Разработка урока по творчеству Некрасова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

Темa: Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок)

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_n.a.nekrasovu.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Литературное чтение. 3 «Д» класс                                                                                

             Учитель:    Инна Викторовна Кузнецова

Темa: Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок)

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова, стихотворениями о детях; способствовать развитию эмоционально-нравственного восприятия произведения, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений о детях

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Правильно называют произведения и книги Некрасова. Находят справку о поэте в книгах- справочниках. Читают и сравнивают два отрывка. Сравнивают интонационные рисунки, выявляют позицию автора-рассказчика, автора-героя. Читают статью К. И. Чуковского «Мужичок с ноготок»

Личностные результаты

Владеют знаниями основных моральных норм поведения.

УУД (метапредметные)

Познавательные:  общеучебные – осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы  по содержанию прослушанного произведения; используют знаково- символические средства для решения учебной задачи; логические- осуществляют анализ, сравнение; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основное содержание темы, понятия и термины

Стихотворения о детях. Н. А. Некрасов «Крестьянски е дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрыок)К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок». Сравнения. Эпитеты. Интонационные рисунки. Поэзия автора- рассказчика, автора- героя.

Оборудование к уроку :

- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2010;

- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2011 г;

- портрет  Н.А.Некрасова;

- выставка книг писателя; словари.

-памятки «Синквейн», «Чтение стихов».

Ход урока :

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок , друзья.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность  к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

        Наш урок литературного чтения начинается с проверки домашней работы. Вы получили творческое задание: подготовить модель обложки к произведениям Толстого. Прошу вас назвать произведение, выбранное вами, и определить его жанр.

    Вы много нового узнали о творчестве писателя, о разнообразии его жанров, прочитали его мудрые и поучительные произведения. В средней школе вы продолжите изучения его наследия.

Выходят дети с  самодельными страницами, посвященными  изученным произведениям Л.Н.Толстого : сказки «Два брата» , «Работник Емельян и пустой барабан», «Ореховая ветка», басня «Белка и Волк», рассказы «Лебеди», «Зайцы», рассказ-быль «Лев и собачка», «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

(Оценка 5-6 работ)

3. Подготовка к основному этапу. Определение темы. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови»

 Цель : Выявление читательского опыта учащихся.

 Сформулировать тему урока. Посмотрите на оформление доски и подумайте, какова тема урока.

Тема нашего урока – произведения Н.А.Некрасова.

(Выступление Нормуротовой М.)

 Учился поэт в Петербургском университете. В этом городе  он  потом жил и работал.  Но яркие картины из детства напоминали о себе. Некрасов  написал  прекрасные стихи.. Вспомним некоторые из них, изученные в 1 и 2 кл.

 - Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики точно сбесились:

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают:

Берег завидели плуты косые,

Озимь, и рощу, и кусты густые!..

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил — и „с богом!“ сказал...

- В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: "Не убейся, родная!"

Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки - и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой,

Любит она её смех молодой...

  На какую тему эти стихи? Верно, о природе и о детях.

- Это  Н.А.Некрасов.

- Отвечают на вопросы учителя.

-

 «Дед Мазай и Зайцы»

- «Саша»

- О природе и о детях

4. Работа с научной статьей учебника.

Цели: формирование навыка работы со статьей.

Прочитаем вводную статью в учебнике «Н.А.Некрасов»

- О каком уголке России  часто писал Некрасов свои стихи?

- Кто исследовал творчество Некрасова?

Чтение вслух статьи учебника.

Отвечают на вопросы..

5. Физминутка.

Выполняют упражнения.

5.Работа с отрывком из стихотворения «Крестьянские дети»

Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии

- Обратимся к выставке книг поэта. Кто изображен на их обложках? Правильно, дети. Как они выглядят? Чьи эти дети? Во что одеты крестьянские дети? Что вы знаете об их жизни?

- Чтение отрывка хорошо читающим учеником.

-  Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. А теперь приступим к тренировочному чтению. Чтение отрывка «Крестьянские дети»

- Вспомним правила чтения поэтического произведения:

1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

-  Прочитайте отрывок самостоятельно, соблюдая правила памятки.

На обложках мы видим картины русской природы и лица детей. Это крестьянские дети, одетые в простую одежду.

Их жизнь была нелегкой. Они рано начинали помогать взрослым.

- Работают над расстановкой пауз.

- Паузы бывают короткие, средние и длинные.

- Пробное  выразительное чтение стихотворения.

6.Работа со стихотворением «Мужичок с ноготок». Введение понятия «лирический герой».

Цель : Развитие творческих способностей уч-ся, формирование навыка работы со словарем.

 - Прочитайте слова, написанные на доске.

ПОЛУШУБОК, ШЕСТВИЕ, ВЕСТИМО, ЧИННО.

 Объясни значение этих слов, пользуясь словарем. Какие из слов называются устаревшими?

- Кто  мог произносить эти слова? В какое время?

Чтение по ролям.

- Кто главный герой стихотворения?

Такой персонаж называется «лирический герой».

(вывешивается карточка).  К нему обращены чувства и переживания автора и читателей.

- Как поэт говорит о мальчике?

- Каким тоном мальчик разговаривает с прохожим? Почему?

- Каким вы представляете себе Власа? Какие слова говорят о том, что он считает себя взрослым? Прочитай?

Составим коллективное описание лирического героя Власа по памятке «Синквейн»:

  1. Имя героя.
  2. Три слова-признака героя. (какой?)
  3. Три слова-действия героя (что делает?).
  4. Составь одно предложение о нем.

Объясняют значения слов.

Работают со словарем в группах.

Чтение по ролям  «Мужичок с ноготок».

Отвечают на вопросы  устно.

Выраз. чтение стихов.

Работают над стихотворением.

Работают по памятке:

1. Влас.

2. Он спокойный, маленький, важный.

3. Он ведет, шествует, отвозит.

4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.

7. Работа в тетради на печатной основе. Создание мотивации для чтения целого произведения.

Цель: Формировать интерес к русскому слову.

- Открой ТПО на странице 87.

-- Когда и где происходит действие?

 Прочитай задание № 1 «Точное слово». Подчеркни ответы.

 Выполни задание №3 «Эрудит». Выполни эту работу в парах.

 - Подберите синонимы к словам «малюточка» и «шествуя». ( №3, с.88).

Работают в тетради.

Самостоятельно работают в парах.

Подбирают синонимы.

8. Работа с текстом

Чтение статьи К. И. Чуковского «Мужичок с ноготок»

Беседа по вопросам к статье.

Слушают чтение статьи .

Отвечают на вопросы

9 Рефлексия .

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

-Какая учебная задача стояла перед нами?

- Удалось её решить?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

Учились  анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

Сигнальные карточки.

10. Домашнее задание

Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.125 наизусть

Записывают домашнее задание

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"

Данная методическая разработка урока  помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества.  Урок построен с использованием игровой технологии....

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."

Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии  проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100"....