Тема урока: «Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. Владимир Маяковский».
методическая разработка по чтению на тему

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._mayakovskiy.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока: «Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. Владимир Маяковский».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Создание условий для знакомства со стихотворением Владимира Владимировича Маяковского «История Власа  лентяя и лоботряса», формирование умений работать с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;

- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация. 

Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Организационный момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

2

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

5

5

Основная часть

28

6

Рефлексия + подведение итогов

2

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок.

(Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.)

Личностные: приучение к порядку

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Познавательные:

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Предметные:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;

Личностные:

Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Рассказ стихотворений наизусть Р. Бёрнс, Р. Киплинг.

Постановка проблемы

- Ребята, посмотрите на иллюстрации книг. Что вы видите на этих иллюстрациях?

- С какими стихотворениями этого автора вы уже знакомы?

- Кто мне скажет, что такое стихотворение?

- А какие стихотворения вы помните? Кто их автор?

- Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке.

- Откройте свои учебники на странице 182

- Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения

- А как вы догадались, что это стихотворение?

- Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь?

Беседа до чтения

Родился Маяковский в Грузии. Будущий гений советской поэзии не смог окончить обучение в школе. Его исключили за неуплату. За свою недолгую жизнь Маяковский трижды арестовывался. Это происходило в пору его юности в 1908–1909 годах. Стихотворения, написанные «лесенкой», являются изобретением Маяковского. Многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве, потому что в то время издательства платили гонорары авторам за количество строк, а не знаков. В 1912 г. опубликовал первое стихотворение — «Ночь», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир».

– Что такое литературный утренник?

– Кто выступал на утреннике в Сокольниках?– Для кого устраивался утренник?

– Каким вы увидели В. Маяковского?

– Какими могут быть его стихи?

– Можно ли понять из названия стихотворения, кто такой Влас? А из рисунка к тексту на с. 103?

Беседа во время чтения

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Напомнила ли вам сказка Маяковского какой-либо другой художественный текст? (Чаще всего дети вспоминают «Балладу о фокусах шоколада» Ю. Мориц.)

– Что между ними общего? (Герой, которого высмеивает автор; наказание за жадность или лень; стихотворная форма.)

– О каком герое идёт речь в этом стихотворении? (О Власе.)

– Что показалось самым смешным? А самым серьёзным?

Комментированное чтение.

– Прочитайте стихотворение вслух и покажите, как рисует Маяковский ребёнка Власа.

Влас Прогулкин – милый мальчик,  (прямая авторская характеристика)

Спать ложится, взяв журнальчик.

Всё в журнале интересно.

Дочитаю весь, хоть тресну!

– Нравится вам Влас? Почему?

– Какие приметы времени встретились в стихотворении?

– Как автор выражает своё отношение к герою? (Сначала «милый мальчик», потом «разиня», «лоботряс», потом «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»).

– Как выражена главная мысль стихотворения – в явном или в неявном виде? Как вы думаете, почему?

Выразительное чтение стихотворения.

– Какую позицию занял автор? (Он – обличитель.)

Беседа после чтения

– Как проявилась в стихотворении общественная позиция Маяковского?

– Что олицетворяет собой Влас?

– С чем борется поэт? Точно ли выбрано слово «борется», уместно ли будет сказать «не соглашается», «не принимает»?..

– Докажите, что, несмотря на обличительный пафос, читателей в первую очередь привлекает в стихах Маяковский-поэт. (Как он играет со словами? Рифмой?)

– Что нового для себя вы открыли в Маяковском?

– Известно, что М. Пришвин любил творчество Маяковского, сравнивал себя с ним. Послушайте фрагмент из его дневниковых записей, определите, что объединяет этих писателей

 «Читаю взасос Маяковского. Считаю, что поэзия – не главное в его поэмах. Главное – то, о чём я пишу каждый день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано – день пришпилен, и это есть правда, которой, оказалось, служил Маяковский».

– Как относились Пришвин и Маяковский к труду писателя?

Рефлексия + подведение итогов

Активно работали на уроке …

Красиво и правильно выражали свою мысль …

Внимательно слушали одноклассников …

Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Тема: урок - путешествие «Путешествие за границу России». Заседание клуба путешественников.

Урок по окружающему миру в 4 классе, по программе Перспектива, проходит как заседание Клуба путешественников. Главной задачей урока является углубление и расширение по страноведческой географии. Разви...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...