Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Петухова Марина Олеговна

Предмет: литературное чтение;

Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Открытый урок по литературному чтению:

В.А.Осеева

 «Волшебное слово».

                                                      Подготовила: М.О.Петухова,

                                                              классный руководитель 2 класса Б

2017/2018 учебный год


Предмет: 
литературное чтение;

Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Формирование УУД:

1.Личностные действия:

1.1формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
1.2формирование  мотивации к обучению и познанию
1.3 формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
1.4формирование уважительного отношения к иному мнению

2.Регулятивные действия:

2.1овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

3.Познавательные действия:

3.1 осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3.3установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

4.Коммуникативные действия:

4.1формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог

1.Организационный момент(слайд1-2)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам,

-Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.

2.Проверка домашнего задания- слайд 3-4 

Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем?( Я и мои друзья)

- Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)

- Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

Продолжите предложение на слайде

Выразительное чтение. Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)

Молодцы, ребята!

3. Формулирование темы и задач урока

Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? (Вежливые)

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

А теперь давайте проверим, все ли слова вы помните.

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед                
Говорит ему: «…»   (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»   (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

-А почему их так называют?

С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.(вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)

Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.

-Что такое биография?

Биографию рассказывает ученица(Соловьева Полина). слайд

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.

А еще я хочу добавить:

1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."

3. Призы и награды

Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

Откроем страницу 87.

- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?

-Как вы думаете, о чем оно будет?

- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова, сложные слова. А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Слайд

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

4.Первичное закрепление. слайд

Слушаем аудиозапись и думаем над вопросом:

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

-Проверка восприятия

- Назовите главного героя рассказа.

- Понравился вам мальчик? Почему?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

-А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

-Ребята, как, при помощи чего можно выразить просьбу? 

Сейчас двое из вас покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят.

Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
С помощью чего была выражена просьба?

-Как её выразить с помощью слов?

Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. 

-Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо просишь?

5.Физкультминутка. слайд

Игра "Пожалуйста".

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Играют в игру по правилам. Выполняют движения.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. слайд

Повторное чтение

Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.»(Чтение детьми текста)

- Работа над содержанием

-Как нужно произносить волшебное слово?

- Каким мы видим мальчика?

- Как он разговаривал с окружающими?

- Нравится ли он вам?

Чем он вам не нравится?

- Что случилось с Павликом?

- Можно ли было помочь мальчику?

Чем?

- Кто помог Павлику?

- Прочитайте, как выглядел старик?

- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

- Почему мальчик поверил старику?

- Изменило ли поведение Павлика волшебное слово?

Работа в группах слайд

- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Делимся на группы.Найдите в тексте и прочитайте….

1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

Перед вами конверты с различными ситуациями из жизни.Вам надо их прочитать и найти верное решение.

1 группа:Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». 
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
2 группа:Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
3 группа:Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.

7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение. слайд

- Перед вами конверты , в них вы найдете части пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые пословицы и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек…. потом – говори.

Сначала думай….. добром и платят.

Вырасти вырос …….. добру и учит.

Век живи………. а ума не вынес.

За добро………. век учись.

- Какая пословица подходит к нашему произведению?

- Так какова главная мысль рассказа?

- Кто на самом деле творил чудеса?

- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)

- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

- Что для этого нужно?

Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.

-Что посеешь, то и пожнешь.

За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой

1.Добрый человек добру и учит.

2.Сначала думай, потом говори.

3.Вырасти вырос, а ума не вынес.

4.Век живи, век учись.

5.За добро добром и платят.

Добрый человек добру и учит

За добро добром и платят

8.Итог урока. слайд

- Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?

- Как они действуют на людей?

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?

Люди становятся добрее, улыбаются в ответ

Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать

9.Рефлексия деятельности. слайд

Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.

Сделать это нам помогут карточки на парте.

Но будьте внимательны:

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось-солнышко

- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше-солнышко с тучко

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось-тучка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Презентация по теме "Типы уроков.Урок открытия нового знания."

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия....

Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...