Главные вкладки

    Урок обучения грамоте в 1 классе. «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»
    методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

    Кривцова Лариса Владимировна

    Урок литературного чтения/обучение чтению «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_13.07.2017.docx26.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте/чтение, 13 декабря 2017

    Тема: «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»

    Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч'], буквами Ч, ч, развития речи, памяти, мышления.

    Планируемые результаты (предметные): устанавливают, что звук [ч'] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов.

    Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.

    Универсальные учебные действия (метапредметные): регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

    Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч'].

    Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, работают в парах.

    Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, предметные картинки, индивидуальные наборы звуковых карточек, сигнальные карточки «Светофор».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие гостей.

    Прозвенел звонок, начинается урок.

    Что пригодится для успешной работы на уроке? (Внимание, умение дружно выполнять задания, знания). Пожмите друг другу руки в знак взаимопонимания.

    1. Актуализация знаний.

    А. Повторение изученного материала.

    Какие звуки вам известны? (Звук грома, дождя, писк комара и т.д.) Какие звуки речи вам известны? (Гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие). Чем отличаются гласные звуки от согласных?

    Работа в парах. «Белая карта».

    Прочитайте слова. Соедините в пары слова с парными согласными. Назовите парные согласные.

    Гриб, лук, плот, ус, сноп, плод, воз, луг.

    Кому удалось найти все пары? Поднимите руки вверх.

    Б. Мотивация.

    Я предлагаю вам послушать звуки и определить, какому предмету они принадлежат?

    Звучат звуки часов (звуки боя курантов, звуки будильника, звуки кукушки на часах).

    Что это были за звуки? (Это звуки боя часов). Одинаково ли они звучали? Почему? (Разные звуки, потому что разные виды часов).

    Произнесите слово часы. Определите количество слогов в слове, назовите ударный слог. Составьте звуковую схему слова часы.

    Один человек работает у доски.

    Проверьте звуковую схему по алгоритму. Оцените свою работу при помощи «светофора». Какие были затруднения? Дайте характеристику первому звуку.

    (Согласный, глухой, мягкий?).

    1. Постановка учебной задачи.

    Почему возникли затруднения? Чего мы еще с вами не знаем? Сформулируйте цели урока? (Будем учиться выделять звук [ч'], давать ему характеристику, познакомимся с буквами Ч, ч. Будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой).

    1. Открытие нового знания.

    А. Работа со стихотворением С. Я. Маршака. Выделение звука [ч'].

    Часовщик, прищурив глаз,

    Чинит  часики для нас.

    Назовите слова со звуком [ч']. (Часовщик, чинит, часики). Какие родственные слова для слова часы встретились в стихотворении? (Часовщик, часики). Назовите общую часть в этих словах. Назовите местоположение звука [ч'] в этих словах.

    Кто такой часовщик? Часовщик – это профессия. В названии каких профессий встречается звук [ч']? За помощью вы можете обратиться к предметным картинкам. (Врач, летчик, учитель, печник, трубочист, чеботарь, чабан).

    Составьте звуковую схему слова врач. Дайте характеристику последнему звуку.

    Какой мы сделаем вывод? (Звук [ч'] – согласный, глухой всегда мягкий).

    Б. Физкультминутка «Ча-ча-ча».

    В. Обозначение звука буквой.

    Какой буквой обозначается звук [ч']. Почему их две? Чкалов, Чарушин, Чуковский, Чаплин – многие фамилии знаменитых людей начинаются на букву Ч.

    На что похожа буква Ч?

    Да, вы правильно решили:

    Ч мы пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

    Выложите из кружочков «Светофора» букву Ч.

    Найдите букву Ч на ленте букв. Где находится, какой звук обозначает?

    Г. Чтение слогов с буквой ч. Электронное приложение.

    Прочитайте слоги с буквой ч.

    Где б ни стала я, друзья,

    Прочитаюсь мягко я.

    Д. Сказка о том, как гласные пригласили Ч к себе в гости. Скрайбинг.

    На доске маркером выполняется схематический рисунок к сказке.

    В сказочном царстве, в алфавитном государстве, решили гласные Я, Ю, У и А пригласить в гости букву Ч. В гости к букве А зашла – чай с вареньем попила, а в гостях у буквы У – предложили ей хурму. Только буквы Я и Ю двери не открыли, букву Ч, друзья мои, в гости не пустили. Буква Ч твердит с тех пор:

    «С Я и Ю я не дружу!

    В гости к ним не захожу!

    Вы запомните, друзья,

    Их со мной писать нельзя! »

    С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У!

    Чтение слов: ЧАЙКА, ЧУЧЕЛО, ЧАЙНИК, ЧУДО.

    1. Закрепление знаний и способов действий.

    А. Работа по учебнику (стр. 4-5).

    • Чтение слов.
    • Чтение текста. Про какие часы вы прочитали? Объясните, где они находятся? Как проверить, правильно ли ходят ваши часы? (Точное время показывают по телевизору, можно узнать по телефону).  Как можно озаглавить текст.
    • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

    Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено? Обсудите с другом, для чего человеку нужны часы. Прочитайте загадку. Отгадайте.

    Вывод: часы бывают разные, но все они должны показывать точное время. Время нужно беречь. Ведь недаром говорят, делу время, а потехе час.

    Найдите вместе с родителями информацию о солнечных часах и представьте ее классу.

    Б.  Физкультминутка «Части речи»

    1. Включение нового знания в систему знаний.

    А. Работа в парах по карточкам.

    • «Зеленая карта». Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

    Чай, чайник, чайная, чайхана, чаепитие.

    Проверьте работу по алгоритму. Оцените работу пары.

    Какая общая часть есть у всех слов? Как называются такие слова? (Родственные).

    15 декабря отмечается Международный день чая. Этому событию мы посвятим наш классный праздник «Мы за чаем не скучаем». Сейчас ребята познакомят вас с историей происхождения чая.

    Выступление подготовленных учеников.

    В третьем тысячелетии до н.э. китайский император Чен Нун сидел в саду своего роскошного дворца и наблюдал, как слуги кипятят воду. Вдруг налетел ветерок и сорвал с ближайшего куста пару листочков. Они попали в кипяток, и он приобрел красивый золотисто-коричневый цвет. Император уловил чудесный аромат и захотел попробовать напиток. Восторг правителя вызвали терпковатый вкус и травяной запах, напиток тонизировал и придавал сил. Император распорядился выяснить, что за чудесный куст дает такие волшебные листья, и приказал выращивать его повсеместно и в изобилии. Так появился прапрачай.

    1. Рефлексия деятельности.

    Работа со слайдом.

    Продолжите мое предложение сегодня мы познакомились с новой буквой …

    Узнали новую профессию … Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем быстрее. Прочитаем хором (индивидуально). Кто самый внимательный? Сколько раз повторяется буква ч в скороговорке? (5). Кто из сказочных героев правильно охарактеризовал букву ч? (Чебурашка).

    Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофора».

    Задание для любознательных. Найдите вместе с родителями информацию о солнечных часах и представьте ее классу.

    Приложение

    «Белая карта»

    Соедини слова с парными согласными

    ГРИБ            ПЛОТ

    ПЛОД          УС

    ВОЗ              ЛУК

    ЛУГ              СНОП

    «Зеленая карта»

    Вставь буквы А или Я?

    Ч_й, ч_йник, ч_йная, ч_епитие, ч_йка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

    УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

    Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

    Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

    Урок обучения грамоте по теме "Твердый согласный звук[ш]. Буквы Ш.Ш

    Интегрированный урокс использованием ИКТ...

    Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

    Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

    Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

    Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

    Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Урок обучения грамоте. Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

    Цели: - формирование представления о смыслоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков;- развитие фонематического слуха, словесно-логического мышления, монологической речи учащихся;- формиро...