Главные вкладки

    Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Петухова Марина Олеговна

    Предмет: литературное чтение;

    Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

    Открытый урок по литературному чтению:

    В.А.Осеева

     «Волшебное слово».

                                                          Подготовила: М.О.Петухова,

                                                                  классный руководитель 2 класса Б

    2017/2018 учебный год


    Предмет: 
    литературное чтение;

    Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Формирование УУД:

    1.Личностные действия:

    1.1формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
    1.2формирование  мотивации к обучению и познанию
    1.3 формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
    1.4формирование уважительного отношения к иному мнению

    2.Регулятивные действия:

    2.1овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
    2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
    2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
    2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
    2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

    3.Познавательные действия:

    3.1 осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и  людей.
    3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
    3.3установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

    4.Коммуникативные действия:

    4.1формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
    4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
    4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог

    1.Организационный момент(слайд1-2)

    Придумано кем-то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться

    -Доброе утро!

    -Доброе утро солнцу и птицам,

    -Доброе утро улыбчивым лицам.

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым…

    Доброе утро длится до вечера. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.

    2.Проверка домашнего задания- слайд 3-4 

    Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем?( Я и мои друзья)

    - Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)

    - Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

    Продолжите предложение на слайде

    Выразительное чтение. Игра "Эстафета" (начинает учитель, передает эстафету другому ученику, затем ученик передает другому ученику и т.д.)

    Молодцы, ребята!

    3. Формулирование темы и задач урока

    Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? (Вежливые)

    -А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

    То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

    А теперь давайте проверим, все ли слова вы помните.

    Чтобы лучше вспомнить вежливые слова,  мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

    Встретив зайку, ёж-сосед                
    Говорит ему: «…»   (Привет!)
    А его сосед ушастый
    Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
    К Осьминожке Камбала
    В понедельник заплыла,
    А во вторник на прощанье
    Ей сказала: «…»   (До свиданья!)
    Неуклюжий песик Костик
    Мышке наступил на хвостик.
    Поругались бы они,
    Но сказал он «…»   (Извини!)
    Трясогузка с бережка
    Уронила червяка,
    И за угощенье рыба
    Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
    Чудно пел среди ветвей
    Голосистый соловей,
    И ему на всю дубраву
    Воробьи кричали: «…»   (Браво!)
    Толстая корова Лула
    Ела сено и чихнула.
    Чтобы не чихала снова,
    Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

    Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.

    -А почему их так называют?

    С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.(вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)

    Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?

    - Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

    Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.

    -Что такое биография?

    Биографию рассказывает ученица(Соловьева Полина). слайд

    Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.В своих книгах она рассказывала детям о том "что такое хорошо, и что такое плохо". Первый рассказ - "Гришка". Первая книга - "Рыжий кот". А за книгу "Васёк Трубачёв и его товарищи" получила государственную премию.

    А еще я хочу добавить:

    1. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

    2. Большой успех выпал на долю повести "Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы "Найди меня, Леня" (1971) и "Раннее, раннее утро..."

    3. Призы и награды

    Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

    4. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

    Откроем страницу 87.

    - Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?

    -Как вы думаете, о чем оно будет?

    - Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

    Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова, сложные слова. А теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Слайд

    Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

    Стряпала - готовила пищу.

    Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

    4.Первичное закрепление. слайд

    Слушаем аудиозапись и думаем над вопросом:

    - Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

    -Проверка восприятия

    - Назовите главного героя рассказа.

    - Понравился вам мальчик? Почему?

    - Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

    Кто помог мальчику?

    - Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

    Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.

    -А что такое просьба?

    Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

    -Ребята, как, при помощи чего можно выразить просьбу? 

    Сейчас двое из вас покажут сценку, а вы догадайтесь, о чем они просят.

    Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
    С помощью чего была выражена просьба?

    -Как её выразить с помощью слов?

    Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. 

    -Какое вежливое слово нужно использовать, когда о чем-либо просишь?

    5.Физкультминутка. слайд

    Игра "Пожалуйста".

    - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Эта игра на внимательность. Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

    Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

    Руки на пояс!

    Пожалуйста, руки на пояс!

    Выполняем приседания!

    Приседаем 2 раза, пожалуйста!

    Прыгаем, как зайчики!

    Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

    Пожалуйста, садимся на свои места!

    - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

    Играют в игру по правилам. Выполняют движения.

    6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. слайд

    Повторное чтение

    Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.»(Чтение детьми текста)

    - Работа над содержанием

    -Как нужно произносить волшебное слово?

    - Каким мы видим мальчика?

    - Как он разговаривал с окружающими?

    - Нравится ли он вам?

    Чем он вам не нравится?

    - Что случилось с Павликом?

    - Можно ли было помочь мальчику?

    Чем?

    - Кто помог Павлику?

    - Прочитайте, как выглядел старик?

    - Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

    - Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

    - Почему мальчик поверил старику?

    - Изменило ли поведение Павлика волшебное слово?

    Работа в группах слайд

    - Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Делимся на группы.Найдите в тексте и прочитайте….

    1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

    2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

    3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

    Перед вами конверты с различными ситуациями из жизни.Вам надо их прочитать и найти верное решение.

    1 группа:Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». 
    Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
    2 группа:Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
    Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
    3 группа:Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.

    7. Включение нового

    знания в систему знаний и повторение. слайд

    - Перед вами конверты , в них вы найдете части пословиц. Ваша задача,собрать из частей целые пословицы и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

    Добрый человек…. потом – говори.

    Сначала думай….. добром и платят.

    Вырасти вырос …….. добру и учит.

    Век живи………. а ума не вынес.

    За добро………. век учись.

    - Какая пословица подходит к нашему произведению?

    - Так какова главная мысль рассказа?

    - Кто на самом деле творил чудеса?

    - Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)

    - Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?

    - Что для этого нужно?

    Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.

    -Что посеешь, то и пожнешь.

    За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой

    1.Добрый человек добру и учит.

    2.Сначала думай, потом говори.

    3.Вырасти вырос, а ума не вынес.

    4.Век живи, век учись.

    5.За добро добром и платят.

    Добрый человек добру и учит

    За добро добром и платят

    8.Итог урока. слайд

    - Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?

    - Как они действуют на людей?

    -С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?

    Люди становятся добрее, улыбаются в ответ

    Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать

    9.Рефлексия деятельности. слайд

    Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.

    Сделать это нам помогут карточки на парте.

    Но будьте внимательны:

    -если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось-солнышко

    - если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше-солнышко с тучко

    - а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось-тучка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

    Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

    Презентация по теме "Типы уроков.Урок открытия нового знания."

    Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия....

    Урок математики Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями Тип урока: Урок «открытия» нового знания 4 класс (Система Л.В. Занкова)

    Данный урок способствует организации действий учащихся, направленных на усвоение умения решать примеры на умножение многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями через письменное решение с запис...

    Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

    формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...