Литературное чтение. Тема урока: "Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака»"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Васильева Надежда Григорьевна

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Законы докучной сказки."Сказка про сороку и рака".  УМК ПНШ Учебник "Литературное чтение", автор Н.А. Чуракова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klass_s_fizminutkoy.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Васильева Надежда Григорьевна,

педагогический стаж 28 лет, учитель первой категории

Класс

1 «а» класс УМК «Перспективная начальная школа»

учебник «Литературное чтение», автор Н.А.Чуракова

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

Законы докучной сказки.  «Сказка  про сороку и рака»

Тип урока

Введение новых знаний

Виды деятельности / Элементы содержания

Произведение устного народного творчества. Восприятие  на слух и понимание художественного произведения.

Цели и задачи

Ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие умения составлять самостоятельно докучную сказку.

Планируемые результаты

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, использование знаково-символических средств

Метапредметные УУД: 

1)  Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.

2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения постановки и формулирования проблемы; развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования; развитие навыка переработки полученной информации;  делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других.

Предметные УУД: знать законы построения докучной сказки, уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки

Оборудование

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник.
  2. Презентация
  3. Карточки с материалами по теме урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

1.

Оргмомент

Мотивация

1 слайд

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу удачи.

2 слайд

Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовет.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

 - Куда опять мы отправляемся?

Оценивают свою готовность и настрой на работу

- на огороды Бабы Яги

Регулятивные УУД: самооценка готовности к уроку.

2.

Актуализация знаний

  - Сегодня 3 слайд Кот учёный  зовёт Мишу, Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадку о жителе огорода Бабы Яги:

Кто ни прикасается,

За того цепляется.    4 слайд

 - Дети, а репейники не пропускают наших друзей. Почему?  

- Придется Мише и Маше помочь придумать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше. Чтобы их рассказать, надо знать,  что такое докучная сказка? Нужно уметь придумывать докучные сказки.  

 - Что такое «докучная сказка»?

- Дети, репейник принёс записку. Прочитайте, что в ней?

5 слайд

1.Знак «Сюжет сказки движется по кругу».

2.Знак «Элементы сказки повторяются».

 

3.Знак «Сказка бесконечная».

 - Нужны ли нам законы докучной сказки? И для чего?

 - Вы умеете их придумывать?

 

  - Репейник.

 - Репейники  любят рассказывать и слушать докучные сказки.

 - Докучная сказка – это произведение, в котором многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Записка:

Это знаки. В них спрятаны законы докучной сказки. Расшифруйте  их.

Это вам очень поможет.

1.Знак «Сюжет сказки движется по кругу».

2.Знак «Элементы сказки повторяются».

3.Знак «Сказка бесконечная».

Да, они помогут нам придумывать докучные сказки.

Нет.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.

3.

Выявление места и причины затруднения

- Какая задача у вас?        6 слайд

            7 слайд

 - Замечательно!

Научиться придумывать докучные сказки

Познавательные УУД: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения
постановки и формулирования проблемы.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Чтобы закрепить знания законов докучной сказки, Репейник вам предлагает прочитать новую сказку.
- Откройте  учебник на стр. 8. Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о ком, о чём  пойдёт речь в сказке.

- Проверим ваши предположения

- Прочитайте название сказки в учебнике.

8 слайд

 - Послушайте сказку (Учитель читает сказку)

 - Ваши предположения оправдались?

- Прочитайте сами себе сказку и найдите слова действия сороки и слова действия рака.

(Выключаю компьютер,

 готовлю наглядности на доске)

 - Итак, слова действия сороки: 

- Слова действия рака:

- К какому закону отнесём слова действия сороки и рака?

- Найдите фразу, которая говорит о том, что сказка бесконечна.

 - Как вы поняли фразу «И так без конца!»?

- К какому закону отнесём ответ?

- Посмотрите на иллюстрацию с.8. Кажется,  у сороки голова идёт кругом.              

 - Интересно, почему?

- К какому закону отнесём ответ?

- Дети, прочитайте разговор Миши и Старшего Репья на с.8.

 

Попробуйте объяснить  Мише, почему легко запомнить докучные сказки?

 - А вы запомнили сказку? Попробуйте пересказать друг другу. (Работа в парах)

 - Дети, вы готовы пересказать сказку репейнику?

  - Молодцы!

Предположения детей: сказка докучная, речь пойдёт о сороке и раке.

Про сороку и рака

- Да. В этой сказке герои сорока и рак совершают одни и те же действия, которые повторяются. Значит,  сказка докучная.

- Сидит–смотрит

 - смотрит

 - смотрит

 - смотрит

 - смотрит, смотрит, смотрит

 - вылез и лезет

 - лезет, ползёт, лезет, ползёт

 - лезет,  ползёт

 - лезет,  лезет, ползёт,  ползёт

2.Знак «Элементы сказки повторяются».

- И так без конца!

 - У сказки нет конца, действия можно разместить по кругу.

3.Знак «Сказка бесконечная».

- Сюжет сказки движется по кругу.

1.Знак «Сюжет сказки движется по кругу».

 - Действия повторяются, а то, что повторяется, легко запоминается.

Дети у доски показывают её по ролям.

6.

Физминутка

   Маша шла, шла, шла,

(Дети шагают на месте.)

Маша ягодки нашла. (Разводят ручками.)

Опустилась, поднялась. (Опустились, поднялись.)

«Ах, какие ягодки!»

(Дети показывают, любуются ягодками.)

Посмотрела  на лужок,

(Смотрят из-под ладошки.)

Там увидела цветок.

Побежала за цветком. (Бегут на месте.)

7.

Включение новых знаний в систему знаний ребёнка

 - Дети, репейники никак не успокаиваются. Посмотрим на рисунок на стр. 9. Кто изображён?

 - Послушайте задание. (Читаю задание о сказках на с. 9 для сам. работы. )

 - О чём просит Репей Машу и Мишу?

 

 - О ком предложил Маше сочинить докучную сказку Кот?

 - Назовите главных героев сказки.

 - Чем делает белочка?

 - Что делает дятел?

 - О ком будет Мишина сказка?

 - Назовите главных героев Мишиной сказки.

 - Что делает медведь?

 - Что делает пчела?

- Сейчас вы  выберете, кто с какой сказкой будет работать. Работа в парах.  

( Раздаю жетоны, по которым происходит выбор сказки. Оранжевые – Мишина сказка, жёлтые – Машина  сказка), а жетоны непростые,  а с сюрпризом, к ним снова прицепился репейник.

 - Вам предлагается превратиться в артистов, сочините сказку и выйдите  на сцену и развеселите   детей и гостей - зрителей докучной сказкой.

 - Сейчас мы будем слушать пары. Слушайте внимательно.

Молодцы! Но репейники не отстают.

На рисунке изображена Маша с картинкой про дятла и белочку. А рядом Миша с медведем и пчелой.

- Старший репей просит Машу и Мишу сочинить  докучную сказку.

 - Маша: О Белочке и Дятле.

 - Белочка, Дятел.

 - Белочка сидит на сосне и щёлкает орешки.

 - Дятел долбит ствол сосны.

 - Миша: О Медведе и Пчеле

 - Медведь, Пчела.

 - Медведь лезет по липе за мёдом?

 - Пчела жужжит и отгоняет его от дупла.

- Составляют сказки и рассказывают.

Личностные УУД:  самоопределение – выполнение  задания,  ориентирующего на оказание помощи сквозным героям Маше и Мише в сочинении.

Познавательные УУД: развитие
навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
формирование навыка знаково-символического моделирования, развитие навыка переработки полученной информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

8.

Включение в систему знаний и повторение

 - Дети, помогите  Маше и Мише избавиться от надоедливых и приставучих репейников. Нарисуйте схему  к сказке  Маши,  про Белочку и Дятла или к сказке Миши,  про Медведя и Пчелу. И тогда репейники отстанут.

Возьмите листочки.

овал – это медведь

треугольник – это пчела

круг – это белочка

квадрат – это дятел

 - Кто выполнит задание в тетради, пройдёт к доске и покажет, как выполнил.

 - Что объединяет ваши рисунки?

 

Работа на листах

Маша      Миша

 - Движение  по кругу и повторяется.  

Коммуникативные УУД: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с
одноклассниками; развитие навыка внимательно
слушать и понимать речь других.

9.

Рефлексия

- Дети, завершается наш урок. Вернёмся к нашей задаче. Вы её выполнили?

- Маша считает, что репейники многому нас научили.

- Репейники остались довольны вашей работой, Машиной и Мишиной.

Репейники пропускают нас, Машу и Мишу дальше. А сами репейники остаются в огородах Бабы Яги. Сейчас мы вернём их в корзину и вернём в огороды Бабы Яги.

- У вас на партах лежат три рисунка солнышка: красное, жёлтое и синее.  

 - Эти цвета говорят нам о том, всё ли вам было понятно  и всё ли вы запомнили.

12 слайд

Жёлтое солнышко – я рад, что всё получилось.

Красное солнышко – у меня всё получалось, но я допускал ошибки.

Синее солнышко – сегодня было сложно.

Покажите, пожалуйста, то солнышко, которое вам сегодня ближе.

Мне работа всех детей понравилась. ………Продолжим наши путешествия на следующем уроке литературного чтения.

 - Да, выполнили…..

Ответы детей….

Дети показывают рисунок солнышка.

                   БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...