя, заменяя буквы и слоги. Подобное письмо определяют как дисграфию, и ребенка отправляют к логопеду. Если занятия с логопедом сосредоточены только на выправлении письма, то их эффективность бывает минимальной, как бы интенсивно они ни проводились. Писать диктанты дети все равно не научатся. Однако, списывая с учебника или с доски, они могут почти совсем не делать ошибок, если у них хорошо развиты внимание (тест Тулуз-Пьерона) и зрительный анализ (тест Равена).

Если ребенок невнимателен (например, при ММД), отличается слабо- или среднеразвитым визуальным анализом, то и при выполнении упражнений он будет делать массу нелепых ошибок, так как у него отсутствует смысловой контроль — понимание. Попробуйте сами переписать текст или тем более сделать упражнение на незнакомом вам иностранном языке, в котором используется, в общем-то, знакомый вам набор латинских букв. Даже если вы будете знать правило работы (что надо сделать), все равно вы ее не сможете выполнить. Самое большее, на что вы будете способны — это, срисовывая слова по буквам, скопировать текст. При этом работать вы будете очень медленно (вспомните, с какой скоростью пишут дети). А если вас начнут торопить, заставляя «срисовывать» быстрее, то в вашей работе будут все те ошибки, на основе которых ставят диагноз «дисграфия». Возможности одного визуального контроля ограничены, только осмысленный контроль позволяет выполнять любую деятельность грамотно и безошибочно

Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем. Естественно, что в этом случае дальнейшая зубрежка правил, тренировки по распознаванию букв, слогов или «срисовывание» текстов (переписывание книг) не улучшают положения. Напротив, чем больше страниц с ошибками ребенок напишет, тег глубже упрочивается дисграфия, так как это механическое, бессмысленное, безграмотное письмо усваивается и автоматизируется. Лучше на время отступиться от письменных занятий и сосредоточиться на чтении.

Если ребенок «застревает» на послоговом чтении, не надо требовать от него чтения вслух. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух и осмысливание (понимание прочитанного) —две независимые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит одновременно » произношением. Но попробуйте громко вслух прочитать газетную передовицу или незнакомый научный текст. Пересказать смысл прочитанного будет сложно. Вам придется еще раз пробежать глазами этот текст, чтобы выделить в нем основные смысловые моменты. Чтение аналогичных текстов про себя позволяет сразу понять общий смысл текста и пересказать его.

Когда ребенок только учится читать, ему трудно распределять внимание, сознательно контролировать и выполнять одновременно две деятельности: озвучивание и осмысление. Ребенок с ММД вообще этого сделать не сможет, так как распределение внимания у него отсутствует. Если до школы он не научился читать сам, то дислексия ему почти гарантирована. Обычно дети «застревают» на этапе медленного чтения, пока не сделают выбор в пользу какой-то одной деятельности. Если мы все время заставляем ребенка читать вслух, то он выбирает озвучивание и иногда осваивает эту операцию настолько, что вполне успешно проходит проверку на технику чтения. Однако книжек такой ребенок не читает, потому что не понимает прочитанного. Аналогично при плохом знании иностранного языка мы вполне сможем прочитать и озвучить небольшой текст, понимая при этом только отдельные знакомые слова, а не смысл всего отрывка. Естественно, книг на этом языке мы не читаем, потому что не можем понять прочитанного.

     Когда при обучении чтению используются «формальные» логопедические приемы, то ребенок обучается не чтению, а озвучиванию. Тренировки на звукослияния и звукосочетания приводят к тому, что ребенок «усваивает» формальные законы построения слов русского языка и может легко и бегло читать вслух, абсолютно не понимая смысла читаемого текста. Естественно, что в этом случае читать книги ребенок не будет, письмо останется также безграмотным.

Неумение ребенка читать может очень долго маскироваться. Согласно методике обучения рекомендуется сначала прочитывать ребенку текст, чтобы у него был пример правильного и выразительного чтения. Так поступают и учителя, и родители. Если текст состоит из 2-3-х предложений, то ребенок его просто запоминает и далее воспроизводит почти наизусть, а не читает. Даже когда тексты становятся длиннее, ребенок может точно также воспроизводить их содержание дословно по памяти, глядя в текст и используя отдельные знакомые слова в качестве опорных. И только когда тексты становятся длиною в страницу и более, может выясниться, что ребенок читать еще не научился. Чтобы не заблуждаться относительно сформированности у ребенка навыка чтения, предлагайте ему самостоятельно разбирать незнакомые тексты, которые вы не читали ему предварительно.

Если при диагностике выясняется, что ребенок плохо читает (зона II), то есть разбирает и понимает только отдельные слова, то нельзя продолжать требовать от него озвучивания. Пусть он сначала разбирает текст «глазами», про себя. Потом, задавая ему вопросы, можно обсудить содержание прочитанного и выяснить, правильно ли ребенок понял текст. Только после этого можно предложить ребенку прочитать текст вслух, так как громкое выразительное чтение требуется в школе.

На этапе обучения чтению (вне зависимости оттого, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста. Плохо читающий ребенок действует следующим образом: разбирает первое слово в предложении, запоминает его, потом начинает разбирать следующее слово, которое также надо будет запомнить. Пока он таким образом добирается до конца предложения, он забывает, с чего оно начиналось. Если есть картинка, то слова как бы сами встраиваются в ее общий смысл и легко запоминаются, а общий смысл предложения в связи с картинкой понимается даже раньше, чем оно полностью прочитывается. Ребенок вдруг осознает, что ему понятно то, что он читает. Учить чтению важно на тех текстах, которые ребенку хотелось бы прочесть. Дети, намучившиеся с чтением в школе и ненавидяще книги, лучше всего обучаются по комиксам. В нашей практике детям хватало двух недель, чтобы произошел качественный сдвиг и они начинали читать. Мы использовали не только комиксы, но и рекламные проспекты (автомобилей, компьютеров), и любые другие простые тексты, лишь бы ребенок захотел их читать.

За последние 10 лет требования к технике чтения в начальной школе были снижены. Полное освоение этого навыка предполагается только к концу третьего класса. Однако наши исследования показывают, что такого постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается не сформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении. Такие дети больше любят математику, могут хорошо решать примеры (и даже очень сложные), но задачи уже могут быть для них проблемой, так как они не всегда правильно прочитывают и понимают их условия.



Предварительный просмотр:

УМК «Школа России». 

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

1 класс

Технологическая карта № 1

Тема

О братьях наших меньших (6 ч)

Цель изучения темы (имеется в виду цель учителя, т.е. что надо именно учителю сделать, организовать и пр.)

Познакомить с произведениями о животных, сравнивать художественный и научно-познавательный тексты; упражнять в совершенствовании навыка чтения,  озаглавливании  произведений; освоить способ пересказа по рисунку;  расширять словарный запас, учить пользоваться словарями.

Продолжать формирование умений  работать индивидуально, в парах, в группах.

Формировать читательский вкус, умение  ориентироваться в книге для  чтения и самостоятельно осуществлять выбор необходимой информации для создания образа героя.

Воспитывать любовь к животным, проявлять к ним сочувствие и заботу

Термины и понятия

Научно-познавательные тексты,  английский пойнтер, болонка, колли, пудель,  лайка, ангорская кошка, бирманская кошка, сиамская кошка, канадский сфинкс, персидская кошка, европейская кошка, бенгальская кошка  энциклопедия,  зеленая водяная лягушка, коричневая лягушка, маленькая озерная лягушка, зеленая древесница, икра, головастики, лягушонок, зорьки, горихвостки, событие рассказа, поступок героя, сказки-несказки, стихотворения-сказки.

Информационно-образовательная среда

                                                               Ресурсы

1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.  и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 2.  Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013.                                                                        

2.Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение.  Рабочая тетрадь. 1 класс. - М., 2013.  

3. Аудиоприложение на электронном носителе (МР3).

4.Толковый словарь (любое издание).

5.Рабочие презентации учителя (по усмотрению и с учетом потребности).

6.Климанова Л. Ф. и др. Рабочие программы.

7.Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические   рекомендации.                   1 класс. - М., 2012.

8.Стефаненко Н. А. Учусь учиться.  Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение. Диагностическое пособие для учащихся. - М., 2013 (готовится к изданию).

9.Тишина Т.Н., Аристова Т.В.  Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс   Диагностическое пособие для учителя. – М., 2013 (готовится к изданию).

10.Цветные стикеры  для самооценки результатов деятельности

  Межпредметные связи с другими предметами

  1. Обучение грамоте (артикуляция шипящих  звуков, скороговорки).  
  2. Окружающий мир (природа, человек, животный мир).

3. Русский язык (алфавит, предложение, предложения  по  цели высказывания и эмоциональной окраске, конструирование небольших текстов на определённую тему или по рисунку).

4. ИЗО (сопоставление текстов с иллюстрацией, составление текстов по иллюстрациям). 

I. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся:                                                              

  • Читать слова, верно выделяя ударный слог,
  • отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы.
  • Осознавать  цель чтения.
  • Различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради».
  • Уместно использовать понятия  «слово», «предложение, «текст».                                                                                        
  • Читать плавно по слогам.
  • Овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений.
  • Уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым.
  • Уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным.
  • Участвовать в коллективных беседах по прочитанному.                                                    
  • Отличать прозаический текст от поэтического.  
  • Знать жанровые особенности сказки, стихотворения; уметь различать эти жанры.
  • Понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы.
  • Использовать различные виды чтения (в первом классе, преимущественно, ознакомительное, смысловое).                                                                                  
  • Уметь работать с Толковым  словарем.
  • Читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, чтение целым словом, интонация конца предложения).        
  • Составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.                                                           Получат возможность научиться:       
  • Овладеть способом чтения целыми словами; при помощи чтения  передавать настроение автора.
  • Ориентироваться в информационном аппарате учебника, его элементах, опираться на них при  выборе книги.
  • Осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением.
  • Использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности.

1.Регулятивные                                                                    

  • Осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула.                                                                                   Осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы.
  • Осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах.
  • Оценивать поступок героя.
  • Коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока.
  • Воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин.

2.Познавательные                                                                          

  • Осознавать  роль чтения.
  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике.  
  • Пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений.
  • Сравнивать и сопоставлять произведения между собой.
  • Сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией.                                                                            
  • Строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения).
  • Осознавать смысл понятий «слово», «предложение», «текст», «план текста, «вопрос к тексту», «тема», вводить их в свой активный словарный запас.
  • Проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий.                                                                                        
  • Понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого.                                                                              
  • Понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект».

3.Коммуникативные                                                            

  • Уметь воспринимать  на слух  художественное произведение.                                                                                
  • Включаться в диалог с участниками образовательного процесса.
  • Уметь договариваться в паре, группе по ходу  в ходе работы над текстом.
  • Строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме.
  • Находить нужную информацию в словаре, в книге, у взрослых.                                                              
  • Овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу.                                                  
  • Проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/ учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектные и творческие работы.                                                                                                                                                          
  • Проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи.
  • Осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.
  • Бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение».
  • Соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе.
  • Оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо».                                                                                                              
  • Пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии.
  • Познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению.
  • Знать и называть морально-нравственные  ценности.
  • Знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.

Условные обозначения

У –  учебник                                         РТ – рабочая тетрадь                        

ФР - фронтальная работа                  ИР-индивидуальная работа

II. Этапы изучения темы

Тематическое планирование раздела

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Урок № 1                                      Сравнение художественного   и научно-познавательного текстов о собаках                                       С. Михалков. Трезор.

И. Токмакова. Купите собаку.                                                             Собаки бывают… (научно-познават. текст).                                          С. 53-58, 62-64, У

С.59-60,  РТ

Урок № 2                                      Сравнение художественного   и научно-познавательного текстов о кошках                                       М. Пляцковский. Цап Царапыч.                        Г. Сапгир. Кошка.                                     Кошки домашние… (научно-познават. текст)  

С.65-67, У

С.60-62,  РТ

Урок № 3                                     Сравнение художественного   и научно-познавательного текстов о диких животных                                       Д. Хармс. Храбрый еж.                               Н. Сладков. Лисица и еж.

В. Берестов. Лягушата.  

Лягушки (научно-познават. текст)                                    С.68-69, 71-73,  У

Урок № 4                                  

Берегите животных!           Обобщение и проверка знаний по разделу  

Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения»,                     В. Осеева. Плохо.              В. Лунин. Никого  не обижай.

С. Михалков. Важный совет.                     С.60-61, 70-71,  У

С.57-58,  РТ  

           

Урок № 5                                      

Обобщение и проверка знаний. Итоговая  контрольная  работа за год: работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».

Р. Сеф. Кто любит собак  

С.59, У

С.62-65, РТ

Урок № 6

Резервный урок                                    

ФР:

  • Работа со шмуцтитулом.              -Знакомство с названием раздела.

-Прогнозирование содержания раздела.                                   -Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

-Выставка книг по теме.

ФР:

  • С. Михалков. Трезор.                        -Чтение стихотворения учителем.

-Беседа по вопросам учебника.

-Культивирование ценностной позиции по отношению к братьям нашим меньшим, проявления  любви, терпимости к шалуну-щенку на основе  отношения автора к описанному событию.

ИР:

  • И. Токмакова.  Купите собаку.

-Подготовка и чтение стихотворения  целым словом.

ФР:                                                     -Определение отношения автора к проблеме, формирование у  учащихся  на этой основе любви к животным, желание иметь своего любимца и общаться с ним.

-Упражнения  в выразительном чтении стихотворения.

ФР:

  • Знакомство с научно-познавательной  информацией о собаках.
  • Сравнение художественного и научно-познавательного текстов (словарь, эмоциональность и т.д.)

ФР:

  • Прогнозирование задач урока.
  • Знакомство с художественными произведениями о кошках.
  • Чтение стихотворения  М. Пляцковского «Цап Царапыч». Формирование положительного отношения к персонажу через отношение автора, развитие чувства юмора.
  • Знакомство с  научно-популярным текстом о кошках. Выполнение задания к тексту.
  • Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Определение преимуществ каждого из них.
  • Совершенствование навыка выразительного чтения по ролям.

ФР;

  • Прогнозирование задач урока.
  • Знакомство со сказками-несказками  Д. Хармса, Н. Сладкова.
  • Д. Хармс. Храбрый еж.

-Хоровое чтение с регулировкой дыхания.

-Дифференциация правды и вымысла в тексте.

ИР:

-Соотнесение текста и иллюстрации. Подбор подписи под картинкой  из изучаемого текста.

ФР:

  • Н. Сладков. Лисица и еж.

-Чтение диалога по ролям.

-Дифференциация правды и вымысла в тексте.

  • В. Берестов. Лягушата.                    -Чтение, определение жанра (стихотворение-сказка).                                                -Дифференциация правды и вымысла в тексте.

ИР:

-Влияние стихотворения на настроение.

ФР:

  • Чтение учителем научно-популярного текста.
  • Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Определение преимуществ каждого из них.
  • Вывод детей о важности существования различных животных в природе,   об отношении к ним.

 

ФР :

  • Прогнозирование задач  урока.
  • Работа по  рассказу                                В. Осеевой  «Плохо».

  -Словарная работа: ЯРОСТНО, ГНЕВНО, ВЗЪЕРОШЕННЫЙ.

  -Анализ развития действия.

  -Соотнесение иллюстрации и текста.                                                     -Обучение пересказу рассказа по рисунку на основе предложенного алгоритма.

  -Оценочные суждения детей о персонажах рассказа.                                 -Выработка нравственной  позиции  по отношению к слабым.

  • Формирование нравственной позиции по отношению к братьям нашим меньшим в процессе работы над стихотворениями.

ИР в РТ :

  • Работа с рубрикой  «Проверим себя и оценим свои достижения».
  • Самооценка и оценка  уровня приобретенных в разделе знаний.

ФР :

  • Прогнозирование  задач урока.

Работа в парах:

  • Чтение стихотворения                 Р. Сефа «Кто любит собак»

ФР:

-Индивидуальное чтение стихотворения.

-Хоровое чтение главной мысли стихотворения.

ИР в РТ:

  • Выполнение итоговой годовой контрольной работы, с. 62-65.

ИР:

  • Дополнительное чтение для выполнивших контрольную работу: рубрика «Из старинных книг», «Разноцветные страницы».

1

1

1

1

1

  • прогнозировать содержание раздела;
  • планировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула;
  • анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела;
  • представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом;
  • воспринимать на слух художественное произведение;
  • определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);
  • расширять кругозор знание о собаках;
  • учиться читать произведение с выражением;
  • определять отношение автора к  животным  с помощью анализа лексики произведения;
  • выражать готовность делать животным добро;
  • сравнивать художественный и научно-популярный текст;

  • планировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула;
  • воспринимать  на  слух произведение (учитель, электронный источник);
  • овладевать способом чтения целым словом с применением различных приемов;
  • читать произведение выразительно, отражая настроение, спроецированное автором;
  • характеризовать героя художественного  текста  на основе поступков;
  • упражняться в чтении диалога по ролям;
  • сравнивать художественный и научно-популярный текст;
  • определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);

  •  прогнозировать тему и задачи урока на основе страниц учебника и шмуцтитула;
  • совершенствовать способ чтения целым словом в ходе хорового чтения под управлением учителя с помощью счета;
  • соотносить  содержание произведений с действительностью для определения правды и вымысла;
  • соотносить иллюстрацию с содержанием произведения;
  • сравнивать художественный и научно-популярный текст;
  • определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);
  •  упражняться в чтении диалога по ролям;
  • определять влияние прочитанных произведений на настроение;
  • проявлять по отношению  к животным  доброту, заботу;

  • прогнозировать тему и задачи урока на основе страниц учебника и шмуцтитула;
  • совершенствовать способ чтения целым словом в ходе хорового чтения под управлением учителя с помощью счета;
  • соотносить иллюстрацию с содержанием произведения;
  • пересказывать текст или фрагмент текста с помощью иллюстрации на основе предложенного алгоритма;
  • рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций;
  • проявлять по отношению  к животным  доброту, заботу; терпение;
  • оценивать отношение персонажей произведений к животным с помощью выявления авторского отношения к описываемому сюжету;
  • оценивать свое поведение и отношение к животным;
  • оценивать уровень своих умений  и знаний  по чтению, приобретенных в процессе изучения раздела;

  • прогнозировать тему и задачи урока на основе страниц учебника и шмуцтитула;
  • совершенствовать способ чтения целым словом в ходе индивидуального чтения с обозначением соответствующих помет;
  • работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу;
  • оценивать свой ответ в соответствии с образцом:
  • планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
  • могут  прогнозировать

содержание раздела  на основе страниц учебника, авторского текста и шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;

  • умеют планировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;
  • умеют устанавливать соответствие на представленной выставке книг  между тематикой книг и темой раздела;
  • умеют по коллективно составленному плану кратко представить книгу с выставки;
  • умеют слушать выразительное чтение произведения учителем  или с электронного источника;
  • могут определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);
  • умеют сравнивать

художественный и научно-популярный текст (под руководством учителя);

  • знают правила обращения с братьями нашими меньшими, умеют их выполнять под контролем взрослых ближнего (учителя, родителей) и дальнего круга;
  • умеют применять  способ чтения целым словом (с помощью и под руководством учителя) после предварительной подготовки;
  • умеют демонстрировать  в процессе чтения оценочную интонацию после предварительной подготовки;

  • умеют планировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;
  • умеют воспринимать  на  слух произведение (учитель, электронный источник);
  • умеют применять способ чтения целым словом с применением различных приемов после предварительной подготовки;
  • умеют под  руководством учителя читать  текст выразительно, отражая настроение  автора, после предварительной подготовки;
  • умеют характеризовать   героя художественного  текста  на основе поступков  (под руководством учителя);
  • умеют читать по ролям после предварительной подготовки;
  • умеют определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);
  • умеют сравнивать художественный и научно-популярный текст;

  • умеют планировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;
  • умеют применять способ чтения целым словом с применением различных приемов после предварительной подготовки;
  • умеют под руководством учителя соотносить  содержание произведений с действительностью для определения правды и вымысла;
  • умеют  с помощью учителя соотносить иллюстрацию с содержанием произведения;
  • умеют воспроизводить  диалог с помощью  чтения по ролям после предварительной подготовки;
  • умеют в примитивной форме определять и выражать в высказывании влияние прочитанных произведений на настроение;
  • знают нравственные  установки в отношениях с животными  и умеют их исполнять под контролем взрослых;
  • умеют определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя);
  • умеют сравнивать художественный и научно-популярный текст;

  • умеют прогнозировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;
  • умеют применять способ чтения целым словом с применением различных приемов после предварительной подготовки;
  • умеют соотносить иллюстрацию с содержанием произведения;
  • умеют пересказывать текст или фрагмент текста с помощью иллюстрации на основе предложенного алгоритма;
  • умеют рассказывать небольшие истории (3-5 предложений) из жизни братьев наших меньших в качестве  выражения  своего  мнения  при обсуждении проблемных ситуаций;
  • знают нравственные  установки в отношениях с животными  и умеют их проявлять (доброта, забота, терпение) под контролем взрослых;
  • умеют оценивать поступки персонажей прочитанных произведений по отношению к животным с помощью выявления авторского отношения к описываемому сюжету;
  • умеют объективно оценивать свое поведение и отношение к животным только под контролем взрослых;
  • умеют  совместно с  учителем оценивать уровень своих умений  и знаний  по чтению, приобретенных в процессе изучения раздела;

  • умеют прогнозировать работу на уроке в соответствии с содержанием планируемых результатов шмуцтитула с последующей корректировкой учителя;
  • умеют применять способ чтения целым словом расставления помет  после предварительной подготовки  по расставлению  помет;
  • умеют работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу под контролем учителя;
  • умеют объективно оценивать свой ответ в соответствии с образцом только с помощью учителя;
  • умеют планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок только с помощью учителя.

1.Диагностические методики:

  • хронометраж,
  • тестовые задания,
  • контрольные работы,
  • творческие работы,
  • индивидуальный устный опрос,
  • цветопись,
  • выбор фрагмента с пометами на кальке,
  • проект,
  • план,
  • наблюдение за практической  деятельностью учащихся на уроке с фиксацией на специальных бланках  

с целью определения  уровня планируемых результатов, выявления зоны актуальных достижений и зоны ближайшего развития,

обнаружения пробелов.

2.Разработка системы адресных заданий по педагогической коррекции.

3.Источники диагностических материалов:

  • тексты тестовых заданий

-в РТ, стр.45,

-в У, с78;

  • диагностические  пособия:

-Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение.;

-Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс и др.

Комплексное применение знаний и способов действий                               

  1. Знания:
  • из области литературоведения;
  • из области психологии;
  • из области русского языка;
  • из области окружающего мира;
  • из области детской и классической  литературы и др.
  1. Способы действий:
  •  «Как пользоваться словарями»;
  • «Как пересказать рассказ по рисунку»;
  • «Как пересказать текст по вопросам».

  • применять продуктивно в комплексе знания  классической и детской литературы, литературоведения, русского языка, психологии, знания об окружающем мире и  способы читательской деятельности для:
  • формирования желания общаться с книгой,
  • ориентации в круге чтения,
  • расширения кругозора,
  • более глубокого понимания прочитанного,
  • воспитания любви к живой природе через всестороннее знакомство  с наиболее часто встречающимся детям в жизни домашним и диким обитателям;
  • развития регулятивных, познавательных и коммуникативных  УУД   и др.

умеют использовать  интеграцию   знаний и способов действий для формирования регулятивных, коммуникативных УУД,  личностных результатов, мотивации  к чтению как составляющей читательской компетентности в процессе знакомства с художественными и научно-познавательными произведениями о животных, ориентации в круге чтения,

расширения кругозора,

более глубокого понимания прочитанного,

воспитания любви к живой природе через всестороннее знакомство  с наиболее часто встречающимся детям в жизни домашним и диким обитателям.

       Диагностика затруднений учащихся:

  • наблюдение,
  • индивидуальный опрос,
  • проверка в виде тестовых заданий,
  • выполнение творческих работ.

Разработка системы адресных заданий по педагогической коррекции

Обобщение и систематизация знаний и способов действий           

  • Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» учебника «Литературное чтение,1класс, ч.2», стр.78.
  • Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» рабочей тетради «Литературное чтение, 1 класс», стр.52.
  • Работа со шмуцтитулом,    с. 55.
  • Работа со вступительной авторской статьей, с. 56.
  • Работа с памяткой «Как пересказать рассказ по рисунку».

 

Обобщать и систематизировать научные  знания  и способы действий при работе с   научно-познавательными произведениями и произведениями   известных детских писателей и поэтов о животных;  

применять общий  способ действий, направленных  на   формирование познавательным УУД «Смысловое чтение» с учетом возрастных психофизиологических особенностей  и уровня планируемых предметных достижений

Умеют применять в ходе работы с научно-познавательными  и  художественными текстами о животных научные знания:

  • по русскому языку;
  • знания  о представителях живой природы;
  • знание творчества детских поэтов и писателей;
  • способ грамотного чтения целым словом;
  • способы выразительного чтения;
  • способы подготовки пересказа;
  • способы понимания  текста;
  • способ работы со словарем;
  • способы сравнения научно-познавательного и художественного  текстов;
  •  чтения по ролям

Выявление

зоны актуальных достижений и зоны ближайшего развития на основе:

  • выполнения тестовых заданий,
  • проведения индивидуального опроса,  
  • проверки и анализа  выполненных работ,
  • подбора системы коррекционных заданий для индивидуальной работы

Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий

  • Самооценка «Я научился», РТ, с.62.
  • Выполнение тестовых заданий из пособия «Диагностика достижений…»
  • Выполнение итоговой контрольной  работы  с.63-65

  • Читать тексты о животных после предварительной подготовки осознанно,  целым словом или плавно по слогам, на основе усвоения и применения разных способов;
  • озаглавливать произведения;
  • различать и сравнивать научно-познавательные и художественные тексты;
  • пересказывать небольшой текст по вопросам;
  • выполнять творческие задания, связанные с произведениями о животных;
  • проявлять заботу о   братьях наших меньших.

  • Умеют  читать плавно по слогам и целым словом;
  • владеют различными способами чтения, представленными в предыдущих разделах,  и умеют пользоваться наиболее предпочтительным для себя;
  • умеют  дифференцировать научно-познавательные и художественные произведения;
  • умеют выполнять творческие задания по произведениям о животных;
  • умеют пересказывать небольшой текст по вопросам;
  • умеют проявлять заботу о собственных любимых домашних животных или под контролем взрослых -  о чужих или бездомных домашних  животных и представителях дикой природы.

Используемые материалы

  • тексты тестовых заданий

в У стр.78.

в РТ стр.58,62-65.

  • диагностические  пособия:

1.Стефаненко Н. А.   Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение;

2.Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс.

Обобщающее занятие

  • Формулировка задач урока.
  • Работа со шмуцтитулом, воспроизведение задач, стоящих перед разделом.
  • Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», У, с.78:
  • ФР: задания №1-4;
  • ИР: составление рассказа по  готовому плану;
  • Рассказывание своих текстов в парах друг другу и по желанию – всему классу.
  • ИР: письменное выполнение  тестового задания №6.
  • Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», РТ, с.62-65:
  • сопоставление задач на шмуцтитуле и сформулированных для самооценки предметных достижений;
  • выполнение письменных заданий.
  • Создание  и заполнение  таблицы для выполнения сравнительной характеристики художественных и научно-познавательных текстов.
  • Чтение текстов высказываний в рубриках  «Из старинных книг» (стр.74-75), «Разноцветные страницы»(стр.76-77)
  • Подведение итогов.  Организация рефлексивной деятельности  учащихся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты итогового тестирования 1 класса "В" по чтению

В 2010/2011 году в рамках пилотной школы по внедрению ФГОС наш ЦО №491 принимал участие в диагностике МЦКО, которая проводилась в 2 этапа. В конце 1 класса МЦКО прислал тесты по основным предметам. Пр...

Тест по чтению 2 класс "Готовимся к итоговому тестированию"

Проверка читательских компетенций учащихся...

Итоговое тестирование по литературному чтению, 2 класс

Итоговое тестирование по литературному чтению, 2 класс...

Итоговое тестирование в 1 классе по чтению и русскому языку

Тестирование составлено для выявления уровня обученности первоклассников в конце учебного года....

Итоговое тестирование за курс начальной школы по литературному чтению

Предлагаемые тесты являются эффективным и быстрым способом проверки базового уровня знаний, умений и навыков учеников начальной школы по окружающему миру....

Итоговое тестирование по литературному чтению во 2 классе

Литературное чтение один из главных предметов. Уметь осознанно читать, пересказывать этого не достаточно. Важно научить работать с тестами. Когда ученику необходимо вспомнить ряд прочитонного и с...