Конспект урока по чтению 1 кл РНС "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Киреева Ольга Николаевна
Цель урока систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение. систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lis-sest_i_volk.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  литературному чтению в 1 классе

Раздел: Сказки.

  Тема:  Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.

                 

Цель урока:  систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать  характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:  

-  развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

- развитие  устной речи;  образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование  умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных умений (умения работать  с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
  • развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
  • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;  нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока:  сказка, персонаж,  кластер.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

 (организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и  цели урока  в виде вопросов.

Методы:  подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять  звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А  работать  и читать!

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям.  К какому жанру литературы они относятся? Слайд

-Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство  с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также   поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями? 

 

- Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте.

II. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

-

- Чем отличается сказка от других жанров литературы?  

- Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

- Назовите авторские сказки.

- Назовите народные сказки.

- Дополните схему.Слайд

             

Физминутка для глаз

Сказки просят:  Слайд

- А сейчас вы, друзья, узнайте нас! (Карточки) (дети читают отрывки)

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…    Слайды

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

- Подумайте, какая сказка будет «лишняя»  и почему?

- В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы,  Кощей Бессмертный и т.д.

- Народные и авторские.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

- Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III. «Открытие нового знания»

Цель:

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка»,  прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о  котором мы будем вести речь.  Слайд

Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. 

Проведём небольшую викторину.

Дети читают с листочков

 Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

Слайды

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой

-Угадайте о какой сказке пойдет речь

5)- А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Это русская народная сказка ,

Но вначале проведём словарную разминку.

 - словарная разминка:  

Видит лисица, откуда зарница

Хвостом веером туч не развеяла.

- Прочитайте шепотом

-        вполголоса убыстряя темп

                         Прочитать быстро

Кто может прочитать быстрее.                    

- Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Физминутка для глаз.

-  - А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

    - Это лиса.

«Теремок»

 «Заюшкина избушка»

 

«Лиса и медведь»

 

«Лисичка со скалочкой»

«Лисичка-сестричка и волк»

- Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV. Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.

Способы: работа в парах.

- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?

- А для чего деду понадобилась лиса?

- Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?

- Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?

- Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?

- Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему?

- Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение.

Физминутка

- А сейчас работаем в паре.  На странице 111 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям.

Усталость, радость, страх, злость.

Злость, обида.

Радость, торжество

Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, самооценка.

-  А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.111)

Оцените свою работу с помощью сигналов.

       -   справился          - не справился



Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов   (красный – справился, синий – не справился).

VI. Домашнее задание.

Слайд Сегодня мы познакомились только с одним из  главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома  нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно.

Запись домашнего задания

VII. Итог урока.  Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

-  Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?

- Сейчас вам нужно будет поработать в группах , заполните  таблички, которые у вас на партах (составление кластера).

лисонька

хитрая

хитрит

обманщица

Кумушка

лисичка - сестричка

Патрикеевна плутовка кума

-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе зеленый фонарик, если по  2-3 слова, то синий, если 0-1, то желтый.

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то  поднимите  лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.

          

- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика)  за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?

Прозвенел для нас звонок.

Всем спасибо за урок.

- Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая , привлекательная, рыжая, злая.
- Обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает,  притворяется.

Воровка, трусиха, певица, плясунья, подлиза, лгунья, притворщица, хитрюга

 Дети проводят самооценку.

Дети показывают карточки с изображением животных.

Дети учатся оценивать работу других детей.

     МОУ  «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области»

                                                                                                                                          Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Киреева Ольга Николаевна

2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Конспект урока литературного чтения. Б. Заходер "Как волк песни пел"

Данный конспект урока поможет педагогу в подготовке  и проведению урока литературного чтения....

конспект урока литературного чтения 3 класс по теме "р.н.с.Иван-царевич и серый волк"

Цели: продолжить работу над русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк»); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творчес...

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Лондон "Бурый волк"

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме: Д. Лондон "Бурый волк"Автор: учитель начальных классов МБОУ НШ № 24 Пермякова Светлана Федоровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание мате...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк

Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...

Конспект урока литерного чтения в 1 классе . Тема : И.Токмакова "Мы играли в хохотушки", Я.Тайц "Волк", Г.Кружков "Ррры!"

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме : И.Токмакова "Мы играли в хохотушки", Я.Тайц "Волк", Г.Кружков "Ррры!"...